Об авторе

О проекте

Документы ЦК

Публикации

Выступления

Книги

письма

Ссылки

Архив

1992-1995

1996-1999

2000-2003

 

ГОД 1982

СОВЕТСКИЙ СОЮЗ И АРАБСКИЕ СТРАНЫ

Содержание

Корни советско-арабской дружбы.

Плодотворное сотрудничество.

За справедливое ближневосточное урегулирование.

Против сил агрессии, за прочный надежный мир.

Краткие сообщения.

Литература.

На огромных пространствах от Атлантики до Аравийского моря раскинулся многоликий и своеобразный арабский мир. Еще в начале XX века там господствовал империализм: почти все арабские страны были колониями, протекторатами или подмандатными территориями западных держав. Неистребимой оставалась воля арабов к независимости. Начавшееся под влиянием Великого Октября пробуждение Востока охватило и арабский регион. А несколько десятилетий спустя, в результате победы Советского Союза в войне против германского фашизма и японского милитаризма, образования мировой социалистической системы, движение за национальное освобождение одержало там, как и повсюду на трех континентах, выдающиеся победы.

Ныне арабские народы - вершители собственных судеб. Независимые государства арабского региона активно участвуют в мировой политике, пользуются авторитетом и влиянием в движении неприсоединения. Несомненно, восторжествует и справедливое дело арабского народа Палестины, продолжающего борьбу за осуществление своего законного права на самоопределение и создание собственного независимого государства.

Страны современного арабского мира очень разные как по своему общественно-политическому устройству, так и по уровню экономического развития. Большинство их прилагало и прилагает усилия, направленные на укрепление своей независимости, решение проблем ликвидации колониального наследия, подъема национальной экономики, развития самобытной культуры и искусства. Особенно значительных успехов в этом достигли страны, избравшие путь социалистической ориентации и осуществляющие глубокие Социально-экономические преобразования в интересах трудящихся масс. Эти страны проводят и подлинно независимый внешнеполитический курс, отвечающий коренным интересам их народов. Вместе с тем есть в арабском мире и государства, которые по многим вопросам внутренней и международной жизни все еще идут в фарватере политики империализма.

Характер и глубина социальных и иных перемен, происходящих в арабском мире, во многом зависят от внешнего фактора. В настоящее время в условиях обострившейся международной обстановки арабские страны подвергаются массированному нажиму империализма и неоколониализма. Опираясь на всестороннюю поддержку, а теперь и на "стратегическое сотрудничество" с США, Израиль продолжает агрессию и экспансию против арабских народов, что является основной причиной взрывоопасной ситуации в этом районе. Растущую угрозу безопасности арабских стран и народов представляют действия вашингтонской администрации, которая, произвольно объявив район Ближнего и Среднего Востока сферой "жизненных интересов" США, пытается надолго утвердить там американское военное присутствие, втянуть наряду с Израилем и Египтом другие государства в свои военные приготовления, сколотить новые военно-политические группировки, нацеленные против прогрессивных режимов и патриотических сил арабского мира.

Неоколониалистские происки американского империализма и его ставленников встречают усиливающееся противодействие со стороны арабских государств и народов, которые полны решимости отстоять свое право жить в условиях прочного и справедливого мира, защитить свой суверенитет и независимость. Эта борьба одновременно является и их вкладом в дело упрочения всеобщего мира и международной безопасности.

Верный ленинским принципам внешней политики, Советский Союз вместе с другими странами социалистического содружества целиком на стороне арабских и всех освободившихся государств в их борьбе за укрепление своей независимости, за полное и безоговорочное право распоряжаться по собственному усмотрению своими природными богатствами. Эта линия была вновь подтверждена на XXVI съезде нашей партии. Как заявил Л. И. Брежнев, "КПСС и впредь будет последовательно проводить курс на развитие сотрудничества СССР с освободившимися странами, на упрочение союза мирового социализма и национально-освободительного движения" 1.

Выдвинутая съездом Программа мира для 80-х годов исходит из того, что высшей целью внешней политики Советского государства было, есть и остается обеспечение мира. Важное значение придается в этой связи достижению политического урегулирования международных конфликтов на основе уважения законных прав государств и народов. Советский Союз прилагает, в частности, большие усилия к тому, чтобы добиться ликвидации опасности военного очага на Ближнем Востоке, тем более, что этот район находится в непосредственной близости от рубежей нашей страны и других стран Варшавского Договора. Эти усилия органически вписываются в борьбу СССР за прекращение гонки вооружений и разоружение, за сохранение разрядки и устранение угрозы ядерной войны.

Корни советско-арабской дружбы.

Характерной чертой современной международной жизни является неуклонный рост авторитета и влияния Советского Союза, всего мира социализма на нашей планете. Не в силах противостоять этой объективной и исторически закономерной тенденции, империалистические круги стран Запада ведут широкую и интенсивную кампанию пропаганды, направленную на извращение целей и принципов советской внешней политики. Объектом этой кампании, в особенности в последние годы, стали и отношения СССР с арабскими странами.

Бросается в глаза, что в мутном потоке антисоветских измышлений тон явно задают высшие государственные деятели нынешней американской администрации. Чего стоят, например, заявления об опасности и даже вероятности "советского нападения" на Ближний Восток или утверждения о "причастности Кремля" чуть ли не к каждому неблагоприятному для США событию в этом районе?

Отнюдь не хотят оставаться в обозе и представители американской "научной" мысли, разного рода "советологи", рядящиеся в одежду "специалистов" по арабским делам. В работах А. Рубинштейна, Дж. Ленцовского, Р. Маклорина утверждается, например, что главной целью политики Советского Союза на Ближнем Востоке является обеспечение стратегического превосходства над США в этом районе. Эти и другие буржуазные авторы нередко пускаются в рассуждения о выгоде, которую извлекает-де СССР из напряженности на Ближнем Востоке, приписывают ему стремление утвердить там свое "политическое" и иное присутствие. В особенности усиленно распространяется версия о мнимой заинтересованности Советского Союза в том, чтобы отрезать Запад от источников нефтеснабжения в районе Персидского залива и, более того, установить свой контроль над этим регионом.

Одновременно буржуазная пропаганда пытается представить в ложном свете сам характер дружественных отношений СССР с арабскими странами, тщится доказать наличие у него каких-то корыстных интересов, неэффективность советской экономической помощи арабам, твердит об опасности для них широкого развития культурного сотрудничества с миром социализма.

Нельзя сказать, что повсюду в арабском мире эти и подобные измышления буржуазных фальсификаторов встречают должный отпор. Кое-где они падают на благоприятную почву, созданную экономической и культурной отсталостью, унаследованной от векового господства колонизаторов и империалистов. Имеет значение и тот факт, что арабский регион в целом продолжает испытывать на себе давление мирового капиталистического хозяйства. Наконец, наличие в некоторых арабских странах реакционных режимов, ориентирующихся на Вашингтон и располагающих широкой сетью средств массовой пропаганды, в значительной мере способствует распространению среди арабов всякого рода вымыслов или тенденциозных представлений о тех или иных аспектах советской внешней политики.

При всем этом неоспоримо, что правда о советской действительности и миролюбивом внешнеполитическом курсе нашей страны становится достоянием все более широких масс арабских народов. Знаменательно и то, что руководящие деятели целого ряда влиятельных арабских стран высоко оценивают политику СССР на Ближнем Востоке. Общность подхода к кардинальным вопросам положения в этом районе и к актуальным международным проблемам отражена в совместных документах Советского Союза со многими странами арабского региона. А разве не показателем крепнущей советско-арабской дружбы является хотя бы тот факт, что только в 1980-1981 гг. СССР посетили с официальными визитами руководящие деятели Сирии, Алжира, Ливии, Демократического Йемена, Йеменской Арабской Республики, Ирака, Иордании, Кувейта, а также Организации освобождения Палестины?

Советско-арабская дружба имеет глубокие исторические корни. Неиссякаемым источником ее жизненной силы являются основы отношений между Советским государством и странами Востока, заложенные в первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции В. И. Лениным. Прочность этих основ подтверждена самой жизнью. Не случайно же буржуазные фальсификаторы в своих писаниях пытаются всячески игнорировать связь времен, намеренно уходят от конкретно-исторического сопоставления советской политики и курса западных держав по отношению к арабскому миру.

Творчески развивая идеи К. Маркса и Ф. Энгельса по национально-колониальному вопросу, В. И. Ленин постоянно подчеркивал глубокую органическую взаимосвязь между силами социализма и национального освобождения, общность их интересов в борьбе против империализма. "Мы все усилия приложим, - писал он в 1916 г., - чтобы с монголами, персами, индийцами, египтянами сблизиться и слиться, мы считаем своим долгом и своим интересом сделать это, ибо иначе социализм в Европе будет непрочен" 2. Вместе с тем, уверенно предсказывая победоносный исход освободительного движения народов Востока, В. И. Ленин отмечал на II Всероссийском съезде коммунистических организаций народов Востока 22 ноября 1919 г., что оно "может получить разрешение не иначе, как в непосредственной связи с революционной борьбой нашей Советской республики против международного империализма" 3.

В Декрете о мире и других первых документах Советской власти решительно отвергалась угнетательская политика царизма и колонизаторов, заявлялось о поддержке движений народов за свою свободу и независимость. Впервые в истории провозглашались подлинно демократические принципы отношений между всеми странами и народами: равноправие, уважение национального суверенитета, признание права наций на самоопределение и независимость, отказ от аннексии чужих территорий, невмешательство во внутренние дела друг друга. В подписанном В. И. Лениным обращении Советского правительства "Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока" и, в частности, к персам, туркам, арабам и индусам, "головами и имуществом которых, свободой и родиной которых сотни лет торговали алчные хищники Европы", декларировалось: "Вы сами должны быть хозяевами вашей страны! Вы сами должны устроить свою жизнь по образу своему и подобию! Вы имеете на это право, ибо ваша судьба в собственных руках" 4.

С самого своего основания Советское государство выступило как бескорыстный друг и союзник арабских народов. Решительно разоблачив мандатную систему Лиги наций как форму колониализма, Советское правительство отказалось признать мандаты Англии на Ирак, Палестину и Трансиорданию, а Франции - на Сирию и Ливан. Оно также осудило режим капитуляций, навязанный империализмом арабским и другим странам Востока.

В 20-х годах правительство СССР и советская общественность выступили в поддержку восстаний против английского господства народов Египта и Ирака, национально-освободительного движения и вооруженной борьбы народов Сирии и арабских племен Марокко против французских колонизаторов, освободительной борьбы арабов Палестины, Ливии, Туниса, Судана. Ленинская дипломатия последовательно защищала интересы арабов на международных встречах и конференциях. Огромное значение для арабов и других борющихся народов Востока имела ленинская программа по национальному вопросу и практика ее осуществления в Советском Союзе.

В 1924 г. Советское правительство установило дипломатические отношения с Хиджазом - суверенным арабским государством, возникшим на западе Аравии. Советская дипломатическая миссия в Джидде стала первым официальным представительством СССР в арабских странах.

В 1926 г., когда в результате войны между Хиджазом и султанатом Недждом образовалось на основе личной унии новое независимое государство, впоследствии принявшее название Саудовской Аравии, Советский Союз первым заявил о его признании, отметив, что считает себя находящимся с ним в состоянии нормальных дипломатических отношений 5. Этот шаг был высоко оценен основателем нового государства Ибн Саудом. Советско-Саудовские отношения успешно развивались. В 1932 г. состоялся официальный визит в Москву саудовской правительственной делегации во главе с принцем Фейсалом. Он был принят М. И. Калининым.

В трудной борьбе с английскими колонизаторами проходило становление другого арабского государства- Йемена, получившего независимость в результате распада Османской империи. Попытки англичан организовать его политическую и экономическую блокаду потерпели неудачу. Немалую роль в этом сыграло то, что в ответ на обращение Йемена Советский Союз установил с ним дипломатические и торговые отношения. В 1928 г. в Сане представители двух стран подписали Договор о дружбе и торговле между СССР и Йеменом, в основу которого были положены принципы равенства, уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела.

Хотя до 40-х годов Советский Союз поддерживал дипломатические отношения только с двумя арабскими странами (с Саудовской Аравией и Йеменом), он вел, несмотря на сопротивление Англии и Франции, оживленную торговлю с Египтом, а также с Сирией, Ираком, Палестиной, Алжиром, Марокко и Тунисом.

Победы советских армий в ходе Великой Отечественной войны, ослабление позиций империализма вызвали новый подъем освободительной борьбы арабских народов. В арабском мире возрос авторитет Советского Союза. В августе 1943 г. Советский Союз установил дипломатические отношения с Египтом, независимость которого формально была признана Англией в 1922 г. В 1944 г. были установлены дипломатические отношения СССР с Ираком, ставшим независимым в 1932 г., а также с Сирией и Ливаном, добившимися политической независимости от Франции соответственно с 1941 и 1943 гг.

В первые послевоенные годы остро встал вопрос о независимости Ливии. Советский Союз решительно поддержал борьбу ливийского народа за свое национальное освобождение, против попыток империалистических сил расколоть страну и удержать там господствующие позиции. В декабре 1951 г. Ливия была провозглашена независимым государством, а в 1955 г. были установлены советско-ливийские дипломатические отношения. Вместе с рядом афро-азиатских государств Советский Союз содействовал обстоятельному рассмотрению в ООН в 1952-1953 гг. марокканского и тунисского вопросов, разоблачал стремление западных держав, в том числе США, всячески задержать предоставление независимости Марокко и Тунису. СССР горячо приветствовал достижение в 1956 г. этими государствами политической независимости. Позднее были установлены дипломатические отношения Советского Союза с Марокко (1958 г.) и Тунисом (1960 г.).

Важную роль для арабских, как и других борющихся народов, сыграла принятая в I960 г. Генеральной Ассамблеей ООН по инициативе Советского Союза Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Она наиболее полно учитывала требования колониальных народов, предусматривая их немедленное и полное освобождение от иностранного господства и, в частности, упразднение колониальных режимов во всех их формах, ликвидацию всех опорных пунктов колониализма в виде владений и арендованных районов на чужих территориях.

Советский Союз с самого начала встал на сторону алжирского народа, против которого Франция развязала в 1954 г. колониальную войну, опираясь на широкую военную поддержку союзников по НАТО и прежде всего США. Вопреки сопротивлению западных стран алжирский вопрос всесторонне рассматривался в 1955- 1962 гг. на ежегодных сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. На XIII (1958 г.) и XV сессиях (1960 г.) Советский Союз всецело поддержал проект резолюции афро-азиатских государств, в котором четко фиксировались принципы справедливого урегулирования алжирского вопроса: признание права алжирского народа на независимость и необходимость переговоров между французским правительством и созданным в сентябре 1958 г. временным правительством Алжирской Республики.

В I960 г. СССР признал де-факто6 временное правительство Алжирской Республики, установив тем самым политические отношения с этой страной, В марте 1962 г. алжирский народ одержал историческую победу: Франция были вынуждена подписать в Эвиане соглашение с временным правительством о самоопределении Алжира в качестве суверенного государства и о прекращении огня. Война против алжирского народа закончилась сокрушительным поражением колонизаторов и их пособников.

В октябре 1963 г. вспыхнуло восстание южнойеменского народа против английских колонизаторов. Большое значение в плане мобилизации мирового общественного мнения на его сторону имела принятая в декабре 1963 г. резолюция Генеральной Ассамблеи ООН по Адену и английским протекторатам, которая признавала право южнойеменского народа на независимость и требовала прекращения репрессий против патриотов. Советский Союз был одним из инициаторов этой резолюции. Дальнейшее развитие южнойеменской революции привело к образованию Народной Демократической Республики Йемен, избравшей путь социалистической ориентации. В 1967 г. Демократический Йемен и Советский Союз установили дипломатические отношения.

На протяжении 50-60-х годов Советский Союз установил дипломатические отношения с рядом других арабских стран: с Иорданией, Кувейтом, Суданом, Мавританией, Сомали, а в 1971 г. - с Объединенными Арабскими Эмиратами (без обмена представительствами). К настоящему времени из арабских стран СССР не имеет официальных отношений лишь с Бахрейном, Катаром и Оманом.

С самого своего возникновения молодые государства столкнулись с попытками империалистических держав сохранить и укрепить свое господствующее положение в их экономике, опутать их сетями неравноправных договоров и соглашений, не допустить ликвидации иностранных военных баз и прочих рычагов колониального насилия на арабских территориях. Отстаивая свои суверенные права, эти государства нередко обращались к Советскому Союзу за помощью и поддержкой и неизменно ее получали.

Так, в феврале 1946 г. СССР поддержал в Совете Безопасности ООН требования Сирии и Ливана о выводе английских и французских войск с их территорий и воспрепятствовал принятию резолюции, которая обусловливала этот вывод уступками, не совместимыми с независимостью освободившихся государств.

Из великих держав только СССР был на стороне Египта, когда его правительство обратилось в 1947 г. в Совет Безопасности с просьбой вынести решение об эвакуации с территории страны, английских войск.

В 1952 г. Советский Союз энергично отстаивал на Генеральной Ассамблее ООН требование о выводе в кратчайшие сроки всех иностранных войск и военного персонала из Ливии и ликвидации всех иностранных баз на ее территории. Эта позиция СССР была с одобрением встречена не только в Ливии, но и в других арабских странах.

В борьбе против освободительного движения арабских народов империализм активно использует созданное в 1948 г. государство Израиль, правящие круги которого с самого начала попрали резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 г. об образовании на территории Палестины двух государств - арабского и еврейского - и взяли курс на аннексию всей Палестины. Уже в результате израильско-арабской войны 1948-1949 гг. Тель-Авив оккупировал большую часть земель, предназначенных для арабского государства, а также западную часть Иерусалима, который согласно решению Генеральной Ассамблеи ООН должен был стать интернациональной зоной. Экспансионистские устремления Израиля не только не встретили противодействия со стороны западных держав, но, больше того, всячески ими поддерживались.

25 мая I950 г. правительства США, Англии и Франции опубликовали декларацию, по которой они в обход ООН и в одностороннем порядке фактически возлагали на себя роль гарантов арабо-израильских соглашений о перемирии, подписанных в 1949 г, В условиях того времени, в сущности, это было поощрением экспансионистской политики Израиля.

Отметим, что в тройственной декларации заявлялось о готовности западных держав осуществлять в страны Ближнего Востока поставки оружия. Конкретно речь шла как об Израиле, так и об арабских режимах, в то время во многом зависимых от Запада. Тем самым делалась ставка на подключение всего района Ближнего Востока к сфере деятельности только что созданного (в апреле 1949 г.) агрессивного блока НАТО.

В дальнейшем эти расчеты воплотились в планах организации под руководством западных держав так называемого средневосточного командования с участием Израиля, Египта, Сирии, Ливана, Ирака, Саудовской Аравии, Йемена и Иордании. Планы, в частности, предусматривали подчинение этому командованию вооруженных сил и передачу под его контроль военных баз, портов, коммуникаций и других сооружений указанных государств, а также размещение на их территориях иностранных войск.

Советский Союз активно поддержал государства Ближнего и Среднего Востока, которые оказали сопротивление попыткам вовлечь их в агрессивные военные группировки. В советских документах подчеркивалось, что планы создания средневосточного командования не имеют ничего общего с интересами поддержания мира и безопасности на Ближнем и Среднем Востоке, как и с подлинными национальными интересами государств этого района. Их осуществление могло привести лишь "к потере этими странами независимости и суверенитета и к подчинению их некоторым крупным державам, пытающимся использовать их территорию, их материальные ресурсы - нефть, хлопок и другие в своих агрессивных целях" 7.

Руководители нынешней администрации США, мыслящие категориями новых военно-политических альянсов на Ближнем Востоке, забывают уроки недавнего прошлого. А они учат, что народы этого района отнюдь не горят желанием участвовать в авантюристических замыслах империализма. Знаменательно, что даже в разгар "холодной войны" Вашингтону и Лондону не удалось сколотить широкой антисоветской и одновременно проколониалистской группировки на Ближнем Востоке, хотя в то время Запад располагал в странах этого района мощными рычагами политического, экономического и военного влияния.

Уже в своем совместном ответе от 21 июня 1950 г. на декларацию США, Англии и Франции арабские страны: Египет, Сирия, Ливан, Саудовская Аравия, Йемен, Ирак и Иордания-заявили, что они не допустят никакого действия, которое наносило бы ущерб их суверенитету и независимости. Арабские государства отказались также от участия в средневосточном командовании, и западные державы были вынуждены в конце 1951 г. признать неосуществимость планов его создания. Правда, натовцам удалось добиться заключения в 1955 г. Багдадского пакта, участником которого наряду с Англией, Турцией, Ираном и Пакистаном стал Ирак. Однако после июльской революции 1958 г., приведшей к падению реакционного режима Нури Саида, Ирак вышел из Багдадского пакта.

Мощным ударом по позициям империализма на Ближнем Востоке явилась революция 23 июля 1952 г. в Египте. Вставшее у власти правительство Гамаля Абдель Насера добилось прекращения английской оккупации страны и ликвидации в долине Нила всех английских военных баз. Оно провело ряд социально-экономических реформ, подорвавших позиции феодализма и крупной буржуазии, взяло курс на индустриализацию страны. Провозгласив основным принципом египетской внешней политики "позитивный нейтралитет", правительство Насера решительно отклонило попытки США втянуть Египет в Багдадский пакт. Насер первым из политических деятелей зоны освободительного движения оценил те возможности, которые открыла перед развивающимися странами мировая социалистическая система. Он выступил за установление и развитие тесного политического, торгово-экономического и иного сотрудничества с Советским Союзом.

Прогрессивный режим Насера стал главной мишенью империализма на Ближнем Востоке. В столицах западных держав, в том числе в Вашингтоне, с его устранением открыто связывали надежды на сохранение неоколониалистского господства как в Египте, так и во всем арабском мире. Именно эти цели преследовала развязанная Англией, Францией и Израилем в октябре 1956 г. прямая вооруженная агрессия против Египта, показавшего хороший пример защиты своих национальных прав и суверенитета. Интервенты намеревались разгромить Египет и тем самым деморализовать другие арабские государства, открыть пути к ликвидации их национальной независимости.

СССР твердо выступил в поддержку справедливого дела египетской революции. Советское правительство сразу же потребовало, чтобы Совет Безопасности ООН принял немедленные меры к прекращению агрессии против Египта и к выводу с его территории войск интервентов. Когда, применив вето, Англия и Франция заблокировали действия Совета и вопрос был перенесен на рассмотрение чрезвычайной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, советская делегация голосовала за принятую ею подавляющим большинством голосов резолюцию о немедленном прекращении военных действий и выводе иностранных войск с территории Египта.

Ввиду отказа Англии, Франции и Израиля выполнить эти требования Советское правительство заявило 5 ноября 1956 г. о своей решимости применением силы сокрушить агрессоров и восстановить мир на Востоке. Одновременно оно предложило Совету Безопасности потребовать от Англии, Франции и Израиля немедленно, но не позднее 12 часов с момента принятия его решения прекратить все военные действия против Египта и в трехдневный срок вывести вторгшиеся на территорию страны войска. Твердая позиция Советского Союза сыграла решающую роль в прекращении империалистической агрессии. Интервенты были вынуждены покинуть территорию Египта. Опасный очаг на Ближнем Востоке был ликвидирован.

В связи с исполнившейся недавно 25-летней годовщиной ближневосточного кризиса 1956 г. буржуазная пропаганда предприняла очередные попытки обелить позицию, занятую администрацией Эйзенхауэра по отношению к агрессорам. Так, нередко в драматической форме рассказывается о возмущении, охватившем американского президента, когда он узнал о нарушении Англией и Францией тройственной декларации 1950 г., о его демаршах перед правительствами этих стран с целью побудить их вывести войска из Египта. Кое-кто утверждает даже, что действия США "спасли" режим Насера.

Действительные исторические факты показывают, что на деле Соединенные Штаты проявляли не меньшую заинтересованность в свержении режима Насера в 1956 г., чем Англия и Франция. Этой цели должен был послужить, в частности, так называемый план Даллеса, предусматривавший установление "международного контроля" над Суэцким каналом в ответ на его национализацию правительством Насера в июле 1956 г.

Не менее тенденциозной является и версия о "про-египетской" позиции США в ходе самого кризиса. Остается фактом, что Вашингтон наотрез отказался публично осудить агрессоров и отклонил предложение СССР о совместных действиях по восстановлению и поддержанию мира на Ближнем Востоке. Что касается упомянутых демаршей Эйзенхауэра перед своими союзниками по НАТО, то они сами были прежде всего следствием твердой позиции, занятой Советским Союзом.

Наконец, действия Белого дома в значительной мере были продиктованы стремлением поскорее вытеснить Англию и Францию из района Ближнего Востока и утвердить там преимущественно американское влияние. Как отмечалось в заявлении ТАСС, "главной заботой США была не защита мира и национальной независимости арабских стран, а стремление воспользоваться ослаблением Англии и Франции на Ближнем Востоке, чтобы захватить их позиции в свои руки".

Ставка США на овладение ключевыми позициями в этом районе ярко проявилась в провозглашении в январе 1957 г. так называемой доктрины Эйзенхауэра, которая предусматривала прямое использование американских вооруженных сил для борьбы с "международным коммунизмом".

Советский Союз сразу же разоблачил агрессивную, колонизаторскую сущность этой доктрины. Вместе с тем он предложил США, Англии и Франции выступить с совместной декларацией, согласно которой четыре державы обязались бы придерживаться в своей политике на Ближнем и Среднем Востоке таких основных принципов, как сохранение мира в этом районе путем урегулирования спорных вопросов исключительно мирными средствами, с помощью переговоров; невмешательство во внутренние дела, уважение суверенитета и независимости стран этого района; отказ от всяких попыток их вовлечения в военные блоки с участием великих держав; ликвидация иностранных баз и вывод иностранных войск с их территорий; взаимный отказ от поставок оружия странам Ближнего и Среднего Востока; содействие экономическому развитию стран этого района без предъявления при этом политических, военных или иных условий, не совместимых с достоинством и суверенитетом этих стран 8.

Западные державы отклонили миролюбивые предложения Советского Союза. Более того, в июле 1958 г., руководствуясь доктриной Эйзенхауэра, США вместе с Англией совершили вооруженную агрессию в Ливане и Иордании с целью насаждения в арабском мире угодных им режимов.

Советское правительство потребовало от США и Англии прекратить агрессию и вывести войска из Ливана и Иордании. Были сделаны серьезные предупреждения Израилю и некоторым государствам НАТО о недопустимости использования их территорий и воздушного пространства для переброски войск агрессоров. В поддержку независимости и суверенитета арабских стран oвыступила чрезвычайная специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, созванная по инициативе Советского Союза. В конце 1958 г. интервенты были вынуждены уйти из Ливана и Иордании.

В час суровых испытаний, каким была для арабских народов агрессия Израиля 1967 г., Советский Союз, все братские социалистические страны заявили о полной солидарности с их справедливой борьбой. СССР разорвал дипломатические отношения с Израилем, В критический момент было заявлено, что если Израиль не прекратит: немедленно военных действий, то Советский Союз совместно с другими миролюбивыми государствами примет в отношении него санкции со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Агрессору не удалось добиться главных политических целей шестидневной войны: свержения прогрессивных режимов в Египте и Сирии. Однако он захватил Синайский полуостров, Западный берег реки Иордан и сектор Газа, Го л а некие высоты и восточную часть Иерусалима.

В центре борьбы арабских народов с тех пор встал вопрос о ликвидации последствий израильской агрессии. Это предполагает не только полный вывод войск Израиля со всех захваченных им в 1967 г. арабских земель.

Важнейшим требованием арабов является удовлетворение законных национальных прав арабского народа Палестины, в том числе его права на самоопределение и создание собственного независимого государства.

В результате агрессии 1967 г. Израиль завершил оккупацию всей территории, предназначенной по решению Генеральной Ассамблеи ООН для арабского государства. Однако это не сломило воли четырехмиллионного арабского народа Палестины. В конце 60-х годов многочисленные палестинские организации объединились в рамках созданной в 1964 г. Организации освобождения Палестины, которая стала политическим авангардом и руководящим ядром палестинского движения сопротивления. На конференциях глав арабских государств в Алжире (1973 г.) и Рабате (1974 г.) ООП была признана единственным законным представителем арабского народа Палестины. В международном плане это положение впервые было закреплено в резолюции XXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1974 г.). Резолюция подтвердила также неотъемлемое право палестинского народа на самоопределение и независимость. В поддержку нрава палестинцев на создание собственного независимого государства выступила VII чрезвычайная специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН (июль 1980 г., апрель, июнь 1982 г.).

Советский Союз, верный ленинским принципам солидарности с народами, борющимися за свое национальное освобождение, всегда был и остается на стороне правого дела арабского народа Палестины, оказывает ему бескорыстную помощь и всестороннюю поддержку. В июне 1976 г. в Москве при Советском комитете солидарности стран Азии и Африки было открыто представительство ООП, а в октябре 1981 г. ему был предоставлен официальный дипломатический статус. Председатель Исполкома ООП Я. Арафат неоднократно бывал в Советском Союзе. Эти визиты, теплые встречи и обмен мнениями с Л. И. Брежневым и другими советскими руководителями по широкому кругу вопросов, представляющих взаимный интерес, - яркое свидетельство прочности уз солидарности советского народа и палестинцев.

Проблема осуществления законных национальных прав арабского народа Палестины - сердцевина справедливого всеобъемлющего урегулирования на Ближнем Востоке. Всемерная поддержка этих прав, в особенности права на самоопределение и создание собственного государства, наряду с признанием ООП в качестве единственного законного представителя палестинцев стала показателем действительных намерений тех, кто заявляет о своей приверженности миру на Ближнем Востоке.

В отличие от Советского Союза, последовательно поддерживающего законные национальные права палестинцев, западные державы с самого начала игнорировали палестинскую проблему как проблему политическую. В особенности враждебную позицию к требованиям палестинцев заняли и занимают правящие круги США, которые на деле всегда поощряли израильские притязания на всю Палестину.

Эта линия логически вытекала из курса США на превращение Израиля в главное орудие для борьбы против прогрессивных режимов и освободительных движений на Ближнем Востоке. Огромная финансово-экономическая и военная помощь, предоставленная США Израилю в 1948-1967 гг. (более 5 млрд. долл.), явилась той материальной базой, опираясь на которую, он совершил широкую агрессию против арабских государств и оккупировал арабские земли, в том числе палестинские. После шестидневной войны масштабы американских субсидий Израилю еще более возросли. Первостепенное значение для Тель-Авива приобрела политическая поддержка США, в результате чего Совет Безопасности - этот главный орган ООН по поддержанию мира - оказался не в состоянии ни осудить агрессора, ни вынести решение о немедленном отводе войск Израиля с захваченных арабских территорий.

Жизнь показала, что чисто формальным было и голосование США за резолюцию № 242 Совета Безопасности от 22 ноября 1967 г., значение которой прежде всего состояло в том, что требование о выводе израильских войск со всех арабских территорий, захваченных в 1967 г., выдвигалось в ней как первый необходимый принцип установления справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке. Всей своей деятельностью в ООН и вне ее США вели дело к срыву выполнения этого решения Совета Безопасности в расчете на то, что затяжка ближневосточного кризиса ослабит позиции прогрессивных арабских режимов и подготовит почву для их устранения.

В создавшихся условиях Советский Союз и другие социалистические страны справедливо рассматривались в арабском мире в качестве главной и надежной опоры в борьбе за ликвидацию последствий израильской агрессии. Именно Советский Союз твердо и последовательно отстаивал интересы арабов в Совете Безопасности, на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН и на других международных форумах. Именно он оказал арабским государствам всю необходимую помощь, благодаря которой они смогли дать решительный отпор агрессору в ходе октябрьской войны 1973 г.

Обстановку разрядки начала 70-х годов Советский Союз активно использовал для продвижения дела подлинного всеобъемлющего ближневосточного урегулирования. В качестве политического механизма по достижению такого урегулирования он рассматривал Женевскую мирную конференцию, открывшуюся в декабре 1973 г. под сопредседательством СССР и США, с участием всех заинтересованных сторон. Советская программа всеобъемлющего ближневосточного урегулирования была изложена в выступлении А. А. Громыко на Женевской конференции 21 декабря 1973 г., в Предложении Советского Союза об урегулировании на Ближнем Востоке и Женевской мирной конференции от 2 октября 1976 г. и ряде другие документов. Наиболее подробно и детализировано она сформулирована в выступлении Л. И. Брежнева на XVI съезде профсоюзов СССР 21 марта 1977 г.

Советский Союз выделил следующие главные принципы и направления мирного урегулирования на Ближнем Востоке.
1. В основу итогового документа (или документов) о мире на Ближнем Востоке должны быть положены принцип недопустимости приобретения территории путем войн, право всех государств этого района на независимое существование и безопасность. Должны быть обеспечены неотъемлемые права палестинского арабского народа, включая его право на самоопределение, на создание собственного государства.
2. Документы о мире должны предусматривать вывод израильских войск со всех оккупированных в 1967 г. арабских территорий. Такой вывод мог бы быть осуществлен не сразу, а по этапам, в течение, например, нескольких месяцев, в строго определенные сроки. Должны быть четко определены соответствующие линии границ между Израилем и его арабскими соседями-участниками конфликта. Эти границы (на линиях, существовавших по состоянию на 4 июля 1967 г.) должны быть объявлены окончательно установленными и нерушимыми.
3. С момента завершения вывода израильских войск между арабскими государствами-участниками конфликта и Израилем прекратится состояние войны и будут установлены отношения мира. При этом все стороны возьмут на себя взаимные обязательства уважать суверенитет, территориальную целостность, неприкосновенность и политическую независимость друг друга, разрешать свои международные споры мирными средствами.
4. Итоговые документы конференции могли бы содержать и положение о свободе прохода для судов всех стран, включая Израиль (после прекращения состояния войны), по Тиранскому проливу и Акабскому заливу, а также заявление Египта о проходе судов по Суэцкому каналу, который находится целиком под египетским суверенитетом.
5. По обе стороны установленных границ могли бы быть созданы, конечно с согласия соответствующих государств, .демилитаризованные зоны без односторонних преимуществ для кого-либо. В пределах этих зон были бы размещены на какой-то четко определенный срок либо чрезвычайные вооруженные силы ООН, либо наблюдатели ООН.
6. Выполнение условий мирного урегулирования могло бы быть гарантировано, если того пожелают договаривающиеся стороны, Советом Безопасности ООН, а возможно, и отдельными державами, например СССР, США, Францией, Англией. Государства-гаранты могли бы иметь своих наблюдателей в контингентах ООН в соответствующих зонах.

Как видим, Советский Союз выдвинул широкую, конструктивную и реалистическую программу всеобъемлющего ближневосточного урегулирования. Однако вместо того чтобы строго руководствоваться целями Женевской конференции, США направили усилия на подмену решения кардинальных вопросов ближневосточной проблемы сепаратными сделками, имея в виду поссорить арабские страны между собой и укрепить позиции империализма на Ближнем Востоке. В результате работа конференции была заблокирована, и она так и не приступила к рассмотрению поставленных перед ней задач.

Стало уже аксиомой, что политика сепаратных сделок - это коварный заговор против коренных жизненных интересов арабов и прежде всего палестинцев, законные национальные права которых она вообще игнорирует. Выводя из фронта общеарабской борьбы крупнейшую арабскую страну - Египет, эта политика создает наиболее благоприятные условия для эскалации израильской агрессии по всем направлениям. Наконец, она открыла шлюзы для массированного вторжения на Ближний Восток американского империализма, что ставит под угрозу социально-экономические завоевания, достигнутые арабами за последние десятилетия, политическую независимость и суверенитет арабских государств.

В это трудное для арабов время Советский Союз, как и прежде, последовательно выступает в поддержку их прав, за ликвидацию последствий израильской агрессии и справедливое всеобъемлющее ближневосточное урегулирование. Советско-арабская дружба - это историческое завоевание Советского Союза и арабских государств и народов. Крепнущая из года в год, она символизирует единение двух величайших сил современности - социализма и национального освобождения, их взаимодействие в борьбе против происков империализма, за всеобщий мир и социальный прогресс.

Плодотворное сотрудничество.

В противовес империалистической политике диктата и шантажа подход Советского Союза к арабским и другим развивающимся странам определяется принципами, в полной мере отвечающими их законным правам и интересам. Эти принципы, обобщенные Л.И. Брежневым в выступлении на обеде в честь лидера ливийской революции М. Каддафи 27 апреля 1981 г., предусматривают признание права каждого народа самому, без вмешательства извне решать свои внутренние дела, строгое уважение территориальной целостности и неприкосновенности границ этих стран, право каждого государства на равноправное участие в международной жизни и на развитие отношений с любыми странами мира, признание суверенитета этих государств над своими природными ресурсами, уважение статуса неприсоединения и отказ от попыток вовлечения их в военно-политические блоки держав 9.

Основанное на этих принципах дружественное сотрудничество арабских стран с Советским Союзом является действенным фактором, помогающим им укреплять свою независимость и самостоятельность перед лицом происков империализма, успешно решать задачи в различных сферах созидательной деятельности.

Первостепенное значение приобрело советско-арабское политическое сотрудничество, от уровня которого во многом зависит развитие двусторонних отношений в других областях. Его прочный фундамент - общность интересов в борьбе за сохранение мира и предотвращение ядерной катастрофы, за прекращение гонки вооружений и разоружение, против попыток империалистов и неоколонизаторов вернуть утраченные ими господствующие позиции в арабском мире, за справедливый и прочный мир на Ближнем Востоке. В рамках политического сотрудничества Советский Союз проводит с большой группой арабских стран регулярные или внеплановые консультации на различных уровнях по интересующим стороны вопросам международной жизни и, в частности, по ключевым аспектам положения на Ближнем Востоке. Такие консультации способствуют углубленному пониманию позиций друг друга, согласованию тех или иных конкретных внешнеполитических акций, диктуемых обстановкой, достижению единства точек зрения по многим вопросам, обсуждаемым в ООН и других международных организациях, и т. п. На двусторонней или многосторонней основе поддерживаются контакты в ходе встреч на различных конференциях и совещаниях.

Особое место в развитии политических связей имеют личные контакты и переговоры между государственными деятелями, и прежде всего на высшем уровне. Так, в советско-сирийском коммюнике от 11 октября 1980 г. отмечалось, что регулярные личные встречи руководителей двух стран имеют принципиальное значение для дальнейшего укрепления советско-сирийских отношений и определения генеральных направлений развития дружбы и сотрудничества между СССР и САР.

Встречи руководителей СССР и арабских государств играют важную роль в упрочении атмосферы взаимопонимания и доверия, являются событиями крупного политического значения как в плане развития двустороннего сотрудничества, так и укрепления международного мира. Их итоги обычно фиксируются в совместных документах: декларациях, заявлениях, развернутых коммюнике. Именно на таких встречах были подписаны все действующие советско-арабские договоры о дружбе и сотрудничестве.

Естественно, что наиболее полный и всесторонний обмен мнениями происходит между СССР и странами социалистической ориентации. Например, во время визита в Москву президента АНДР Шадли Бенджедида в июне 1981 г. алжирский руководитель был информирован о созидательной деятельности советского народа по претворению в жизнь решений XXVI съезда КПСС и строительстве в СССР коммунистического общества. Алжирская же сторона информировала о важных достижениях своей страны в экономической, социальной и культурной областях и об усилиях алжирского народа по осуществлению решений съезда партии Фронт национального освобождения, направленных на укрепление национальной независимости и строительство социализма.

В совместных советско-арабских документах видное место отводится выработке общей позиции по кардинальным вопросам международной обстановки, прежде всего по проблемам ограничения и прекращения гонки вооружений, устранения угрозы ядерной войны. Советский Союз при этом исходит из твердого убеждения, что политический вес государств определяется не размерами их территории и численностью населения, а их линией в международных делах, их вкладом в обеспечение мира на Земле.

Характерным в этом отношении являются совместные документы, подписанные в ходе официальных визитов в СССР короля Иордании Хусейна Бен Талала (май 1981 г.) и президента Йеменской Арабской Республики Али Абдаллы Салеха (октябрь 1981 г.). В них отмечается, что стороны решительно высказались в пользу последовательного наращивания усилий всех миролюбивых сил в целях сохранения и углубления процесса разрядки а подчеркнули первостепенную важность прекращения гонки вооружений, особенно ядерных. Советский Союз и Иордания выступили за продолжение или возобновление начатых ранее многосторонних и двусторонних переговоров по проблемам ограничения гонки вооружений и разоружения, а также выразили намерение способствовать успешному проведению специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам разоружения. Кроме того, они отметили актуальность создания авторитетного международного комитета с участием виднейших ученых, который показал бы жизненную необходимость предотвращения ядерной катастрофы. В советеко-северойеменском коммюнике содержится призыв заключить международную конвенцию о запрещении нейтронного оружия. ЙАР также заявила о поддержке советского предложения о принятии декларации Генеральной Ассамблеи ООН, направленной на предотвращение ядерной катастрофы.

В процессе переговоров на высшем уровне глубоко и обстоятельно рассматриваются актуальные вопросы положения на Ближнем Востоке. В совместных документах решительно осуждаются агрессивные действия Израиля в отношении арабских стран и Палестинского движения сопротивления. Подчеркивается, что агрессивная, экспансионистская политика Израиля и поддержка его империалистическими силами лежит в основе взрывоопасной обстановки в этом районе.

В последние годы упор в этих документах делается на разоблачение политики сепаратных сделок и противопоставление ей линии на достижение всеобъемлющего справедливого урегулирования на основе полного вывода израильских войск со всех оккупированных в 1967 г. арабских территорий и осуществления неотъемлемых национальных прав арабского народа Палестины, включая его право на самоопределение и создание собственного независимого государства. Как правило, отмечается важность сплоченности арабов в борьбе против политики сепаратных сделок, за справедливый мир на Ближнем Востоке.

Советский Союз и арабские страны выступают с единых позиций в ливанском вопросе. Они требуют прекращения израильской агрессии против Ливана, подчеркивают необходимость нормализации положения в этой стране на основе обеспечения ее суверенитета, независимости и территориальной целостности.

Большое внимание, в особенности в совместных документах Советского Союза с участниками Фронта стойкости и противодействия (Сирия, Алжир, Ливия, НДРЙ, ООП), уделяется раскрытию угрозы миру на Ближнем Востоке, проистекающей из наращивания военного присутствия и милитаристской активности США в этом районе. Так, в советско-сирийском коммюнике от 11 октября 1980 г, стороны заявили, что они решительно осуждают милитаристскую политику Соединенных Штатов на Ближнем Востоке, их попытки укрепить там свои политические и военно-стратегические позиции, развернуть сеть военных баз.

В одобренных на высоком уровне совместных коммюнике СССР со многими арабскими странами излагается общая позиция по таким актуальным вопросам, как положение в районах Персидского залива, Красного моря и Индийского океана. Только за последние два года соответствующие положения включены в коммюнике СССР с НДРИ (май 1980 г.), Сирией (октябрь 1980 г.), Ливией и Кувейтом (апрель 1981 г.), Иорданией (май 1981 г.), Алжиром (июнь 1981 г.), ЙАР (октябрь 1981), Ираком (визит парламентской делегации СССР, декабрь 1981 г.).

Сирия и НДРЙ вместе с Советским Союзом заявили о солидарности с Демократической Республикой Афганистан в ее борьбе за свою национальную независимость и суверенитет. Была подчеркнута необходимость такого политического урегулирования положения вокруг Афганистана, которое должно надежно гарантировать полное прекращение и невозобновление всех видов вмешательства извне империалистических и реакционных сил в дела Афганистана.

Советский Союз и арабские страны едины и в таком вопросе, как необходимость устранения из практики международных отношений любых проявлений политики гегемонизма и экспансионизма, попыток оказывать военное, политическое и экономическое давление на независимые государства Азии, Африки и других районов.

Они солидарны с народом Намибии, который ведет борьбу за свободу и независимость под руководством своего законного представителя - СВАГЮ, с народом Южной Африки, борющимся за ликвидацию режима расового угнетения.

Приведенные примеры из практики советско-арабских контактов на высоком уровне убедительно свидетельствуют о наличии широкой и солидной базы советско-арабского сотрудничества в политической области.

Политическое и иное сотрудничество СССР с рядом арабских стран развивается на договорной основе. Договоры о дружбе и сотрудничестве, заключенные СССР с Сирией (8 октября 1980 г.), Демократическим Йеменом (25 октября 1979 г.), Ираком (9 апреля 1972 г.), Договор о дружбе с Йеменской Арабской Республикой от 21 марта 1964 г. полностью соответствуют ленинской политике Советского Союза, направленной на поддержку борьбы народов против империализма, за национальное и социальное освобождение. Закрепляя итоги плодотворного сотрудничества и поднимая его на новый более высокий уровень, они служат интересам мирного созидательного труда советского и арабских народов, являются хорошей основой для совместных действий наших стран на благо мира и международной безопасности.

Империалистическая пропаганда тщетно пытается изображать советско-арабские договоры как ущемляющие суверенитет арабских стран и направленные на их постепенное втягивание в "советскую орбиту". Нередко пускаются в ход вымыслы о том, что они представляют-де угрозу соседним арабским странам, преследуют цель поссорить арабские государства между собой и т. п. Характерно, однако, что полные тексты договоров в западной печати, как правило, не публикуются, а заявления советских и арабских руководителей при их подписании и ратификации искажаются.

В последнее время западная пропаганда усилила нападки на советско-сирийский договор, всячески третирует Сирию как якобы "марионетку" Советского Союза, его опорную базу на Ближнем Востоке и т. п. Во всем' этом кроется стремление подорвать советско-сирийскую дружбу, опорочить Сирию как активного участника Фронта стойкости и противодействия. Что же касается советско-сирийского договора, то, как заявил Л. И. Брежнев, он "призван служить оздоровлению обстановки на Ближнем Востоке, установлению там подлинного, справедливого мира. У договора нет иных целей, он не направлен против третьих стран. Это - договор во имя мира, а не во имя войны" 10.

Также в превратном свете западная пропаганда изображает дели Договора о дружбе и сотрудничестве между СССР и НДРЙ, В особенности упорно муссируется версия о том, что Демократический Йемен превратился-де в плацдарм для распространения "коммунизма" на юге Аравии и что из Адена исходит угроза независимости ЙАР и Саудовской Аравии.

Лживость этой версии очевидна. Как заявил Л И. Брежнев, советско-южнойеменское сотрудничество, скрепленное Договором о дружбе, "не направлено против каких-либо других стран - ни соседних, ни дальних, не угрожает вмешательством в их внутренние дела" 11. К тому же правительство НДРЙ последовательно выступает за мирное сосуществование со своими соседями. На деле за измышлениями западной пропаганды кроется стремление империализма посеять распри на юге Аравии, с тем чтобы осложнить положение НДРЙ, проводящей независимый курс, и в конечном счете нанести удар по завоеваниям южнойеменской революции. В качестве подтверждения своих домыслов об опасности для арабских стран развивать сотрудничество с Советским Союзом буржуазная пропаганда часто ссылается на разрыв бывшим президентом АРЕ Садатом советско-египетского Договора о дружбе и сотрудничестве, подписанного в мае 1971 г. Однако теперь уже ни для кого не секрет, что за этой односторонней акцией Садата (март 1976 г.) стояло его стремление в корне переориентировать политику Египта на антиарабский союз с Израилем и США и на вывод страны из обще-арабского фронта противодействия израильскому агрессору. Характерен в этой связи такой факт. В своей автобиографии Садат откровенно признавал, что каждый его шаг по свертыванию отношений с Советским Союзом имел своей подоплекой одну цель - достижение альянса с Соединенными Штатами. Даже планируя октябрьскую войну 1973 г., Садат рассматривал ее во многом; как средство сближения с Вашингтоном, так как был убежден, что победа Египта подтолкнет США к быстрому наведению мостов с Каиром 12.

В целом Садат смотрел на договор с Советским Союзом преимущественно как на разменную монету в торге с США за спиной арабов и отнюдь не намеревался выполнять зафиксированные в нем обязательства Египта. Но это означает, что дело не в опасности для арабов, будто бы исходящей из договора, а в том, что, отбрасывая договор, инициатором которого был Г. А. Насер, Садат как бы устранял последнее препятствие на пути предательства им справедливого дела арабов.

При садатовском режиме стала муссироваться фальшивая пропагандистская выдумка о "низком техническом уровне" экономического содействия СССР Египту. В особенности разнузданным нападкам подвергалась в этом отношении Асуанская плотина - крупнейший объект, созданный с помощью СССР в развивающихся странах. Между тем инженерно-техническое изучение плотины убедительно показало, что она отвечает самым высоким требованиям современной науки и техники. Интересно в этом отношении сообщение лондонской газеты "Файнэнщл тайме" в январе 1982 г., в котором отмечается, что дальнейшее функционирование Асуанской плотины имеет огромное значение для Египта, поскольку она покрывает ныне 65% потребностей страны в электроэнергии. Тщетны попытки перечеркнуть тот факт, что при: содействии Советского Союза в Египте построено, более ста промышленных и сельскохозяйственных объектов, являющихся основой египетской экономики, подготовлено более 120 тыс. квалифицированных рабочих, мастеров, инженеров. Асуанская плотина и Хелуанский металлургический комбинат - олицетворение дружбы советского и египетского народов, которой не страшны враждебные вихри "...Асуан, - говорил Г. А. Насер, - не только победа над гранитными скалами. Асуан - это начало целого нового периода в истории Египта. Империализм реагировал на Асуан оружием - из-за Асуана была предпринята агрессия. Но и в битве с агрессорами СССР также был рядом с нами" 13.

Оказывая содействие арабским странам, Советский Союз в отличие от империалистических держав стремится помочь им на решающих участках борьбы за подлинную экономическую самостоятельность. В соответствии с запросами правительств арабских стран он направляет свою помощь на создание ключевых отраслей экономики и прежде всего на развитие промышленности и ее базисных отраслей: черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, нефтедобывающей, а также легкой и пищевой промышленности. Большое значение для арабских стран имеет сотрудничество с СССР в развитии энергетики, в осуществлении геологоразведки и освоении природных ресурсов.

Характерной чертой хозяйственных связей Советского Союза с арабскими странами является содействие созданию крупных предприятий в государственном секторе, который представляет собой основу независимого развития. Сотрудничество с СССР помогает арабским странам решать жизненно важные задачи преодоления отсталости, создания и развития национальной экономики, подъема жизненного и культурного уровня народов. В ряде стран предприятия, сооруженные в сотрудничестве с СССР, заложили фундамент развития самостоятельной экономики.

Гордостью Сирии называют построенный при помощи и содействии Советского Союза мощный гидроэнергетический комплекс Ас-Саура на Евфрате. Агрегаты ГЭС этого комплекса ныне производят 80% всей потребляемой в стране электроэнергии. Кроме того, Евфратская ГЭС позволит осуществить широкую программу по ирригации: оросить 640 тыс. га новых земель. Все оборудование для комплекса Ас-Саура, крупнейшего такого рода сооружения на Ближнем Востоке, поставил Советский Союз.

Велика роль СССР в создании нефтедобывающей промышленности Сирии. Нефтепромыслы, разработанные при активном участии советских инженеров, дают основную часть добываемой в стране нефти.

При техническом содействии Советского Союза в Сирии проложено более 1200 км железных дорог, связывающих северные районы страны с южными, а также отдаленные восточные области с портами на Средиземном море, что особенно важно для развития внешней торговли страны.

Первенцем алжирской промышленности стал созданный с помощью Советского Союза металлургический комплекс в Аннабе. Вступившая в строй вторая очередь металлургического завода в Эль-Хаджаре увеличила его мощность до 2 млн. т стали в год. При экономическом и техническом содействии СССР в Алжире построены крупный завод по производству оконного стекла в Оране, тепловая электростанция в Аннабе, предприятие "Исмаил" по производству ртути в Аззабе, свинцово-цинковый рудник и обогатительная фабрика в Эль-Абеде. Две трети средств, предоставленных Алжиру Советским Союзом и другими социалистическими странами, предназначены на развитие промышленности. Советские геологи обнаружили в Алжире самое крупное месторождение ртути, новые залежи железа и цветных металлов.

На основе межправительственного соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве от 4 марта 1972 г. Советский Союз оказывает содействие в развитии наиболее перспективных отраслей экономики Ливии: нефтегазовая промышленность, энергетика, металлургия, разведка полезных ископаемых, сельское хозяйство. В Ливии советские специалисты пробурили две нефтяные скважины, помогли в строительстве линии электропередач в 190 км, участвуют в работах по прокладке 570-километрового магистрального газопровода, а также по определению пригодности земельных площадей для сельского хозяйства.

Из наиболее крупных объектов взаимовыгодного советско-иракского сотрудничества можно назвать нефтепромыслы Северной Румейлы, мощность которых превышает 40 млн. т нефти в год, завод сельскохозяйственных машин в Искандерии - важнейшее предприятие тяжелой промышленности страны, электротехнический завод в Багдаде, стекольный завод в Рамади, железную дорогу Багдад-Басра, фармацевтический завод в Са-марре. Построен также канал Тартар-Евфрат, имеющий большое значение для развития экономики Иракской Республики.

Значительный прогресс в развитии промышленности, энергетики, строительства, сельского хозяйства достигнут при содействии СССР в последние годы в Демократическом Йемене. Там построены рыбоконсервный завод, восемь водозаборных плотин, несколько станций по ремонту сельскохозяйственных машин, около 80 км магистральных и распределительных каналов с гидротехническими сооружениями, составлена схема использования водоземельных ресурсов житницы страны - долины Хадрамаут, ведется сооружение рыбного порта в Адене, цементного завода, завода железобетонных конструкций, осуществляется разведка полезных ископаемых.

Советско-северойеменское экономическое и научно-техническое сотрудничество также концентрируется на направлениях, имеющих важное значение для укрепления самостоятельности государства и роста благосостояния его населения. Так, на крупнейший в стране морской порт Ходейда, построенный и ныне реконструируемый и расширяемый при содействии Советского Союза, приходится около 75% внешнеторгового оборота ЙАР. Следует упомянуть в этой связи и другие объекты: шоссейную дорогу Таиз-Ходейда (200 км), цементный завод с электростанцией в г. Баджиль, сельскохозяйственную ферму "Сардуд", госпиталь и поликлинику в столице республики городе Сане.

Экономическое сотрудничество Советского Союза с арабскими странами постоянно совершенствуется, становится все более эффективным и взаимовыгодным; Все чаще заключаются сделки на компенсационной основе. Так, по соглашению между Марокко и Советским Союзом о сотрудничестве в области фосфатной промышленности на период 30 лет Советский Союз строит сооружения по добыче, транспортировке и складированию фосфатов месторождения Мескала. В оплату за это Марокко ежегодно направляет в СССР определенное количество этого минерального сырья.

Наряду с участием в строительстве в арабских странах в той или иной форме крупных хозяйственных объектов Советский Союз оказывает многим из них содействие в подготовке национальных кадров - инженеров, техников, квалифицированных рабочих, врачей, учителей. Такая подготовка ведется как в ходе строительства и эксплуатации предприятий и объектов, сооружаемых с помощью СССР, так и путем создания в арабских странах при содействии советской стороны десятков высших, средних специальных и других учебных заведений.

Хорошо зарекомендовали себя в арабском мире советские специалисты. "По моему мнению, - заявил в одном из интервью в 1981 г. министр планирования САР Селим Ясин, - советские специалисты - серьезные, добросовестные, высококвалифицированные работники. Более того, они с готовностью помогают работающим бок о бок с ними сирийским техникам в приобретении необходимых навыков, причем не ограничиваются теоретическими разъяснениями, но и учат наших людей использовать полученные знания на практике. Их сотрудничество со своими сирийскими коллегами основывается на сплоченности и прочной дружбе. И, конечно, советские инженеры и рабочие делают все для успешного функционирования возводимых ими объектов" 14.

Широкой известностью и большим уважением пользуются советские специалисты и в такой стране, как Кувейт. Они впервые в стране подготовили и издали атлас природных богатств Персидского залива, разработали практические рекомендации по их промышленному использованию.

В Тунисе при участии советских специалистов ведётся сооружение крупного гидрокомплекса, ввод которого в строй обеспечит питьевой водой столицу, города Матер и Бизерту, решит проблему ирригации плодородных полей на мысе Бон. Советские специалисты составляют основную группу профессорско-преподавательского состава Тунисской национальной инженерной школы - первого в стране технического училища. Они читают лекции, по профилирующим дисциплинам, проводят лабораторные занятия, помогают тунисцам в научно-исследовательской работе.

Расширяются, становятся стабильнее внешнеторговые связи СССР с арабскими странами. Торговые отношения все более строятся на основе долгосрочных соглашений, что помогает этим странам противостоять империалистическому нажиму.

Главные статьи советского экспорта-машины и оборудование, в том числе комплексные поставки для строящихся с помощью СССР промышленных и других объектов. В свою очередь Советский Союз закупает в арабских странах товары ширпотреба, продукцию сельского хозяйства: кофе, фрукты, а также минеральное сырье. При этом в отличие от империалистических стран СССР не облагает пошлинами готовую продукцию арабских, как и других развивающихся государств.

Широкий размах приобрело разностороннее научное и культурное сотрудничество Советского Союза, основными направлениями которого являются подготовка национальных кадров, оказание содействия в развитии науки, высшего образования, просвещения, здравоохранения, искусства, спорта, организация выставок, обмен радио- и телепередачами, туристами и т. д. Как правило, сотрудничество осуществляется на основе двусторонних соглашений. В развитии культурного сотрудничества большую роль играет Союз советских обществ дружбы, общества дружбы с отдельными арабскими странами, а также созданные в ряде арабских стран общества арабо-советской дружбы. Расширяются контакты и по линии общественных организаций. С некоторыми странами, например с НДРЙ, Алжиром, Сирией, развивается плодотворное сотрудничество по партийной линии.

Развивая с арабскими странами всестороннее взаимовыгодное сотрудничество, Советский Союз не ищет для себя каких-то преимуществ, не добивается концессий и военных баз или установления своих сфер влияния в арабском, как и в других регионах мира. В свете этого абсолютно беспочвенными являются рассуждения тех западных деятелей, кто пытается поставить Советский Союз на одну доску с США, кто готов иной раз и покритиковать Соединенные Штаты, лишь бы под видом "объективности" бросить тень на бескорыстный характер советской помощи арабам. Реальные факты показывают также полную несостоятельность попыток преуменьшить значение и масштабы экономической помощи Советского Союза арабским странам, поставить под сомнение ее эффективность и т. п. Нельзя не видеть, что за всеми этими неблаговидными действиями кроется стремление отвлечь внимание арабов от нависшей угрозы со стороны неоколониализма, лишить их верных друзей и союзников в лице Советского Союза и других стран социализма.

к оглавлению


 

При использовании материалов ссылка на сайт http://www.barichev.ru обязательна

 

Об авторе | О проекте | Документы ЦК | Публикации | Выступления | Книги | Письма | Ссылки| Архив