Об авторе

О проекте

Документы ЦК

Публикации

Выступления

Книги

письма

Ссылки

Архив

1992-1995

1996-1999

2000-2003

 

ГОД 1983

БЛИЖНИЙ ВОСТОК В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

I. Из истории региона.

К моменту Великой Октябрьской революции 1917 г. территория современного Ближнего Востока была ареной военных действий между Османской империей, вступившей в первую мировую войну на стороне германского блока и державами Антанты. Арабские народы в то время находились либо в вассальной зависимости от Османской империи, либо под господством европейских колонизаторов. Египет, оккупированный Антантой в 1882 г., был официально объявлен в 1914 г. английским протекторатом. Ширма совместного англо-египетского управления прикрывала фактически колониальный статус Судана. Сирия, Ливан, Ирак, Иордания, Палестина, являвшиеся владениями Османской империи, были оккупированы английскими войсками. Под турецким владычеством оставался Йемен. На юге Аравии давно уже хозяйничали английские колонизаторы.

Остальная ее часть была раздроблена на мелкие феодальные княжества, зависимые от Турции и теснившей ее Англии. Хотя в результате войны и развала Османской империи четырехсотлетнее турецкое господство в арабских странах было ликвидировано, арабы не добились освобождения и попали в зависимость от английских и французских колонизаторов, где в 1916 г. между Англией и Францией было заключено тайное соглашение о разделе азиатской Турции и, в частности, арабских земель (соглашение Сайкс-Пико). На конференции в Сан-Ремо (1920 г.) Англия получила формально от имени Лиги Наций мандаты на колониальное управление Ираком, Палестиной и Трансиорданией, а Франция - Сирией и Ливаном. США добились для своего капитала "открытых дверей" в эти территории. Начался новый этап борьбы арабских народов за свое национальное освобождение, теперь уже от господства империалистических держав.

В этой борьбе арабы с самого начала получили морально-политическую и иную посильную помощь и поддержку со стороны молодого Советского государства. Огромное влияние на арабский мир оказали ленинские идеи равноправия народов, признания права наций на самоопределение и независимость, ленинские принципы внешней политики социализма, нашедшие выражение в Декрете о мире, в обращении Советского правительства "Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока" и других первых документах Советской власти. Решительно разоблачив мандатную систему Лиги Наций как форму колониализма, Советское правительство отказалось признать мандаты Англии и Франции на арабские территории. Оно также осудило режим капитуляций, навязанный империализмом арабским и другим народам.

Вслед за Октябрьской революцией и под ее влиянием многие арабские страны были охвачены национально-освободительными выступлениями, направленными против колониальных режимов, установленных Англией и Францией, против империалистического раздела арабских стран и мандатной системы Лиги Наций. Правительство ССОР и советская общественность выступили в поддержку восстаний против английского господства в Египте (1919 и 1921 гг.) и Мраке (1918-1920 гг.), массового народного антиколониального движения 1918-1924 гг. в Сирии и Ливане, сирийского восстания 1925-1927 гг., восстания в Адене 1919 г., освободительной борьбы арабов Палестины и Судана. Ленинская дипломатия последовательно защищала интересы арабов на международных встречах и конференциях. Большое значение имела для арабов и других борющихся народов Востока ленинская программа по национальному вопросу и практика ее осуществления в Советском Союзе.

В обстановке подъема борьбы арабских народов за свою независимость Англия и Франция были вынуждены пойти на ряд формальных уступок. В 1922 году Англия отменила протекторат над Египтом, сумев, однако, навязать ему позднее (в 1936 г.) кабальный договор, по которому английские войска продолжали оккупировать зону Суэцкого канала. В 1932 г. Англия отменила мандат на Ирак, но по англо-иракскому договору 1930 г. на его территории оставались английские войска, и Лондон по-прежнему осуществлял над страной политический и военный контроль. В 1926 г. Франция должна была признать установление республиканского строя в Ливане, а в 1930 г. - в Сирии. Однако ей удавалось сохранять в этих странах мандатную систему.

Первым суверенным арабским государством, возникшим в 1916 г. в ходе тяжелой борьбы арабов против турок и несмотря на происки англичан был Хиджаз. В 1924 г. Советское правительство установило с ним дипломатические отношения. Советская дипломатическая миссия в Джидде стала первым официальным представительством СССР в арабских странах.

В 1926 г. когда в результате войны между Хиджазом и султанатом Недждом образовалось на основе личной унии новое независимое государство, впоследствии принявшее название Саудовской Аравии, Советский Союз первым заявил о его признании, отметив, что считает себя находящимся с ним в состоянии нормальных дипломатических отношений. Этот шаг был высоко оценен основателем нового государства Ибн Саудом. Советско-Саудовские отношения успешно развивались. В 1932 г. состоялся официальный визит в Москву саудовской правительственной делегации во главе с принцем Фейсалом. Он был принят Председателем Центрального исполнительного комитета СССР М.И. Калининым.

В 1918 г. в результате распада Османской империи получил независимость Йемен. Попытки англичан организовать его политическую и экономическую блокаду потерпели неудачу. Немалую роль в этом сыграло то, что в ответ на обращение Йемене Советский Союз установил с ним в 1928 г. дипломатические отношения. Тогда же в Сане был подписан Договор о дружбе и торговле между СССР и Йеменом, в основу которого были положены принципы равенства, уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела.

Юг йеменского региона, оккупированный англичанами в 1839 г. продолжал оставаться под гнетом колонизаторов. В 1935 г. в Лондоне было принято решение объявить Аден, прилегающие к нему районы и группу островов британской коронной колонией. Вся остальная часть этой территории была разделена в 1937 г. на Западный и Восточный протектораты.

К началу второй мировой войны на политической карте Ближнего Востока было всего пять независимых государств: Египет, Ирак и Оман, получившие формальную независимость соответственно в 1922, 1932 и в 1920 гг., а также Йемен (с 1918 г.) и Саудовская Аравия (с 1932 г.). Все его естественно крайне ограничивало развитие нормальных международных отношений в регионе. С Йеменом и Саудовской Аравией у Советского Союза установились дружественные отношения. Несмотря на сопротивление Англии и Франции он вел оживленную торговлю с Египтом, а также с Сирией, Ираком и Палестиной.

В период первой мировой войны и после ее окончания на Ближнем Востоке заметно активизировался американский империализм. Из-за ожесточенной конкуренции Англии и Франции США не смогли получить колониального мандата ни на одну арабскую страну, хотя автором мандатной системы был президент США Вильсон и несмотря на то, что в Вашингтоне не раз рассматривался вопрос о возможности установления американской опеки, то над Ираком, то над Сирией и Палестиной. В этих условиях главная ставка была сделана на экономическую экспансию США в регионе. Черное золото - нефть, на использование которой в качестве наиболее аффективного энергоносителя начала переходить в начале века мировая экономика, стала символом и движущей силой этой экспансии.

Правительство СЩА активно поддерживало американские нефтяные компании в их наступлении на английские и французские позиции на Ближнем Востоке. В 1928 г. американские нефтяные монополии "Стендард Ойл оф Нью-Джерси" (с 1972 г. "Экссон") и "Сокони Вакуум" (с 1966 г. "Мобил Ойл").добились передачи им 23,75% акций "Ирак Петролеум Компани". Это был первый крупный успех, хотя фактическое руководство ИПК осуществлялось из Лондона. Важно было то, что участие в ИПК позволило американскому капиталу закрепиться не только в Ираке, но и проникнуть в другие арабские страны.

В 1930 г. американская "Стандард Ойл Компани оф Калифорниа" ("Сокал") захватила нефтяную концессию на Бахрейнских островах. С этого плацдарма началось усиленное проникновение американских монополий в Саудовскую Аравию.

В 1933 г. "Сокал" получила от правительства Саудовской Аравии концессию на разведку и добычу нефти на территории 932 тыс. кв. км сроком на 66 лет. Вскоре она передала эту концессию своей дочерней компании "Калифорниа Арабиен Стандард Ойл", а та уступила в 1936 г. половину акций другой американской компании "Тексас Ойл" ("Тексако"). В 40-х годах эта объединенная нефтяная монополия получила название "Арабиен Ойл компани" - АРАМКО. Впоследствии -АРАМКО, в которой помимо "Сокал* и "Тексако" объединились "Экссон" и "Мобил Ойл", превратилась в крупнейшую нефтяную монополию капиталистического мира. В 50-ые годы акционеры АРАМКО добывали 31,30% и перерабатывали на своих заводах 31,83% нефти всего капиталистического мира.

Американские монополии постепенно наращивали свою концессию в Саудовской Аравии, и накануне второй мировой войны она охватывала 2/3 территории страны. Захват этой концессии явился переломным моментом в борьбе американского капитала с английскими и другими западноевропейскими конкурентами за доступ к арабской нефти. Б 30-х годах, получив в ходе борьбы с английскими соперниками половинную долю концессии в Кувейте, компания "Галф Ойл" еще больше расширила сферу американского контроля над арабской нефтью.

Концессионные договоры, навязанные арабским странам американскими, английскими и другими нефтяными монополиями, носили кабальный, грабительский характер. Заключенные по срокам на многие десятилетия вперед и охватывая как правило большую часть или всю территорию этих стран, они предоставляли иностранным компаниям исключительное право на разработку нефтяных богатств, гарантировали им беспрепятственное создание средств связи, строительство нефтепроводов, шоссейных дорог, портов и аэродромов, устанавливали их монополию на переработку, транспортировку и сбыт нефти. Деятельность концессионеров была неподконтрольна правительствам и неподотчетна юрисдикции страны пребывания.

К началу второй мировой войны раздел известных к тому времени запасов нефти на Ближнем Востоке был в основном закончен. Нефтяные ресурсы Саудовской Аравии и Бахрейна и, частично, Кувейта попали под контроль США. Английские монополии укрепились в Ираке, овладели месторождениями в Катаре, Договорном Омане, Маскате и Омане.

Острая борьба между нефтяными монополиями за раздел сфер влияния и рынков сбыта привела к образованию в 1928 г. Международного нефтяного картеля, занявшего со временем ключевые позиции в капиталистической нефтяной промышленности. Участники картеля: "семь сестер" - пять американских кампаний ("Экссон", "Сокал", "Мобил Ойл", "Тексако", "Галф Ойл"), английская "Бритиш Петролеум" и англо-голландская "Ройал Датч Шелл", - получили в концессию или аренду несколько миллионов квадратных километров на Ближнем и Среднем Востоке, в Латинской Америке, в Африке и Юго-Восточной Азии. В свое время они почти полностью монополизировали международный капиталистический рынок нефти, контролировали большую часть запасов и добычи нефти, значительную часть ее переработки и танкерного флота в капиталистических странах.

Борьба империалистических держав за арабскую нефть не прекращалась и в ходе второй мировой войны. В стремлении нейтрализовать попытки Англии подобраться к нефтяным богатствам Саудовской Аравии, используя средства, полученные от США, американское правительство включило Саудию в число стран, которым предоставлялась помощь по ленд-лизу. В феврале 1943 г. президент Ф. Рузвельт в послании конгрессу США отмечал, что "защита Саудовской Аравии жизненно важна для Соединенных Штатов". Весной 1945 г. в ходе встречи с королем Ибн Саудом в Египте Ф.Рузвельт добился подтверждения Эр-Риядом полученных американскими монополиями концессий, а также согласия короля на сооружение трансаравийского нефтепровода к берегу Средиземного моря. Строительство нефтепровода проходило в ожесточенной борьбе с английскими монополиями, построившими в 1934 г. две линии нефтепровода от Ирака к Ливану и Палестине, и было завершено лишь в I960 г. Встреча Ф. Рузвельта с Ибн Саудом положила начало американскому политическому и военному влиянию на Аравийском полуострове.

2. Борьба арабов за национальное освобождение, против агрессии Израиля и империалистического диктата.

Победы советских армий в ходе Великой Отечественной войны, ослабление позиций империализма вызвали новый подъем освободительной борьбы арабских народов. В арабском мире возрос авторитет Советского Союза. В августе 1943 г. Советский Союз установил дипломатические отношения с Египтом. В 1944 г. были установлены дипломатические отношения ССОР с Ираком, а также с Сирией и Ливаном, добившимся политической независимости от Франции соответствен но в 1941 и 1943 гг.

Важную роль для арабских, как и других борющихся народов, сыграла принятая в I960 г. Генеральной Ассамблеей ООН по инициативе Советского Союза Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Она предусматривала немедленное и полное освобождение колониальных народов от иностранного господства, в частности, упразднение колониальных режимов во всех их формах, ликвидацию всех опорных пунктов колониализма в виде владений и арендованных районов на чужих территориях.

На протяжении 50-60-х годов все арабские страны Ближнего Востока стали политически независимыми государствами. Были установлены дипломатические отношения Советского Союза с Иорданией, Кувейтом, Суданом, а в 197I г. - с Объединенными арабскими эмиратами (без обмена представительствами). К настоящему времени из арабских стран СССР не имеет официальных отношений лишь с Бахрейном, Катаром и Оманом.

С самого своего возникновения независимое арабские государства столкнулись с попытками империалистических держав сохранить и укрепить свое господствующее положение в их экономике, опутать их сетями неравноправных договоров и соглашений, не допустить ликвидации иностранных военных баз и прочих рычагов колониального насилия на их территориях. Отстаивая свои суверенные права, эти государства нередко обращались к Советскому Союзу за помощью и поддержкой и неизменно ее получали.

Так в феврале 1946 г. Советский Союз поддержал в Совете Безопасности ООН требования правительств Сирии и Ливана о выводе английских и французских войск с их территорий и воспрепятствовал принятию Советом резолюции, которая обусловливала этот вывод уступками, несовместимыми с независимостью освободившихся государств.

Из великих держав только Советский Союз был на стороне Египта, когда его правительство обратилось в 1947 г. в Совет Безопасности с просьбой вынести решение об эвакуации с территории страны английских войск.

Под воздействием борьбы арабских народов нефтяные монополии империалистических держав были вынуждены несколько поступиться своими "привилегиями" на Ближнем Востоке. Так в 1950-54 гг. был введен принцип равного (50:50) распределения прибылей от реализации сырой нефти между монополиями и местными правительствами, позднее у монополий были отобраны большие не эксплуатировавшиеся ими участки концессий в Кувейте, Ираке, Саудовской Аравии; несколько улучшены финансовые условия концессий. Однако вплоть до начала 70-х годов концессионная система оставалась основой грабительской деятельности монополий на Ближнем Востоке.

Пользуясь ослаблением в итоге войны своих главных конкурентов * Англии и Франции и опираясь на завоеванные ранее плацдармы в борьбе за источники сырья в арабских странах, американский империализм уже в первые послевоенные годы начал осуществлять широкую экспансию в районе Ближнего Востока. Эта экспансия с самого начала осуществлялась под знаком развязанной США "холодной" войны против Советского Союза, выдвижения требований переустройства мира по американскому образцу, неуемных претензий Вашингтона на мировое господство. Провозглашенная в марте 1947 г. доктрина Трумэна, поднимая на щит "идеологию крестовых походов против коммунизма", узаконивала вмешательство США во внутренние дела других государств, утверждала "право" США на борьбу с национально-освободительными движениями, которые изображались не иначе как результат козней Москвы или "мирового коммунизма".

Применительно к Ближнему Востоку в конкретных условиях того времени доктрина Трумэна ориентировала на оказание всемерной поддержки США английским и французским колонизаторам в их попытках до конца удержать в узде народы подмандатных, колониальных и зависимых территорий. Вместе с тем району Ближнего Востока отводилась роль важного стратегического плацдарма в планах агрессии против Советского Союза. Этот плацдарм как бы подпирал с юга Турцию и Иран, которые выводились Вашингтоном во всем регионе Юго-Западной Азии на передний план конфронтации с Советским Союзом.

Антисоветизм и антикоммунизм активно использовались Вашингтоном в политике планомерного вытеснения Англии и Франции с Ближнего Востока по мере того, как их услуги по борьбе с освободительными движениями оказывались недостаточно эффективными. Одновременно усиленно пропагандировалась насквозь лживая версия об антиколониализме США, которой также прикрывалась американская экспансия в этом районе.

В борьбе с освободительными движениями арабских народов США активно использовали Израиль.

Задолго до образования этого государства сионисты готовили почву для захвата Палестины" на территории которой к началу XX века проживало всего 24 тыс. евреев и почти 600 тыс. арабов. Основанная на Базельском конгрессе в 1897 г. Всемирная сионистская организация выступила с программой создания в Палестине - тогда одной из турецких провинций - еврейского государства. "Отец сионизма Герцель мечтал о "великом Израиле" территория которого простиралась бы от Нила до Евфрата и Персидского Залива.

В течение многих лет правящие круги США исходили из законности английского мандата от 1920 г. над Палестиной, осуществляя который Англия беспощадно расправилась с восстаниями палестинских арабов, боровшихся за свою независимость. Вместе с тем они с самого начала оказали помощь и поддержку сионистам, которые действовали тогда в союзе с английскими колонизаторами. Президент QUA Вильсон дал согласие на опубликование 2 ноября 1917 г. известной декларации английского министра иностранных дел Бальфура, которая предусматривала создание в Палестине "еврейского национального очага". При активном поощрении США и под прикрытием английского мандата в Палестину осуществлялась массовая иммиграция евреев, и в 1945 г. их там было ухе более 500 тыс. при I млн. 100 тыс. арабов. С середины 40-х годов сионисты открыто повели борьбу за вытеснение ослабленной войной Англии из Палестины, ориентируясь теперь на Соединенные Штаты.

К этому времени в Вашингтоне была определенно сделана ставка на постепенную замену английского колониального режима в Палестине господством сионистов при том понимании, что действительными хозяевами положения на этой территории будут Соединенные Штаты. Интерес Вашингтона к Палестине особенно возрос в связи с получением американскими монополиями нефтяных концессий в Саудовской Аравии и разработкой проекта нефтепровода из Аравии в Палестину. Поддерживая сионистов, правящие круги США исходами также из расчета заполучить голоса американских евреев на выборах в конгресс и президентских выборах.

В октябре 1946 г. президент Трумэн поддержал план создания еврейского государства на территории Палестины, выработанный Еврейским агентством - ведущей организацией сионистов в Палестине. При этом Трумэн рассматривал Палестину исключительно под углом зрения "еврейского вопроса", игнорируя чаяния палестинских арабов. Президенту весьма импонировали также заверения сионистов в том, что их будущее государство станет "бастионом западного мира" на Ближнем Востоке.

При Трумэне стали осуществляться нелегальные поставки американского оружия сионистам. Более того, в правительстве и конгрессе США в 1947-48 гг. обсуждался вопрос о направлении в Палестину в случае необходимости американских войск, чтобы гарантировать образование еврейского государства.

Принципиально иной была линия Советского Союза, с самого начала последовательно выступавшего за ликвидацию колониального мандата над Палестиной. СССР считал, что наиболее правильным решениям было бы создание на территории Палестины независимого демократического арабо-еврейского государства. Когда же это оказалась практически неосуществимым, он поддержал резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 194? г. о создании в Палестине двух государств - арабского и еврейского, а также интернациональной зоны Иерусалима. СССР всемерно содействовал тому, чтобы в указанной резолюции были заложены прогрессивные конституционные основы будущих государств и отражены, насколько это представлялось возможным в конкретных условиях того времени, законные права и интересы арабского народа Палестины.

Последующие события показали, что сионисты не только не собирались выполнять резолюцию Генеральной Ассамблеи, но и рассматривали ее лишь как индульгенцию на осуществление своей экспансионистской программы в Палестине и далеко за ее пределами. Созданное в мае 1948 г. государство Израиль захватило в ходе израильско-арабской войны 1948-49 гг. большую часть территории, предназначенной по решению Генеральной Ассамблеи для арабского государства и Западный Иерусалим. В обстановке жестоких массовых репрессий и террора сионистов к концу 1948 г. более одного миллиона палестинских арабов были вынуждены покинуть свою родину и расселиться в соседних арабских и других странах.

Подписанные в феврале-июле 1949 г. арабо-израильские соглашения о перемирии на основе статус-кво не убавили захватнических аппетитов Израиля. Он готовился к новым военным авантюрам, получая нарастающую поддержку со стороны США и других западных держав.

25 мая 1950 г. правительства США, Англии и Франции опубликовали декларацию, по которой они в обход ООН и в одностороннем порядке фактически возлагали на себя роль гарантов арабо-израильских соглашений о перемирии. В условиях того времени это в сущности было поощрением экспансионистской политики Израиля.

Обращало на себя внимание и то, что в тройственной декларации заявлялось о готовности западных держав осуществлять в страны Ближнего Востока поставки оружия. Конкретно речь шла как об Израиле так и об арабских режимах, в то время во многом зависимых от Запада.

Тем самым делалась ставка на подключение всего района Ближнего Востока к сфере деятельности только что созданного (в апреле 1949 года) агрессивного блока НАТО.

В дальнейшем эти расчеты воплотились в планах создания под руководством США так называемого средневосточного командования с участием Израиля, Египта, Сирии, Ливана, Ирака, Саудовской Аравии, Йемена и Иордании, Планы, в частности, предусматривали подчинение этому командованию вооруженных сил и передачу под его контроль военных баз, портов, коммуникаций и других сооружений указанных государств, а также размещение на их территориях иностранных войск.

Знаменательно, что даже в разгар "холодной войны" Вашингтону не удалось сколотить широкий антисоветской и одновременно - проколониалистской группировки на Ближнем Востоке, хотя в то время Запад располагал в странах "того района мощными рычагами политического, экономического и военного влияния. Уже в своем совместном ответе от 21 июня 1950 г. на декларацию США, Англии и Франции арабские страны: Египет, Сирия, Ливан, Саудовская Аравия, Йемен, Ирак и Иордания заявили, что они не допустят никакого действия, которое наносило бы ущерб их суверенитету и независимости. Арабские государства отказались также от участия в "средневосточном командовании", и западные державы были вынуждены в конце 1951 г. признать неосуществимость планов его создания". Правда, натовцам удалось добиться заключения в 1955 г. Багдадского пакта, участником которого наряду с Англией, Турцией, Ираном и Пакистаном стала и арабская страна Ирак" Однако после июльской революции 1956 г., приведшей к падению реакционного режима Нури Саида, Ирак вышел из Багдадского пакта.

Мощным ударом по позициям империализма на Ближнем Востоке явилась революция 23 июля 1952 г. в Египте. Вставшее у власти правительство Гамаля Абдель Насера добилось прекращения английской оккупации страны и ликвидации в долине Нила всех английских военных баз. Внутри страны оно провело ряд социально-экономических реформ, подорвавших позиции феодализма и крупной буржуазии, взяло курс на индустриализацию Египта. Провозгласив основным принципом египетской внешней политики "позитивный нейтралитет" правительство Насера решительно отклонило попытки США втянуть Египет в Багдадский пакт. Насер первым из политических деятелей "третьего мира" оценил те возможности, которые открыла перед развивающимися стрелами мировая социалистическая система. Он выступил за установление и развитие тесного политического, торгово-экономического и иного сотрудничества с Советским Союзом.

Прогрессивный режим Насера стал главной мишенью империализма на Ближнем Востоке. В столицах западных держав, в том числе в Вашингтоне, с его устранением открыто связывали надежды на сохранение неоколониалистского господства как в Египте, так и во всем арабском мире. Именно эти цели преследовали развязанная Англией, Францией и Израилем в октябре 1956 г. прямая вооруженная агрессия против Египта.

Большую роль в подготовке агрессии против Египта империализм отводил Израилю, правящие круги которого не в меньшей степени были заинтересованы в разгроме египетской революции. Уже в начале 50-х начал формироваться и прямой американо-израильский альянс, юридическая база которого была заложена подписанным в 1952 г. "Соглашением о предоставлении помощи для взаимного укрепления безопасности". На основе этого документа Израиль получил право на американскую экономическую и военную помощь. Американская государственная помощь Израилю с 1946 по 1956 гг. составляла 596,2 млн. долл. или 71% суммы, полученной за этот же период всеми арабскими странами. Израиль установил тесные связи с НАТО. В 1956 г. он располагал уже хорошо вооруженной армией в 150 тыс. чел.

Тройственная агрессия арабов Египта вызвала бурю возмущения в мире. Советский Союз твердо выступил в поддержку справедливого дела египетской революции. Советское правительство сразу же потребовало, чтобы Совет Безопасности ООН принял немедленные меры к прекращению агрессии против Египта и к выводу с его территории войск интервентов. Перед лицом отказа Англии, Франции и Израиля выполнить зги требования Советское правительство заявило 5 ноября о своей решимости применением силы сокрушить агрессоров и восстановить мир на Востоке. Твердая позиция Советского Союза сыграла решающую роль в прекращении тройственной агрессии. Интервенты были вынуждены покинуть территорию Египта. Опасный очаг на Ближнем Востоке был ликвидирован.

Планируя вооруженную агрессию против Египта, Англия и Франция имели все основания рассчитывать на определенную поддержку этой акции со стороны США. В беседах с английским премьер-министром Иденом в тот период Даллес высказывался в том смысле, что СШA не исключает возможности "использования вооруженной силы" на Ближнем Востоке. Из этого Иден делал вывод, что в принципе США могут принять участие в англо-французской демонстрации силы в отношении Египта и лишь в самом худшем варианте займут позицию благожелательного нейтралитета. На состоявшихся в сентябре 1956 г. переговорах Эйзенхауэра с английским министром иностранных дел Макмилланом обе стороны пришли к убеждению в необходимости "свергнуть" Насера. Об этом прямо писал Макмиллан в своих мемуарах.

Позиция США в значительной мере была продиктована стремлением поскорее вытеснить Англию и Францию из района Ближнего Востока и утвердить там преимущественно американское влияние. Как отмечалось в заявлении ТАСС, "главной заботой США была не защита мира и национальной независимости арабских стран, а стремление воспользоваться ослаблением Англии и Франции на Ближнем Востоке, чтобы захватить их позиции в свои руки."

Ставка США на овладение ключевыми позициями в атом районе ярко проявилась в провозглашении в январе 1957 г. так называемой доктрины Эйзенхауэра, которая предусматривала прямое использование американских вооруженных сил для борьбы "с международным коммунизмом".

Советский Союз сразу же разоблачил агрессивную, колонизаторскую сущность этой доктрины. Вместе с тем он предложил США, Англии и Франции выступить с Совместной декларацией, по которой четыре державы обязались бы следовать в своей политике на Ближнем и Среднем Востоке таким основным принципам как сохранение мира в атом районе путем урегулирования спорных вопросов исключительно мирными средствами, с помощью переговоров, невмешательство во внутренние дела, уважение суверенитета и независимости стран этого района" отказ от всяких попыток их вовлечения в военные блоки с участием великих держав, ликвидация иностранных баз и вывод иностранных войск с их территорий, взаимный отказ от поставок оружия странам Ближнего и Среднего Востока, содействие экономическому развитию стран этого района без предъявления при этом политических, военных или иных условий" несовместимых с достоинством и суверенитетом этих стран.

Западные державы отклонили миролюбивые предложения Советского Союза. Более того, в июле 1958 г., руководствуясь доктриной Эйзенхауэра, США вместе с Англией совершили вооруженную агрессию в Ливане и Иордании с целью подавления революции в Ираке и насаждения в арабском мире удобных им регионов. Советское правительство потребовало от США и Англии прекратить агрессию и вывести войска из Дивана и Иордании. Были сделаны серьезные предупреждения Израилю и некоторым государствам НАТО о недопустимости использования их территории и воздушного пространства для переброски войск агрессоров. В поддержку независимости и суверенитета арабских стран выступила чрезвычайная специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, созванная по инициативе Советского Союза. В конце 1956 г. интервенты были вынуждены уйти из Ливана и Иордании.

В час суровых испытаний, каким была для арабских народов агрессия Израиля 1967 г. Советский Союз, все братские социалистические страны заявили о полной солидарности с их справедливой борьбой. Советский Союз разорвал дипломатические отношения с Израилем. В критический момент было заявлено, что если Израиль не прекратит немедленно военных действий, то Советский Союз совместно с другими миролюбивыми государствами примет в отношении его санкции со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Агрессору не удалось добиться главных политических целей шестидневной войны: свершение прогрессивных режимов в Египте и Сирии. Однако он захватил Синайский полуостров, Западный берег реки Иордан и сектор Газа, Голанские ВЫСОТЫ И восточную часть Иерусалима.

В центре борьбы арабских народов с тех пор встал вопрос о ликвидации последствий израильской агрессии. Это предполагает не только полный вывод войск Израиля со всех захваченных им с 1967 года арабских земель. Важнейшим требованием арабов является удовлетворение законных национальных прав арабского народа Палестины, в том числе его права на самоопределение и создание собственного независимого государства.

В результате агрессии 1967 г. Израиль завершил оккупацию всей территории, принадлежащей по решению Генеральной Ассамблеи ООН для арабского государства. Однако это не сломило воли четырехмиллионного арабского народа Палестины. В конце 60-х годов многочисленные палестинские организации объединились в рамках созданной в 1964 г. Организации освобождения Палестины, которая стада политическим авангардом и руководящим ядром палестинского движения сопротивления. На конференциях глав арабских государств в Алжире (1973 г.) и Рабате (1974 г.) ООН была признана единственным законным представителем арабского народа Палестины. В международном плане его положение впервые было закреплено в резолюции XXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1974 г.). Резолюция подтвердила также неотъемлемое право палестинского народа на самоопределение и независимость. В поддержку права палестинцев на создание собственного независимого государства выступила УП чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН (I960, 1962 гг.).

Советский Союз верный ленинским принципам солидарности с народами, борющимися за свое национальное освобождение всегда был и остается на стороне правого дела арабского народа Палестины, оказывает ему бескорыстную помощь и всестороннюю поддержку. В июне 1976 г. в Москве при Советском комитете солидарности стран Азии и Африки было открыто представительство ООП, а в апреле 1981 г. ему был предоставлен официальный дипломатический статус.

Проблема осуществления законных национальных прав арабского народа Палестины - сердцевина справедливого всеобъемлющего урегулирования на Ближнем Востоке. Всемерная поддержав этих прав, в особенности права на самоопределение и создание собственного государства, наряду с признанием ООП в качестве единственного законного представителя палестинцев, стали показателем действительных намерений тех, кто заявляет о своей приверженности миру на Ближнем Востоке.

В отличие от Советского Союза последовательно поддерживающего законные национальные права палестинцев западные державы с самого начала игнорировали палестинскую проблему, как проблему политическую. В особенности враждебную позицию к требованиям палестинцев заняли и занимают правящие круги США, которые на деле поощряли израильские притязания на всю Палестину.

Эта линия логически вытекала из курса США на превращение Израиля в главное орудие для борьбы против прогрессивных режимов и освободительных движений на Ближнем Востоке. Огромная финансово-зкономическая и военная помощь, предоставленная США Израилю в 1948-1967 гг. (более 5 млрд. долл.) явилась той материальной базой, опираясь на которую он совершил широкую агрессию против арабских государств и оккупировал арабские земли, в том числе палестинские. После шестидневной войны масштабы американских субсидий Израилю еще более возросли. Первостепенное значение для Тель-Авива приобрела политическая поддержка США, в результате чего Совет Безопасности, этот главный орган 00Н по поддержание мира, оказался не в состоянии ни осудить агрессора, ни вынести решения о немедленном отводе войск Израиля с захваченных арабских территорий.

Пользуясь политической поддержкой США, Тель-Авив сразу же приступил к осуществлению широкой прогреми" мероприятия по так называемому "освоению" арабских территорий, превращению их в свой экономический придаток, насаждению там израильского военного присутствия. Большой размах приобрела конфискация и насильственная скупка арабских земель. Началось создание израильских военизированных поселений на Западном берегу реки Иордан.

27 июня 1967 г. израильский кнессет принял ряд законов о распространения израильской юрисдикции на весь Иерусалим, западная часть которого была в одностороннем порядке провозглашена столицей Израиля еще в 1950 г. 28 июня 1967 г. был принят закон о присоединении к Израилю Восточного Иерусалима, и город был объявлен столицей Израиля.

В создавшихся условиях Советский Союз и другие социалистические страны по справедливости рассматривались в арабском мире в качестве главной и надежной опоры в борьбе за ликвидацию последствий израильской агрессии. Именно Советский Союз твердо и последовательно отстаивал интересы арабов в Совете Безопасности, Генеральной Ассамблеи ООН и на других международных форумах. Именно Советский Союз оказал арабским государствам всю необходимую, в том числе военную помощь, благодаря которой они не только смогли внести тяжесть поражения 1967 г., восстановить и укрепить свой оборонный потенциал, но и дать решительный отпор агрессору, в ходе октябрьской войны 1973 г., развеять миф о непобедимости израильской армии.

3. Два курса в ближневосточных делах.

Обстановку разрядки начала 70-х годов Советский Союз активно использовал для продвижения дела подлинного всеобъемлющего ближневосточного урегулирования. В качестве политического механизма для достижения такого урегулирования путем совместных усилий всех заинтересованных сторон, включая ООП, он рассматривал Женевскую мирную конференцию, открывшуюся в декабре 1973 г. под сопредседательством СССР и США. Однако вместо того, чтобы строго руководствоваться целями конференции США направили усилия к тому, чтобы подменить решение кардинальных вопросов ближневосточной проблемы сепаратными сделками с тем, чтобы поссорить арабские страны между собой и укрепить позиции империализма на Ближнем Востоке. В результате работа конференции была заблокирована и ока так и не приступила к рассмотрению поставленных перед ней задач.

Достигнутые при активном посредничестве США соглашения между Египтом к Израилем о первом и втором разъединении египетских и израильских войск на Синайском полуострове (подписаны соответственно в январе 1974 года и октябре 1975 г.) были всего лишь прелюдией курса на сепаратные сделки. Неслучайно, что в них не содержалось вообще никакого упоминания о законных национальных правах палестинского народа.

В сложной обстановке, создавшейся вокруг ближневосточного урегулирования вследствие заключения Израилем первых сепаратных сделок, Советский Союз продолжал вести принципиальную линии за возобновление Женевской мирной конференции, непременно подчеркивая, что в ее работе на равных правах должна принимать участие я Организация Освобождения Палестины.

Отношение США к возобновлению Женевской конференции и в более широком плане - к всеобъемлющему и справедливому ближневосточному урегулированию вырабатывалось под влиянием многих факторов и тенденций внутренней и международной проблем 70-х годов.

Несомненно, после октябрьской войны 1973 г. в Вашингтоне возросло понимание важности кардинального решения ближневосточной проблемы. В этом направлении действовал ряд факторов как политического" так и экономического характера, а также объективная необходимость учитывать новые реальности в положении на Ближнем Востоке и вокруг него.

Во всяком случае советско-американские договоренности, достигнутые в начале 70-х годов отравили заинтересованность Вашингтона в недопущении такого развития на Ближнем Востоке, которое могло бы привести к столкновению между великими державами, к вовлечению США в глобальный конфликт со всеми его губительными последствиями для Соединенных Штатов. Об опасности "стратегического противоборства" на Ближнем Востоке с точки зрения национальных интересов США не раз заявляли американские президенты Никсон, Форд и партер.

Затяжка политического урегулирования ближневосточного кризиса, являвшаяся прямым следствием односторонней ориентации США на Израиль, все больше вступала в противоречив с долговременными интересами американского нефтяного монополистического капитала. Настоятельная необходимость мира на Ближнем Востоке и нормализации отношений США с арабскими странами, подчеркивалась обострившимся энергетическим кризисом, грозящим американской экономике.

К 80-м годам США импортировали примерно 50% всей потребляемой нефти, причем около 40% этого импорта приходится на ближневосточные страны. Ввиду того, что месторождения нефти в других частях света либо трудно доступны, либо требуют больших эксплуатационных расходов, в Вашингтоне полагают, что продукция арабского мира незаменима до конца нынешнего столетия. К этому следует добавить, что прибыль американским компаний от вложений в нефтяную промышленность ближневосточных стран составляет ежегодно 1,5 - 2 млрд. долл. и является значительным вкладом в американский платежный баланс.

От импорта арабской нефти в еще большей степени зависит экономика западноевропейских союзников США и Японии. Так, в 1980 г. доля этой нефти в общем потреблении нефти в ФРГ составила 45, Франции - 75, Японии 75%. В результате, правительства этих стран стремятся в меру возможности отмежеваться от прямой поддержки произраильских аспектов политики США на Ближнем Востоке.

В течение 60-70-х годов резко активизировалась борьба арабских стран за осуществление права самим распоряжаться собственными национальными богатствами и прежде всего нефтью. Главный итог этой борьбы заключался в том, что фактически были разорваны задолго до истечения юридических сроков, все основные соглашения о концессиях, навязанные арабским странам иностранными монополиями. Кабальная концессионная система была ликвидирована. Арабские государства устанавливали национальный контроль над ресурсами нефти, добились прав собственности над подавляющей частью активов и имущества монополий, взяли в свои руки административно-производственное руководство над добычей нефти и т.д.

Правда, такие сферы нефтяного бизнеса как транспортировка, переработка и сбыт готовой продукции ещё прочно удерживаются в руках монополий. Более того, взвинчивая цены на продукты нефтепереработки, создавая искусственные трудности в снабжении горючим, они даже добились увеличения своих прибылей. Но общее ослабление позиций монополий на Ближнем Востоке стало фактом.

Важным орудием арабских стран в борьбе против Международного нефтяного треста стала учрежденная в I960 г. Организация стран-экспортеров нефти - ОПЕК. Ныне в эту организацию входит 13 стран (Саудовская Аравия, Венесуэла, Иран, Ирак, Кувейт, Катар, Индонезия, Ливия, ОАЭ, Алжир, Нигерия, Эквадор, Габон) и она поставляет на мировой рынок более 90% жидкого топлива. Социально-политическая неоднородность участников ОПЕК, разумеется, сказывается на ее эффективности: если прогрессивные страны использует увеличение доходов от нефти в интересах развития национальной экономики, то консервативные государства вкладывают избыточные нефтедоллары в экономику капиталистических стран" финансируют реакционные силы. При всем этом ОПЕК решительно выступила за ликвидацию кабальных соглашений о концессиях" установление полного контроля странами-производителями над ценами на нефть" регулирование уровней нефтедобычи и их интересах и т.п.

В 1968 г. Саудовская Аравия, Кувейт и Ливия создали Организацию арабских стран-экспортеров нефти (0АПЕК), к которой в начале 70-х годов присоединились Алжир, ОАЭ, Бахрейн, Катар, Египет, Ирак и Сирия. Эта организация, на долю участников которой приходится 60% запасов нефти капиталистического мира, действует как правило совместно или параллельно с ОПЕК, что усиливает позиции арабов в продолжающейся борьбе с монополиями.

Арабские страны, ОПЕК, ОАПЕК выступили в поддержку осуществленной в 1972 г. иракским правительством национализации собственности концерна "Ирак петролеум компани". Попытки западных монополий организовать бойкот иракской нефти на международном рынке провалились. Большое значение имело то" что Советский Союз и другие социалистические страны первыми закупили большие партии иракской нефти. В результате правительство Ирака, смогло наладить сбыт нефти на мировом рынке. Оно полностью поставило под свой контроль не только добычу, но также переработку и сбыт нефти.

Действия Ирака, а до этого (в 1971 г.) установление государственного контроля над французскими нефтяными монополиями в Алжире оказали влияние на позицию арабских стран Персидского залива, которые стали добиваться от монополий не только повышения отчислений за добычу нефти, но и участия в руководстве своей нефтедобывающей промышленности.

По решению ОАПЕК в октябре 1973 г. арабскими странами было введено эмбарго на поставки нефти в США, которое действовало до марта 1974 г. Эмбарго нанесло крупный удар по американской экономике. Были закрыты десятки предприятий автомобильной промышленности, большие убытки понесли авиационные кампании, владельцы гостиниц, мотелей и ресторанов. 250 тыс. американских рабочих и служащих потеряли работу. Непосредственная цена эмбарго доя американской экономики оценивается в 15 млрд. долл.

Нарастание борьбы арабов за ликвидацию последствий израильской агрессии и эффективное использование ими нефтяного орудия, особое положение Ближнего Востока с точки зрения американских экономических интересов, наконец, изменившееся соотношение сил в мире и укрепление в 70-х годах тенденций к разрядке международной напряженности - все это говорило в пользу внесения определенных корректив в американскую стратегию на Ближнем Востоке.

С другой стороны, отказ от поддержки экспансионистского курса Израиля означал бы подрыв расчетов на его использование в качестве главного орудия борьбы против прогрессивных сил арабского мира, а эта цель оставалась и остается в основе политики США в этом районе.

Прогрессивные и антиимпериалистические по своему характеру преобразования в ряде стран Ближнего Востока (в Египте во время президента Насера, в Сирии, Демократическом Йемене) всегда рассматривались американскими нефтяными монополиями как угроза их позициям в основных районах добычи нефти в Саудовской Аравии и государствах Персидского залива. Эти преобразования все больше развивают миф о том, что нуждам развития арабских стран отвечает лишь курс на сотрудничество с "западными" монополиями, продолжающими разграблять их национальные богатства. Не собирались правящие круги США отказываться и от попыток вмешательства в дела арабских стран с целью противопоставить их друг другу, внести осложнения в их отношения с Советским Союзом.

В этих условиях практическая политика США в ближневосточных делах в 70-е годы характеризовалась непоследовательностью, зигзагами и колебаниями. Выступив в качестве одного из сопредседателей Женевской конференции, США практически одновременно стали форсировать политику сепаратных сделок. Голосуя в ООН, в том числе в Совете Безопасности, за ряд резолюций, осуждавших отдельные агрессивные акты Израиля в отношении арабских стран, они в то же время поддерживали тезис о необходимости установления мира в рамках так называемых "защитимых" границ - термин, отражающий категорический отказ Израиля признать линии, существовавшие на 4 июня 1967 г. в качестве окончательных границ Израиля с его арабскими соседями. США голосовали против принятой подавляющим большинством голосов резолюции XXX сессии Генеральной Ассамблеи (1975 г.), которая определила сионизм как одну из форм расизма.

Пришедшая к власти в США в январе 1977 г. администрация Картера публично провозгласила своей целью достижение всеобъемлющего ближневосточного урегулирования, что сделало возможным подписание октября 1977 г. совместного советско-американского заявления по ближнему Востоку. В заявлении подчеркивалось, что именно в рамках всеобъемлющего урегулирования должны быть решены все кардинальные вопросы ближневосточной проблемы. В нем также ставился вопрос о необходимости обеспечения "законных прав" палестинцев, что, казалось, было определенным позитивным сдвигом в позиции. США. Кроме того, американцы пошли на включение в этот документ положения об участии в Женевской конференции "представителей палестинского народа", что рассматривалось арабскими странами в контексте решений Рабатского совещания и резолюций ООН, в которых четко говорилось, что таковыми могут быть лишь представители ООП.

Последующие события однако показали, что администрация Картера не собиралась следовать духу и букве советско-американского заявления. На деле она твердо взяла курс на сепаратные сделки, перечеркнув основополагающие принципы этого документа.

В предательстве Садатом общеарабского дела правящие круги США усмотрели уникальную возможность для того, чтобы попытаться обратить вспять неблагоприятные для них тенденции развития обстановки на Ближнем Востоке. Главная ставка была сделана на то, чтобы вовлечь крупнейшую арабскую страну в орбиту Запада, противопоставить ее арабскому миру, подорвать единство арабских стран и внести разлад в их отношения с Советским Союзом.

В Вашингтоне с удовлетворением была воспринята провозглашенная Садатом политика "открытых дверей" и другие мероприятия в области экономики, направленные на бесконтрольное привлечение в страну иностранного капитала, сокращение государственного сектора, укрепление позиций помещика и кулака - в целом на отход от социалистической ориентации Египта.

В марте 1976 г. Садат предпринял одностороннюю акцию, объявив о прекращении действия Договора 1971 г. о дружбе и сотрудничестве между СССР и АРЕ. Теперь уже ни для кого не секрет, что за этой акцией стояло стремление Садата в корне переориентировать политику Египта на антиарабский союз с Израилем и США и на выход Египта из общеарабского фронта противодействия израильскому агрессору. Как откровенно признает Садат в своей автобиографии каждый его шаг по свертыванию отношений с Советским Союзом имел своей подоплекой одну цель - достижение альянса с Соединенными Штатами.

Отбрасывая договор, фактическим инициатором которого был Г.А. Насер, Садат как бы устранял последнее препятствие на пути предательства им дела арабов.

Поездка Садата в Иерусалим в ноябре 1977 г. и установление им "уз дружбы" с израильским агрессором окончательно убедили Вашингтон в "надежности" обретенного партнера. На встрече в Кэмп-Дэвиде в сентябре 1978 г. Садат и израильский премьер-министр Бегин, а также президент США в качестве свидетеля подписали ряд документов, заложивших основу антиарабского сговора. В марте 1979 г. в Вашингтоне заключается сепаратный египетско-израильский договор, который вступил в силу после его ратификации 25 апреля 1979 г.

В обмен на возвращение Синая, по истечении трехлетнего периода, да и то при сильно ограниченном египетском суверенитете над этой территорией Садат разорвал обязательства Египта перед другими арабскими странами о совместной борьбе против израильской агрессии, заключил с Израилем сепаратный мир, фактически согласился на продолжение оккупации им Голанских высот, Западного берега реки Иордан и Восточного Иерусалима, а также на ликвидацию палестинской проблемы как таковой путем установления под видом "административной автономии" израильского колониального протектората над палестинскими землями. Неслучайно, в кэмп-дэвидских и вашингтонских договоренностях ни слова не говорится о законном праве палестинцев на самоопределение и создание собственного независимого государства. Отсутствует в них и всякое упоминание об ООП.

Тесные отношения между США и Израилем были закреплены подписанием в Вашингтоне 26 марта 1979 г. так называемого "Меморандума о согласии". В этом документе содержатся обязательства США в случае нарушения условий "договора о мире" рассмотреть на чрезвычайной основе такие меры, как усиление присутствия США в этом районе, обеспечение срочных "необходимых поставок" Израилю, а также меры по нейтрализации возможной блокады международных водных путей для судов Израиля. Даже официальный Каир заявил протест против этого меморандума.

Договор фактически развязывал руки израильскому агрессору для новых военных авантюр против арабских стран и Палестинского движения сопротивления. Вместе с тем, с самого начала он должен был послужить целям формирования военно-политического альянса США, Израиля и Египта, призванного, в частности, компенсировать утрату американского влияния в Иране в результате революции 1979 г. в этой стране и развал агрессивного блока СЕНТО.

Борьбу арабов против политики сепаратных сделок возглавили участники Фронта стойкости и противодействия (Сирия, Алжир, Ливия, Демократический Йемен и ООП), созданного на совещаниях в Триполи (декабрь 1977 г.) и Алжире (февраль 1978 г.) в ответ на поездку Садата в Иерусалим. Страны-участники фронта, а также Ирак сразу же разорвали дипломатические отношения с Египтом. Закрыло свое представительство в Каире и ООП.

Совещание участников Фронта в Дамаске (сентябрь 1978 г.) отвергло кэмп-дэвидские соглашения, констатировало, что Вашингтон проводит политику "враждебную правам и целям арабской нации" и призвало к укреплению сотрудничества с социалистическими странами "в целях защиты независимости арабских стран, их свободы, прогресса и завоеваний арабского освободительного движения".

В ноябре 1978 г. в Багдаде состоялось совещание глав правительств арабских стран, в котором приняли участие 20 арабских государств и ООП. Оно единодушно осудило кэмп-дэвидские соглашения как противоречащие решениям арабских совещаний в верхах в Алжире и Рабате, Уставу Лиги арабских государств, резолюциям ООН по палестинской проблеме и высказалось за сплочение всех патриотических сил арабского мира в борьбе против политики сепаратных сделок.

В ответ на подписание египетско-израильского сепаратного договора экстренное совещание министров иностранных дел и экономики арабских стран (Багдад, март 1979 г.) приняло целую серию решений, предусматривавших политические и экономические санкции против египетского режима. В конечном счете все арабские государства, кроме Судана, Омана и Сомали разорвали дипломатические отношения с Египтом. Было приостановлено членство Египта в Лиге арабских государств, в организации "Исламский конгресс" и в ряде арабских организаций и федераций.

Жизнь подтвердила антиарабский характер кэмп-дэвидского сговора, его направленность против справедливого ближневосточного урегулирования.

Воспользовавшись этим сговором, Израиль резко усилил политику агрессии и экспансии. Еще в марте 1978 г. он совершил прямую агрессию против Ливана и оккупировал его южную часть. В июле 1980 г. израильский кнессет принял закон, подтвердивший аннексию Израилем восточной части Иерусалима и провозгласившей Иерусалим в качестве "вечной и неделимой столицы" Израиля. В июне 1981 г. израильская авиация осуществила пиратский налет на Багдад с целью разрушения атомного центра, который находясь под контролем Международного Атомного Агентства использовался исключительно для исследований в мирной области. В январе 1982 г. израильский кнессет принял решение распространить действие израильских законов на принадлежащие Сирии Голанские высоты, оккупированные Израилем в 1967 г.

Под прикрытием Кэмп-Дэвида Тель-Авив, форсирует создание на оккупированных арабских территориях, в особенности на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа, десятков новых военных израильских поселений, продолжает осквернение арабских исторических, религиозных и культурных ценностей, репрессии и расовую дискриминацию арабского населения, террор против палестинцев и их руководителей. Муниципальные советы на этих территориях распускаются и под маркой введения так называемой "гражданской администрации" заменяются израильскими ставленниками или соглашателями. Массовые выступления арабского населения против "ползучей агрессии" жестоко подавляется. На переговорах в рамках кэмп-дэвидских соглашений, которые велись в 1979-82 гг. между Египтом и Израилем при участии представителей США, Израиль наотрез отверг даже саму идею о самоопределении палестинцев, рассматривая "автономию" как ширму для сохранения оккупационного режима на Западном Берегу и в Газе без предоставления палестинцам каких-либо реальных законодательных прав. В расчете на поддержку США Тель-Авив открыто готовится к объявлению прямой аннексии этих территорий по примеру Восточного Иерусалима и Голанских высот.

Шантаж и давление, посулы и уговоры - все средства используются Вашингтоном для того, чтобы расширить рамки Кэмп-Дэвида, подключить к нему хотя бы еще одну арабскую страну. В особенности концентрированному и упорному давлению подвергались и подвергаются Иордания, Ливан, Саудовская Аравия, Сирия, в расчете на то, что они отступятся от занимаемой ими принципиальной позиции в палестинском вопросе и согласится на так называемую "административную автономию" для населения Западного берега реки Иордана и сектора Газа, предусмотренную кэмп-дэвидскими соглашениями. Не ослабевают попытки отыскать сторонников такой "автономии" и в рядах Палестинского движения сопротивления с целью расколоть палестинцев, подорвать позиции ООН и в конечном счете "закрыть" палестинскую проблему.

Несмотря на ясно выраженное убеждение подавляющего большинства арабских стран в необходимости перевода деда ближневосточного урегулирования на рельсы коллективных усилий всех заинтересованных сторон, правящие круги США продолжают упорствовать в проведении линии Кэмп-Дэвида. Верность США кэмп-дэвидским соглашениям официально была подтверждена президентом Рейганом. Всячески поощряя Израиль и Египет на продолжение переговоров об "автономии" в рамках Кэмп-Дэвида нынешняя администрация США категорически отказывается вступать в какие-либо контакты с ООП, которая была провозглашена Рейганом "террористической организацией".

Убийство Садата, продемонстрировавшее ненадежность курса на превращение Египта в плацдарм американской политики на Ближнем Востоке, еще больше подчеркнуло значение Израиля как наиболее стойкого союзника и главного орудия Вашингтона в борьбе против прогрессивных и всех патриотических сил арабского мира. Начатый еще при Картере процесс формирования прямого американо-израильского военного альянса ускорился. Логическим следствием этого процесса явилось заключение 30 ноября 198I г. американо-израильского "Меморандума о взаимопонимании в области стратегического сотрудничества".

"Меморандум" предусматривает создание "координационного совета" для согласования действий в таких областях военного сотрудничества как совместные военные учения, включая военно-морские и военно-воздушные маневры в восточной части Средиземного моря, обеспечение боеготовности, включая право пользоваться средствами технического обслуживания и ремонта и другой инфраструктурой, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, торговля военным снаряжением и т.п. С подписанием меморандума Израиль превращается в военный плацдарм США в этом районе, а США открыто становятся соучастником экспансии Израиля против арабских стран и народов.

Это ярко проявилось и проявляется в ходе развязанной Израилем в июне 1982 г. и продолжающейся в настоящее время агрессии против Ливана, предпринятой с согласия и при поддержке Вашингтона. Широко признано, что США несут прямую ответственность за наглое вторжение израильской армии на территорию Ливана, за бесчинства агрессора на ливанской земле, включая массовые убийства мирных жителей в лагерях Сабра и Шатила.

Главные цели агрессии заключаются в том, чтобы применением военной силы попытаться обескровить и в конечном счете разгромить Палестинское движение сопротивления и Национально-патриотические силы Ливана, превратить Ливан в американо-израильский протекторат и использовать его территорию в качестве плацдарма для военно-политического нажима на Сирию и другие арабские государства.

В стремлении выжать из израильской агрессии максимум политических преимуществ Рейган выдвинул I сентября 1982 г. свой план "урегулирования" ближневосточной проблемы. План Рейгана, основанный на кэмп-дэвидских соглашениях, является целиком и полностью антиарабским и направлен прежде всего на то, чтобы "закрыть" палестинскую проблему. Подобно кэмп-дэвидским соглашениям план Рейгана вообще не предусматривает возвращения арабам всех оккупированных Израилем территорий. Палестинцам предоставляется лишь "административная автономия" и отказывается в праве на создание независимого государства.

В план Рейгана включен ряд положений специально направленных на то, чтобы расколоть арабский антикэмп-дэвидский фронт, столкнуть на путь сепаратных сделок "умеренные" арабские страны. Это, в частности, туманное заявление о том, что США де не поддерживают аннексии Западного Берега и сектора Газы и что они выступают за "автономию" палестинцев на этих землях с перспективой объединения их с Иорданией в рамках ассоциации. Это также заявление о том, что США против создания в этих районах новых израильских поселений, хотя тут же отвергается ликвидация уже существующих там поселений, а их более 100.

Попытки дипломатии США с помощью плана Рейгана подобрать ключи к "умеренным" арабам не дают результатов. Об этом свидетельствуют результаты совещания глав государств и правительств арабских стран в Фесе (6-9 сентября 1982 г.). Одобренные там принципы урегулирования ближневосточной проблемы (создание палестинского государства, подтверждение статуса ООП как единственного законного представителя палестинского народа, освобождение всех оккупированных Израилем в 1967 г. арабских земель, включая Восточный Иерусалим, ликвидация израильских поселений) совершенно несовместимы с планом Рейгана. Это относится также и к тому пункту фесской программы, которым предусматривается роль Совета Безопасности ООН как гаранта установления мира на Ближнем Востоке, в противоположность стремлению США взять этот процесс исключительно под свой контроль.

Вместе с тем фесская программа в главном и основном практически совпадает с подходом Советского Союза к ближневосточной проблеме. Советская программа всеобъемлющего справедливого урегулирования этой проблемы, в концентрированном виде изложенная 15 сентября 1982 г., предусматривает:

Во-первых, должен быть строго соблюден принцип недопустимости захвата чужих земель путем агрессии. А это значит, что арабам должны быть возвращены все оккупированные Израилем с 1967 года территории - Голанские высоты, Западный берег реки Иордан и сектор Газа, ливанские земли. Границы между Израилем и его арабскими соседями должны быть объявлены нерушимыми.

Во-вторых, должно быть на практике обеспечено неотъемлемое право арабского народа Палестины на самоопределение, на создание собственного независимого государства на палестинских землях, которые будут освобождены от израильской оккупации, - на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа. Палестинским беженцам должна быть предоставлена предусмотренная решениями ООН возможность возвратиться к своим очагам или получить соответствующую компенсацию за оставленное ими имущество.

В-третьих, должна быть возвращена арабам и стать неотъемлемой частью палестинского государства восточная часть Иерусалима, которая была оккупирована Израилем в 1967 году и где расположена одна из главных мусульманских святынь. Во всем Иерусалиме должна быть обеспечена свобода доступа верующих к почитаемым местам трех религий.

В-четвертых, должно быть обеспечено право всех государств района на безопасное и независимое существование и развитие - разумеется, при соблюдении полной взаимности, ибо нельзя обеспечить безопасность одних, попирая безопасность других.

В-пятых, должно быть прекращено состояние войны и установлен мир между арабскими государствами и Израилем. А это значит, что все стороны в конфликте, в том числе Израиль и палестинское государство, должны взять обязательства взаимно уважать суверенитет независимость и территориальную целостность друг друга, решать возникающие споры мирными средствами, путем переговоров.

В-шестых, должны быть выработаны и приняты международные гарантии урегулирования - роль гаранта могли бы взять на себя постоянные члены Совета Безопасности ООН или же Совет Безопасности в целом.

В целях сдвинуть ближневосточную проблему с мертвой точки, вернуться к честным поискам всеобъемлющего урегулирования на справедливой основе Советский Союз предлагает созвать специальную международную конференцию по Ближнему Востоку.

По самому своему существу советское предложение - конструктивная альтернатива Кэмп-Дэвиду. Оно исходит из необходимости участия в решении ближневосточной проблемы всех заинтересованных сторон, имея в виду, что только их коллективные усилия, притом в конструктивном и реалистическом плане, могут привести к достижению цели справедливого всеобъемлющего урегулирования.

Советский Союз считает, что в такой конференции наряду со всеми арабскими странами, имеющими общую границу с Израилем, и с самим Израилем, на равноправной основе обязательно должна участвовать также Организация освобождения Палестины.

В ней могли бы также участвовать наряду с Советским Союзом и Соединенными Штатами другие государства, которые как бы представляли прилегающие к Ближнему Востоку районы, например, Западную Европу, Северную Африку и Южную Азию.

Советская программа ближневосточного урегулирования и предложения о созыве международной конференции по Ближнему Востоку вызвали широкий резонанс в мире. Позитивную оценку они получили у арабских странах, прежде всего непосредственно вовлеченных в арабо-израильский конфликт.

Определенный вклад в разрешение ближневосточной проблемы могли бы внести страны Западной Европы, расположенные в непосредственной близости от опасного очага напряженности и заинтересованные в бесперебойном поступлении арабской нефти для функционирования своей экономики. К сожалению, однако, под давлением США западноевропейские страны воздерживаются от поддержки советских инициатив, хотя они получили позитивный отклик в широких общественных кругах этих стран.

Попытки империализма США заблокировать путь к всеобъемлющему ближневосточному урегулированию встречают растущее противодействие со стороны движения неприсоединившихся стран. Организации Объединенных Наций и других международных форумов. Требованиями созыва международной конференции по Ближнему Востоку, скорейшего установления прочного и справедливого мира в этом районе проникнуты решения XXXVI-XХХVIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Международной конференции по вопросу о Палестине (сентябрь 1963 г.), в которой приняли участие делегации правительств 138 стран, более 100 международных и национальных общественных организаций самого различного направления.

Не будет преувеличением сказать, что борьба арабских народов в защиту своих законных прав, попранных в результате израильской агрессии, находит понимание и поддержку подавляющего большинства стран. И, если справедливость до сих пор не восстановлена, то это происходит потому, что правящие круги Израиля упорствуют в своей экспансионистской политике, а империализм США фактически поощряет такую политику в надежде устрашить арабские народа и вновь накинуть на них петлю неоколониализма.

4. Экспансия США - угроза независимости арабских стран и народов

Взяв курс на нагнетание международной напряженности и объявив "крестовый поход" против социализма администрация Рейгана пытается превратить Ближний Восток и прилегающие районы в опорный плацдарм глобальной антисоветской стратегии, что предполагает подавление там освободительных движений и насаждение неоколониалистских порядков.

Если раньше, например, в соответствии с "доктриной Никсона" главная роль в этом деле отводилась шахскому режиму в Иране, в особенности в отношении района Персидского залива, то теперь жандармские функции открыто берут на себя сами Соединенные Штаты.

В январе 1983 г. начало функционировать так называемое Центральное командование США, зона действия которого произвольно распространена на обширный район Юго-Западной Азии, включая 19 государств (Афганистан, Пакистан, Иран, Ирак, Кувейт, Бахрейн, ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия, Оман, ЙАР, НДРЙ, Сомали, Судан, Кения, Эфиопия, Джибути, Египет и Иордания). В распоряжении командования находятся армейские военно-воздушные и военно-морские соединения численностью в 200 тыс. чел., причем костяком их являются силы "быстрого развертывания". В Вашингтоне не скрывают, что эти силы имеют своей мишенью главным образом Ближний Восток, а внутри этого региона - персидский залив. В спешном порядке создается система военных баз в Сомали, Судане, Омане, Египте, Кении. На территории этих и других стран складируется тяжелая военная техника, включая танки и артиллерию для их последующего использования "силами быстрого развертывания". В регионе систематически проводятся крупные военные маневры с отработкой тактики глобальной и локальных войн. Наличие ядерного оружия на кораблях шестого американского флота в Средиземном море и стремление Израиля обладать таким оружием усиливают ядерную опасность для Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья.

Мощный военный кулак создается в районе Персидского залива. В Аравийском море и в Оманском заливе действует крупнейшая со времен второй мировой войны армада боевых кораблей. Расширяется крупная военная база на острове Диего-Гарсия; предпринимаются попытки привлечь европейских союзников к военным акциям США в Индийском океане. Вашингтон хотел бы превратить в замкнутый военный союз под своей эгидой созданную в 1981г. региональную группировку - Совет сотрудничества стран Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Оман).

Составной частью расширяющегося военного присутствия США на Ближнем Востоке является крупный контингент американских войск (12000 чел., направленный в 1982 г. под прикрытием ширмы так называемых "многонациональных сил" на Синайский полуостров, который был возвращен Израилем Египту на условиях ограничения там его суверенитета и в качестве платы за предательства Садата. Этот контингент не просто заменяет израильскую оккупацию Синая фактической оккупацией США, но и предназначен для обеспечения планируемых карательных операций "сил быстрого развертывания" повсюду на Ближнем Востоке. Не случайно, что его основой является батальон 82-й авиадесантной дивизии (600 парашютистов-десантников), входящий в состав "сил быстрого развертывания". Синай на деле становится базой передового базирования и командным центром США в этом районе. На Синай послали свои военные контингенты также Англия, Франция, Италия и Нидерланды.

В 1982 г. после отвода из Западного Бейрута израильских войск в Ливан были направлены воинские контингенты США 41200-1600 чел.), Англии, Франции и Италии, также получившие название "многонациональных сил". Действия американского контингента, находящегося в непосредственном соприкосновении с израильскими войсками ( в районе международного аэропорте г. Бейрут), обеспечивает базирующаяся на морском рейде Бейрута группа кораблей 6-го флота ВМС США. Планируется увеличение американского контингента до 4 тыс. чел. На кораблях США развернутых у ливанских берегов находится 30 тыс. американских военнослужащих и 300 самолетов.

Целям закрепления на долговременной основе военно-политических позиций США в регионе призвана служить и выдвинутая Рейганом концепция так называемого "стратегического консенсуса", суть которой состоит в попытке дополнить американо-израильский союз партнерством с умеренным крылом арабского мира, куда в Вашингтоне относят Египет, Саудовскую Аравию, Оман, Марокко, Тунис, Иорданию и ряд других стран. Хот факт, что большинство арабских государств сразу же отвергло эту концепцию, не обескуражил Вашингтон. Тем все еще лелеют надежду, что размахивание жупелом советской угрозы побудит хотя бы некоторые страны подключиться к "консенсусу".

В рамках концепции резко возрастают поставки американского оружия Саудовской Арамии, главному иностранному поставщику нефти в США. В 1980 финансовом году этой стране было продано американского оружия и снаряжения на 4,5 млрд. долл., тогда как в 1977 г. всего на 1,9 млрд. долл. "Сделкой века" явилась продажа Саудовской Аравии в 1981 г. пяти самолетов с системой раннего радиолокационного обнаружения АВАКС и другой военной техники на общую сумму в 8,5 млрд.долл. Президент Рейган открыто заявил, что он "не позволит стать Саудовской Аравии еще одним Ираном". В этой же связи многие наблюдатели отмечали, что Вашингтон хотел бы отвести Саудовской Аравии ту же жандармскую роль, которая раньше выполнялась в регионе шахским Краном.

Увеличились также американские военные поставки Египту, достигшие в I980 г. суммы в 2,4 млрд. долл.

В ноябре 1981 г, в интервью газете "Вашингтон пост" президент Рейган заявил: "Умеренные арабские государства вроде Египта, желают мира, и Израиль тоже желает мира. Совместно они могут быть силой, которая удержит возмутителя спокойствия - Советский Союз от козней на Ближнем Востоке". В этих словах в сущности признается прямая антисоветская направленность идеи "консенсуса".

Разговоры о "консенсусе" о необходимости "сбалансированной" американской политики на Ближнем Востоке в Вашингтоне считают полезными и потому, что они до некоторой степени отмечают внимание от продолжающегося курса на форсированное укрепление Израиля, как главной опоры империализма и неоколониализма в этом районе. По данным газеты "Крисчен сайенс монитор", общая сумма американской помощи Израилю составляет почти половину его национального дохода. За последний период она составляла в среднем 3 млрд. в год, причем 2/3 всей официальной помощи приходится на военные поставки. Кроме того, помощь Израилю от действующих в США сионистских организаций составляет почти I млрд. долл.

"Израиль, - заявил Рейган в интервью газете "Вельт ам зон-таг" от 2 февраля 1982 г.,- это стратегическое сокровище. После свержения шаха Израиль остается единственным надежным союзником США на Ближнем Востоке. В отличие от других прозападных государств, таких как Саудовская Аравия и эмираты Персидского залива - Израиль силен ... Он располагает техническими и военными основами, которые позволяют ему быть верным союзником Америки... Он может помочь Соединенным Штатам в деле обороны Средиземного моря".

Концепция "стратегического консенсуса" не исключает, а предполагает продолжение курса США на разжигание вражды между народами, использование излюбленного метода империализма -"разделяй и властвуй". Империализм и колониализм способствовали возникновению и обострению многих конфликтов на Ближнем и Среднем Востоке. Это в частности относится и к конфликту между Ираком и Ираном в основе которого лежат исторические и религиозные корни.

Вспыхнувшая в сентябре I980 г. ирако-иранская война нанесла значительный урон материальным и людским ресурсам обеих стран. Она ослабляет общий фронт борьбы против попыток США утвердить свое военно-политическое господство в регионе, облегчает экспансию Израиля, вносит осложнения в Движение неприсоединения, участниками которого являются Ирак и Иран. Со всех точек зрения эта война выгодна лишь империализму и его ставленникам.

Советский Союз решительно выступает за скорейшее прекращение этой быстроубийственной войны, за политическое урегулирование конфликта мирными средствами, путем переговоров. Он также поддерживает международные посреднические усилия, в частности в рамках ООН и Движения неприсоединения, направленные на достижение этой цели.

Политике нагнетания напряженности в районе Ближнего Востока и Персидского залива Советский Союз противопоставляет линию на обеспечение прочного мира и безопасности, уважения суверенных прав народов.

Широкую поддержку арабских народов, как и всей прогрессивной мировой общественности получили советские предложения об обеспечении мира и безопасности в районе Персидского залива.

Советский Союз предлагает США, другим западным державам, Китаю, Японии, всем государствам, которые проявят к этому интерес, договориться о следующих взаимных обязательствах:

- не создавать иностранных военных баз в районе Персидского залива и на прилегающих островах; не размещать там ядерного или какого-либо другого оружия массового уничтожения;

- не применять и не угрожать применением силы против стран района Персидского залива, не вмешиваться в их внутренние дела;

- уважать статус неприсоединения, избранный государствами района Персидского залива; не вовлекать их в военные группировки с участием ядерных держав;

- уважать суверенное право государств этого района на их природные ресурсы;

- не создавать каких-либо препятствий или угроз нормальному торговому обмену и использованию морских коммуникаций, связывающих государства этого района с другими странами мира.

Советский Союз убежден, что такого рода договоренность, полноправными участниками которой, естественно, были бы и сами государства данного района, отвечала бы их кровным интересам, ибо это было бы надежным залогом обеспечения их суверенных прав и безопасности.

Предложения Советского Союзе напрочь развеивают миф о некоей советской угрозе нефтяным богатствам Ближнего и Среднего Востока. В отличие от США Советский Союз никогда не претендовал на чужие нефтяные богатства, тем более что он полностью обеспечивает свои потребности в нефти за счет собственных источников. Никогда не строил Советский Союз свою политику и на стремлении лишить другие стране возможностей получать нефть путем нормальной взаимовыгодной торговли. Глубоко чужды Советскому Союзу экспансионистские устремления "к теплым морям", которые то и дело приписываются ему американской пропагандой.

В стремлении принизить значение советских предложений западная пропаганда пытается ссылаться на пребывание ограниченного советского воинского контингента в Афганистане, которое якобы служит источником напряженности в Персидском заливе.

Надуманность этой "аргументации" очевидна, ибо, Советский Союз не возражает против того, чтобы вопросы, связанные с Афганистаном, были обсуждены в увязке с вопросами безопасности Персидского залива. Естественно, при этом могут обсуждаться лишь международные аспекты афганской проблемы, а не внутриафганские дела.

К тому же всему миру известно, что массированное вторжение американской военщины в район Персидского залива началось задолго до событий в Афганистане. Еще в августе 1977 г., в президентской директиве № 18 были даны указания о создании специальных военных сил США для отправки в районы, подобные Персидскому заливу, для охраны деятельности американских монополий. В начале 1979 г., когда в Иране развертывалась антимонархическая революция, в Индийский океан и Персидский залив были переброшены из Тихого океана авианосцы и десантные суда. Весной 1980 г. администрация Картера уже заявляла о том, что оставляет за собой право использования тактического ядерного оружия в Персидском заливе.

Долгое время Вашингтон пытался обосновать усиление военного присутствия США в Персидском заливе необходимостью освободить американских заложников в Иране. Однако заложники были освобождены, а американское военное присутствие продолжает наращиваться еже более высокими темпами.

Развитие событий на Ближнем Востоке в последнее время убедительно подтверждает, что США и Израиль несут всю ответственность за взрывоопасную ситуацию в этом районе.

Вашингтон отклонил и продолжает отклонять все советские инициативы, предложения других миролюбивых стран направленные на достижение всеобъемлющего ближневосточного урегулирования, нормализацию обстановки в Ливане, обеспечение мира и безопасности в Персидском заливе. США не только поощряют и поддерживают агрессию Израиля, но и сами перешли к прямой вооруженной интервенции против арабских стран, к оказанию на них военного давления. В Совете Безопасности ООН Вашингтон систематически прибегает к вето блокируя принятие им санкций против Израиля за его политику агрессии и экспансии, вынесение Советом решений о немедленном выводе израильских войск из Ливана и других захваченных им с 1967 г. арабских территорий, принятие мер в защиту независимости и территориальной целостности Ливана, по обеспечению законного права палестинского народа за создание собственного независимого государства.

В ноябре 1983 г. в ходе переговоров в Вашингтоне между Рейганом и премьер-министром Израиля Шамиром был оформлен новый сговор, в результате которого отношения между Вашингтоном и Тель-Авивом выводятся не новую ступень военно-стратегического сотрудничества и тесной политической координации. Его осуществление фактически ведет к созданию агрессивной оси США - Израиль.

Формируется военно-политйческий комитет двух стран занимающийся такими вопросами как объединенное планирование, проведение совместных маневров, заблаговременное размещение американского снаряжения и техники в Израиле и т.д. Практически создается штаб по руководству совместными агрессивными операциями на Ближнем Востоке. Предусматривается использование израильских портов кораблями шестого флота США, значительно увеличиваются размеры американской безвозмездной помощи Израиле.

В прямой связи с этим сговором находится эскалация вооруженного вмешательства США на Ближнем Востоке, варварские акты агрессии, массированные бомбардировки американскими самолетами позиций ливанских национально-патриотических сил и сирийских войск, входящих в состав межарабских сил по поддержанию мира в Диване.

Администрация Рейгана окончательно сбросила маску "беспристрастного посредника" в ближневосточных делах, ведет курс на военно-силовое давление против Сирии и всех тех, кто противится экспансионизму Израиля и диктату США.

Теперь уже совершенно ясно, что сколько бы ни говорили в Вашингтоне о мнимых разногласиях между США и Израилем, о совпадении интересов США с интересами "умеренных" арабских стран, истинная цель администрации Рейгана состоит в том, чтобы установить американо-израильский контроль над Ближним Востоком.

В этих условиях особое значение приобретает борьба арабских патриотических сил за укрепление своих рядов, за единство действий в вопросах, имеющих жизненно важное значение для судеб арабского мире. Единство, тесное взаимодействие и сплочение в борьбе против агрессии США и Израиля, справедливый и прочный мир, всеобъемлющее ближневосточное урегулирование - в этом видят свою насущную задачу арабские народы перед лицом происков сил агрессии и войны.

Руководящие деятели арабских стран, Палестинское движение сопротивления выражают чувства глубокой благодарности и признательности Советскому Союзу за большую политическую и материальную помощь, оказываемую арабам в их борьбе за свободу и укрепление независимости. Советский Союз твердо выступает в защиту арабских государств, постоянно подвергающихся агрессии, шантажу и угрозам со стороны империализма и его пособников.

Высшей целью внешней политики Советского государства было, есть и остается обеспечение мира. Важное значение придается в этой связи проблеме ликвидации очагов напряженности, достижению политического урегулирования международных конфликтов на основе уважения законных прав государств и народов. Советский Союз прилагает, в частности, большие усилия к тому, чтобы добиться ликвидации опасного военного очага на Ближнем Востоке, тем более что этот район находится в непосредственной близости от рубежей стран Варшавского договора. Эти усилия органически вписываются в ту борьбу, которую он ведет за прекращение гонки вооружений и разоружение, в защиту мира и укрепление между народной безопасности.

8 декабря 1983 года

Публикуется впервые

к оглавлению


 

При использовании материалов ссылка на сайт http://www.barichev.ru обязательна

 

Об авторе | О проекте | Документы ЦК | Публикации | Выступления | Книги | Письма | Ссылки| Архив