Об авторе

О проекте

Документы ЦК

Публикации

Выступления

Книги

письма

Ссылки

Архив

1992-1995

1996-1999

2000-2003

 

ГОД 1985

СССР в борьбе за справедливое ближневосточное урегулирование

Содержание

Два подхода к борьбе арабских народов за свободу и независимость.

Советский Союз и палестинская проблема.

В поддержку борьбы арабов против политики сепаратных сделок и диктата империализма.

За справедливое ближневосточное урегулирование.

Литература.

На протяжении десятилетий на Ближнем Востоке сохраняется опасный очаг кризисов и конфликтов. Пять войн между Израилем и арабскими странами, прямые вооруженные интервенции и непрекращающееся вмешательство США и их союзников по НАТО, затянувшаяся ирано-иракская война, обострение отношений между отдельными арабскими странами, гражданские войны и кровавые внутренние междоусобицы - все это делает регион одной из самых "горячих точек" на нашей планете.

Обстановка на Ближнем Востоке испытывает на себе воздействие многих факторов, однако не вызывает сомнения, что главной причиной ее перманентно кризисного, взрывоопасного характера является политика империализма США. Стремясь во что бы то ни стало установить свой контроль над этим важным в стратегическом и иных отношениях районом, Вашингтон выступает в роли вдохновителя и организатора борьбы против арабского национально-освободительного движения и в первую очередь против прогрессивных режимов. В этой борьбе он с самого начала всемерно использует услуги Израиля, правящие круги которого проводят политику агрессии и экспансии в отношении арабских государств и народов.

Опасность нынешней ситуации в регионе усиливается из-за общего обострения международной обстановки. Задавшись несбыточной целью перекроить мир исключительно по своему образу и подобию, США встали на путь безудержного милитаризма, конфронтации с силами социализма и национально-освободительного движения. Главная ставка делается на то, чтобы попытаться сломать военное равновесие, добиться военного превосходства и силой решать исход противоборства двух мировых социально-политических систем. Тем самым расчищался бы путь и для ликвидации исторических завоеваний освободившихся государств и народов.

Милитаристскому, авантюристическому курсу США, создающему нарастающую угрозу миру и международной безопасности, Советский Союз противопоставляет курс на предотвращение ядерной войны, укрепление мира и международной безопасности, на поддержку движений народов за свое национальное и социальное освобождение. Как отмечалось на мартовском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС, "в области внешней политики наш курс ясен и последователен. Это - курс мира и прогресса".

Решительно и последовательно СССР выступает за ликвидацию имеющихся очагов конфликтов, недопущение возникновения новых, за мирное урегулирование спорных проблем и кризисов. Реализация этой задачи - неотъемлемая составная часть Программы мира для 80-х годов, выдвинутой XXVI съездом партии, решений последующих Пленумов ЦК КПСС.

Успех в борьбе за справедливый мир на Ближнем Востоке во многом зависит от самих арабских стран, от сплоченности и единства действий антиимпериалистических, патриотических сил арабского народа. Эта задача приобретает все большую актуальность перед лицом активизации попыток США и Израиля продиктовать арабам условия аннексионистского мира и, в частности, не допустить создания независимого палестинского государства.

Два подхода к борьбе арабских народов за свободу и независимость.

"Окончание войн, мир между народами, прекращение грабежей и насилий - именно наш идеал..." 1. Эти слова основателя Советского государства В. И. Ленина и сейчас определяют суть и главное направление внешней политики Советского Союза.

40 лет назад во имя мира и жизни на Земле советский народ одержал Победу в Великой Отечественной войне. Человечество было спасено от угрозы фашистского порабощения. Образовалась и успешно развивается мировая социалистическая система. Ускорился процесс освобождения колониальных народов, охвативший мир после Великого Октября. На обломках колониальных империй возникли десятки молодых независимых государств.

Победы советских армий дали импульс невиданному подъему арабского национально-освободительного движения. На Ближнем Востоке возрос авторитет Советского Союза. В августе 1943 г. были установлены дипломатические отношения СССР с Египтом, в июле-августе 1944 г. - с Сирией, Ливаном и Ираком. Характерно, что в соответствующих документах этих стран выражалось восхищение героическим подвигом советского народа, благородными целями освободительной миссии Советского Союза.

Вопреки противодействию США и других западных держав СССР настоял на приеме Сирии и Ливана в число первоначальных членов ООН. Он был единственной великой державой, выступившей в поддержку требований о выводе английских и французских войск с территории Египта, Сирии, Ливана, Ирака.

Заботой о прочном, надежном мире на Ближнем Востоке с самого начала был проникнут подход Советского Союза к палестинской проблеме. СССР настаивал на ликвидации английского колониального мандата над Палестиной, установленного конференцией в Сан-Ремо в 1920 г., на эвакуации с ее территории английских войск и прекращении иностранного вмешательства в дела Палестины. Наиболее правильным решением он считал создание на территории Палестины единого, независимого арабо-еврейского демократического государства, где арабы и евреи пользовались бы равными правами.

Поскольку в конкретных условиях того времени и прежде всего из-за разжигавшейся западными державами вражды между евреями и арабами такое решение осуществить не удалось, Советский Союз проголосовал за резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 г. о создании в Палестине двух государств: арабского и еврейского, а также интернациональной зоны Иерусалима. Благодаря усилиям советской дипломатии в резолюции были закреплены демократические принципы конституционного устройства будущих государств. Эти государства брали на себя обязательства проводить миролюбивую политику, воздерживаться от угроз и применения силы в отношении территориальной неприкосновенности и политической независимости какого бы то ни было государства и от иных действий, несовместимых с целями ООН. "Когда рассматривался вопрос о судьбе Палестины, - заявил член Политбюро ЦК КПСС, первый заместитель Председателя Совета Министров СССР, министр иностранных дел СССР А. А. Громыко на пресс-конференции в Москве в апреле 1983 г., - рука Советского Союза поднялась в пользу создания израильского государства наряду с палестинским... Мы, голосуя за создание Израиля, голосовали за мирный Израиль, а не за агрессивное израильское государство" 2.

Советский Союз последовательно выступал за претворение в жизнь резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 г. и, в частности, вместе с другими миролюбивыми государствами помешал попыткам США подменить ее планом установления американской опеки над всей Палестиной. Эта резолюция остается в силе и по сей день. Однако ее ключевые положения не реализованы вследствие игнорирования Израилем и США законного права арабского народа Палестины на создание собственного независимого государства.

Приход к власти в Израиле с самого момента его образования в мае 1948 г. воинственной шовинистической группировки - прямое следствие той всесторонней поддержки, которую США на протяжении десятилетий оказывали экспансии сионизма в Палестине. Известно, что еще президент США Вильсон одобрил опубликование в ноябре 1917 г. декларации английского министра иностранных дел Бальфура, предусматривавшей создание в Палестине "еврейского национального очага". При активном поощрении США и под прикрытием английского мандата в Палестину осуществлялась массовая иммиграция евреев.

С середины 40-х годов в Вашингтоне была сделана ставка на постепенную замену английского колониального режима в Палестине господством сионистов при том понимании, что действительными хозяевами на этой территории будут Соединенные Штаты. Известно, что интерес США к Палестине особенно возрос в связи с получением американскими монополиями нефтяных концессий в Саудовской Аравии и разработкой проекта нефтепровода из Аравии в Палестину. Поддерживая сионистов, правящие круги США исходили также из расчета заполучить голоса американских евреев на выборах в конгресс и на президентских выборах.

В октябре 1946 г, президент Трумэн поддержал план создания еврейского государства на территории Палестины, выработанный Еврейским агентством - ведущей организацией сионистов в Палестине. При этом Трумэн рассматривал Палестину исключительно под углом зрения "еврейского вопроса", игнорируя чаяния палестинских арабов.

В ходе израильско-арабской войны в Палестине в 1948-1949 гг. США всемерно поощряли экспансионистские устремления Тель-Авива. В результате уже тогда Израиль оккупировал большую часть территории, отведенной для арабского государства, и Западный Иерусалим. Оставшаяся ее часть (Западный берег реки Иордан и сектор Газа) оказалась под контролем соответственно Иордании и Египта. Назначенный ООН (в обход Совета Безопасности) посредник в Палестине американец, Банч способствовал сохранению за Израилем захваченных арабских земель.

Наглые агрессивные действия Израиля по захвату палестинских земель - лишь часть его общего экспансионистского курса, основанного на идеологии сионизма. Еще в 1904 г. "отец сионизма" Герцль заявил, что территория еврейского государства должна простираться от Нила до Евфрата. Не случайно поэтому вопрос о границах Израиля обходился даже в хартии провозглашения его независимости. В хартии не упоминалось также и о резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 г., являющейся единственной правовой основой образования государства Израиль. "Размеры еврейского государства будут определены в результате войны"- в этих словах первого главы израильского правительства Бен-Гуриона заключено кредо экспансионистской политики Тель-Авива.

Питательной средой израильского экспансионизма явилась обстановка "холодной войны", развязанной Белым домом против Советского Союза. Провозглашенная в марте 1947 г. доктрина Трумэна, поднимая на щит "идеологию крестовых походов против коммунизма", узаконивала американское вмешательство во внутренние дела других государств, "право" США на борьбу с национально-освободительными движениями, которые изображались не иначе как результат "козней Москвы" и "мирового коммунизма". Применительно к Ближнему Востоку доктрина Трумэна была ориентирована на подавление движения арабских народов за свою независимость и одновременно на превращение этого района в важный стратегический плацдарм в планах агрессии против Советского Союза.

Руководители Израиля поспешили объявить себя верными союзниками американского империализма. Бен-Гурион, как отмечает его биограф Бар Зохар, "сделал все возможное, чтобы Вашингтон считал его поборником антикоммунизма на Ближнем Востоке" 3. В конце 40-х годов, особенно после создания в апреле 1949 г. агрессивного блока НАТО, начал формироваться и военно-политический альянс Вашингтона и Тель-Авива. Юридическая основа альянса закреплялась подписанным в 1952 г. "Соглашением о предоставлении помощи для взаимного укрепления безопасности", по которому Израиль получил право на американскую экономическую и военную поддержку.

Поощряемые США израильские правящие круги не ограничились территориальными захватами в Палестине и в нарушение подписанных в феврале-июле 1949 г. арабо-израильских соглашений о перемирии начали систематически совершать акты агрессии и вооруженные провокации против соседних государств - Египта, Сирии, Иордании и Ливана. Эти действия Тель-Авива, в свою очередь, активно использовались Вашингтоном, с тем чтобы запугать арабские страны, втянуть их вместе с Израилем в агрессивные военные блоки, направленные против Советского Союза и сил арабского освободительного движения.

В 1950-1951 гг. США упорно добивались согласия Египта, Сирии, Ливана, Ирака, Саудовской Аравии, Йемена и Иордании на участие наряду с Израилем в так называемом средневосточном командовании - империалистическом блоке, создание которого было бы равносильно установлению военно-политического господства НАТО на Ближнем Востоке. Советский Союз предупредил США и другие западные державы об ответственности за действия, идущие вразрез с национальными чаяниями народов и интересами мира в этом районе. Это выступление Советского Союза укрепило позицию арабских стран, отказавшихся подчиниться давлению Вашингтона, что и привело к срыву неоколониалистского плана.

В результате победы антиимпериалистической революции 23 июля 1952 г. в Египте на Ближнем Востоке создалась новая ситуация. Крупнейшая страна арабского мира приступила к ликвидации последствий английского колониального господства, длившегося почти три четверти века, к проведению глубоких социально-экономических преобразований, начала осуществлять независимый внешнеполитический курс. "Египтяне впервые стали управлять своей страной, и империализм не сможет больше топтать нашу родину", - заявил лидер революции Г. А. Насер.

В беседе с государственным секретарем США Д. Ф. Даллесом, состоявшейся в Каире 11 мая 1953 г., Г. А. Насер решительно отклонил попытки втянуть Египет в агрессивный блок, призванный "сдерживать коммунизм" на Ближнем Востоке. "Насер спросил, почему Египет должен присоединиться к пакту и против кого этот пакт должен создать оборону. Даллес ответил: "Против Советского Союза". Насер был поражен: "Но почему?.. Советский Союз никогда не доставлял нам беспокойства, никогда на нас не нападал, никогда не захватывал нашу территорию и никогда не имел здесь ни одной базы" - так описывает эту встречу видный египетский политический обозреватель М. Хейкал 4.

Правительство Г. А. Насера добилось вывода английских войск из Египта, ликвидации всех английских военных баз в долине Нила, объявило о национализации Суэцкого канала. Г. А. Насер явился одним из основателей Движения неприсоединившихся стран, твердо проводил курс на развитие сотрудничества с Советским Союзом.

В Вашингтоне все это расценивалось как серьезная угроза позициям империализма и колониализма не только на Ближнем Востоке, но и за его пределами. Даллес негодовал, узнав о решении Насера принять участие в конференции неприсоединившихся стран в Бандунге, усмотрев в этом "предательство целей крестового похода против коммунизма". Ставка на свержение прогрессивного режима в Египте стала центральным звеном в политике США и других западных держав на Ближнем Востоке.

Именно эту цель преследовала развязанная в октябре 1956 г, Англией, Францией и Израилем вооруженная агрессия против Египта. В тяжелые для египетского народа дни Советский Союз, другие социалистические государства были на его стороне. Советское правительство сразу же потребовало, чтобы Совет Безопасности ООН принял немедленные меры к прекращению агрессии и к выводу войск интервентов с египетской территории. Когда же Англия, Франция и Израиль отказались выполнить эти требования, оно заявило 5 ноября 1956 г. о своей решимости применением силы сокрушить агрессоров и восстановить мир на Ближнем Востоке. Решительные и твердые действия Советского Союза в поддержку героического сопротивления египетского народа сыграли главную роль в пресечении агрессии. "Советский Союз и другие миролюбивые страны... сорвали планы агрессоров", - заявил впоследствии Г.А. Насер.

В декабре 1956 г. Англия и Франция вывели свои войска с территории Египта, а в марте 1957 г. - Израиль. Военный пожар на Ближнем Востоке был потушен.

Непреложные факты убедительно свидетельствуют о том, что тройственная агрессия стала возможной вследствие глубоко враждебной национально-освободительному движению, а по существу - великодержавной имперской политики Соединенных Штатов. Несмотря на ясно выраженную позицию Египта, США продолжали упорно добиваться его вхождения в агрессивный Багдадский блок, созданный в 1955 г., оказывали на Каир политическое и экономическое давление. В Египет по заданию ЦРУ были направлены три группы агентов с целью убийства Насера 5.

В июле 1956 г, в связи с принятием Г. А. Насером решения о национализации Суэцкого канала США выступили единым фронтом с Англией и Францией за применение "эффективных санкций" в отношении Египта. При этом Вашингтон не исключал, что такие санкции могут иметь и характер вооруженного вмешательства западных Держав. Будучи в курсе военных приготовлений Англии и Франции против Египта, США не только ничего не сделали, чтобы предотвратить агрессию, но неоднократно давали понять Лондону и Парижу, что они во всяком случае могут рассчитывать на "благожелательный нейтралитет" Вашингтона. Фактически это было прямым поощрением агрессии. В ходе ее Вашингтон продолжал снабжать нефтью Англию и Францию, предоставил Лондону заем в 500 млн. долл.

В ООН США категорически отказались от осуждения своих союзников по НАТО и Израиля и от принятия эффективных мер по пресечению агрессии. Администрация Эйзенхауэра отклонила также предложение СССР о совместных действиях по восстановлению и поддержанию мира на Ближнем Востоке.

Активное участие Тель-Авива в агрессии приоткрыло занавес над захватническими притязаниями сионистов и планами западных держав в отношении использования Израиля для достижения целей своей политики на Ближнем Востоке. "Действуя в качестве орудия империалистических кругов, стремящихся восстановить режим колониального гнета на Востоке, - говорилось в Заявлении Советского правительства о вооруженной агрессии против Египта, - правительство Израиля бросило вызов всем арабским народам, всем народам Востока, ведущим борьбу против колониализма. Путь, на который стали правящие экстремистские круги Израиля, является преступным и опасным прежде всего для самого государства Израиль, для его будущего" 6.

В период, предшествовавший агрессии, Израиль получил большие партии вооружения из Англии, Франции, Канады. В начале 1956 г. были заключены секретные сделки о поставках оружия Израилю из США.

Таким образом, совершенно необоснованными являются утверждения американской пропаганды относительно того, что неучастие США в тройственной агрессии диктовалось-де заботой о защите мира и национальной независимости арабских стран. На деле эти утверждения отражали лишь стремление Вашингтона уйти от ответственности за колониальный разбой и тем самым облегчить себе достижение цели по вытеснению Англии и Франции с Ближнего Востока.

Действительно, крах тройственной агрессии ознаменовал конец англо-французского господства на Ближнем Востоке, а заявка на гегемонию в этом районе тут же открыто была сделана Вашингтоном. Свидетельство - провозглашение в январе 1957 г. "доктрины Эйзенхауэра".

Особенность доктрины состояла в том, что далеко идущие планы США, направленные на подавление национально-освободительного движения и на заполнение "вакуума", якобы образовавшегося на Ближнем Востоке вследствие ослабления там позиций Англии и Франции, прикрывались лозунгами антикоммунизма. "Международный коммунизм" объявлялся главным врагом народов этого района, и Вашингтон произвольно брал на себя право вести с ним борьбу с использованием всех средств, включая применение вооруженной силы. В практическом плане доктрина нацеливала на продолжение линии по ликвидации прогрессивного режима Насера, на поддержку арабской реакции и усиление позиций колониализма в регионе.

В Заявлении ТАСС от 13 января 1957 г. разоблачался агрессивный, колонизаторский характер "доктрины Эйзенхауэра". Особо подчеркивалось, что вмешательство США во внутренние дела арабских стран и грубая угроза применения силы способны лишь подогреть агрессивные устремления правящих кругов Израиля. "Эти экстремистские круги, тесно связанные с американскими монополиями, - говорилось в Заявлении, - будут стремиться, опираясь на поддержку США, осуществить свои захватнические планы, что, в свою очередь, может повести к еще большему обострению положения на Ближнем и Среднем Востоке и серьезно усилит угрозу миру в этом районе". Жизнь полностью подтвердила правильность этого вывода.

СССР противопоставил "доктрине Эйзенхауэра" свою миролюбивую, конструктивную программу обеспечения мира на Ближнем Востоке. В феврале 1957 г. Советский Союз предложил правительствам США, Англии и Франции выступить с совместной декларацией о следующих основных принципах, которым стороны обязывались бы следовать в своей политике в отношении Ближнего и Среднего Востока:

1) сохранение мира путем урегулирования спорных вопросов исключительно мирными средствами, на основе переговоров;

2) невмешательство во внутренние дела стран региона, уважение их суверенитета и независимости;

3) отказ от всяких попыток вовлечения этих стран в военные блоки с участием великих держав;

4) ликвидация иностранных баз и вывод иностранных войск с территории стран региона;

5) взаимный отказ от поставок оружия этим странам; 6) содействие их экономическому развитию без предъявления каких бы то ни было политических, военных или иных условий, несовместимых с достоинством и суверенитетом этих стран.

Принятие западными державами советских предложений способствовало бы ослаблению напряженности на Ближнем Востоке, создало бы условия для исключения возникновения опасных очагов военных конфликтов в этом районе. Однако западные державы не выразили такой готовности. В ответных нотах они брали под защиту политику создания военных блоков и насаждения военных баз на Ближнем Востоке и со своей стороны не выдвигали никаких конкретных предложений. Вскоре западные державы отклонили и другую советскую инициативу о том, чтобы в качестве первого шага к оздоровлению обстановки на Ближнем Востоке СССР, США, Англия и Франция заявили бы об осуждении применения силы как средства решения неурегулированных проблем этого района.

Негативное отношение западных держав к предложениям СССР не было случайным. 15 июля 1958 г. мир с возмущением узнал о вооруженной интервенции США в Ливане. Корабли 6-го американского флота вошли в Бейрутский порт и высадили морскую пехоту. Одновременно была произведена высадка десантных войск Англии в Иордании. Цель агрессии состояла в том, чтобы нанести удар по национально-патриотическим силам Ливана, а главное - подготовить почву для расправы с только что победившей революцией в Ираке и с его новым правительством, которое объявило о выходе Ирака из Багдадского пакта.

Советский Союз потребовал, чтобы Совет Безопасности ООН принял самые срочные меры для пресечения агрессии и защиты национальной независимости арабских стран. Правительствам США и Англии предлагалось немедленно вывести свои войска из Ливана и Иордании. Ряд государств-членов НАТО, а также Израиль были серьезно предупреждены о недопустимости использования их территорий и воздушного пространства для переброски войск агрессоров. Было сделано также предупреждение странам-участницам сессии совета Багдадского пакта, которая состоялась в Лондоне и приняла решение, направленное на расширение агрессии. Советский Союз проявил инициативу в созыве чрезвычайной специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, потребовавшей соблюдать принципы отказа от агрессии, уважения территориальной целостности и суверенитета государств. В октябре-ноябре 1958 г. агрессоры были вынуждены покинуть Ливан и Иорданию.

Суэцкий и ливанский кризисы показали, что прямые вооруженные интервенции самих западных держав на Ближнем Востоке сопряжены с риском серьезного подрыва их позиций в этом районе. Поэтому в 60-80-е годы в стратегии империализма резко возрастает роль Израиля, который все чаще используется в качестве главного тарана в борьбе против арабского освободительного движения и прежде всего против прогрессивных режимов. Со своей стороны Израиль охотно взял на себя роль вассала и дубинки Вашингтона на Ближнем Востоке. Симптоматично, что и при планировании американо-английской интервенции в Ливане и Иордании не исключалось вооруженное выступление Израиля на стороне интервентов. Как отмечает в своих мемуарах Эйзенхауэр, экстремистские круги Тель-Авива предлагали, в частности, воспользоваться ситуацией для захвата Западного берега реки Иордан.

Развязанная Израилем 6 июня 1967 г. агрессия против Египта, Сирии и Иордании не достигла главной цели, выдвинутой в Вашингтоне, - свержения прогрессивных режимов в регионе. Однако Израиль захватил Синайский полуостров, Западный берег реки Иордан и сектор Газа, Голанские высоты и восточную часть Иерусалима. Была завершена оккупация всех территорий, отводившихся резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН для арабского государства. Арабский народ Палестины был лишен своей родины 7, Так возникла палестинская проблема, являющаяся сердцевиной всего ближневосточного урегулирования. Решение этой проблемы предполагает полный вывод войск Израиля со всех захваченных им с 1967 г. арабских земель и удовлетворение законных национальных прав арабского народа Палестины, в том числе его права на самоопределение и создание собственного независимого государства.

Материальной базой израильской агрессии 1967 г. явилась огромная финансово-экономическая и военная помощь США. He удивительно, что к началу агрессии Израиль смог создать хорошо вооруженную и подготовленную армию численностью около 275 тыс. человек. Главное же, в Тель-Авиве были убеждены в благожелательном отношении Вашингтона к экспансионистским устремлениям Израиля. Израильское правительство, как пишет видный американский историк-арабист Десмонд Стюарт, хорошо изучило настроения администрации Джонсона и знало, что, когда Израиль развяжет агрессию, он "встретит поддержку в вашингтонских кругах, если война будет развиваться благоприятно, а если дела на фронте пойдут плохо, то имелась гарантия, что в случае крайней опасности на помощь ему придет 6-й американский флот" 8.

За несколько дней до начала войны США прибегли к прямой демонстрации военной силы в отношении Египта. 3 июня американский авианосец "Интерпид" прошел через Суэцкий канал. 6-й флот был приведен в боевую готовность.

Одновременно в ходе израильско-американских переговоров в Вашингтоне было достигнуто соглашение о том, что США всегда будут стремиться обеспечить баланс в соотношении сил между Израилем и арабскими странами. Это означало, что Израиль всегда должен быть сильнее всех арабских стран, вместе взятых. Соглашение предусматривало также, что США не будут добиваться возвращения арабских территорий, которые Израиль может захватить в случае войны, и не будут осуждать его действия в ООН.

В защиту суверенных прав арабских народов, подвергшихся агрессии Израиля, решительно выступил Советский Союз. "Когда мы вспоминаем о друзьях, которые были рядом с нами в мрачные дни наших испытаний и бедствий 1967 года, мы говорим, что первыми такими друзьями, наиболее дорогими для нас и наиболее достойными нашей безграничной признательности, были Советы, Советский Союз", - заявил впоследствии Г.А. Насер.

Советское правительство добилось решения Совета Безопасности о прекращении огня. По предложению СССР в середине июня 1967 г. была созвана чрезвычайная специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, где обсуждались последствия израильской агрессии. Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 242, требующую вывода израильских войск со всех арабских территорий в качестве непременного условия мирного урегулирования конфликта.

Опираясь на поддержку Советского Союза, других братских социалистических стран, арабские государства дали решительный отпор израильскому агрессору в ходе октябрьской войны 1973 г., развеяли миф о "непобедимости" израильской армии. В разгар кризиса СССР предупредил правительство Израиля о самых тяжелых последствиях, которые повлечет за собой продолжение его агрессивных действий против Египта и Сирии. Одновременно была отведена попытка США припугнуть Советский Союз принятием решения привести в состояние повышенной готовности американские вооруженные силы в ряде районов мира. Как отмечалось в Заявлении ТАСС от 27 октября 1973 г., инициаторы этого шага выбрали для подобной цели "не тот адрес".

Совет Безопасности ООН в резолюции № 338 от 22 октября 1973 г. призвал начать немедленно - одновременно с прекращением огня - переговоры между заинтересованными сторонами, направленные на установление справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке. Тем самым было подчеркнуто, что только справедливое всеобъемлющее политическое урегулирование может стать прочной гарантией мира и безопасности в этом районе.

Найти пути кардинального решения ближневосточной проблемы была призвана мирная конференция, открывшаяся в Женеве в декабре 1973 г. под сопредседательством СССР и США с участием Египта, Иордании, Израиля и Генерального секретаря ООН. Выступая на конференции, А. А. Громыко заявил: "Наша страна поставила задачу - содействовать ликвидации ближневосточного очага напряженности в качестве одной из первоочередных. Мы поддерживали и поддерживаем арабские народы в их усилиях в пользу утверждения прочного и справедливого мира в районе Ближнего Востока" 9.

Значение созыва Женевской конференции состояло прежде всего в том, что создавался политический механизм для коллективных усилий всех заинтересованных сторон с целью выработки всеобъемлющего ближневосточного урегулирования. Как подчеркнул в выступлении А. А. Громыко, такое урегулирование в качестве ключевого элемента должно содержать четкие и ясные обязательства о выводе войск Израиля со всех оккупированных им в 1967 г. территорий. Оно должно также обеспечить уважение суверенитета, территориальной целостности и политической независимости всех государств Ближнего Востока и оградить законные права арабского народа Палестины.

Дальнейшее развитие событий, однако, показало, что, выступив в качестве одного из сопредседателей Женевской конференции, США практически встали на путь блокирования процесса всеобъемлющего ближневосточного урегулирования. При их посредничестве были заключены сепаратные соглашения о разъединении египетских и израильских войск, которые практически выводили Египет из общеарабского фронта борьбы за ликвидацию последствий израильской агрессии. В результате двурушнической позиции США Женевская конференция так и не приступила к рассмотрению поставленных перед нею задач.

Подлинные мотивы и подоплека линии США в отношении Женевской конференции стали известны впоследствии, когда вскрылись факты о начавшемся фактически сразу же после смерти 28 сентября 1970 г. Г.А. Насера отходе нового египетского президента Садата от курса на сотрудничество Египта с Советским Союзом. Уже тогда Садат дал понять Вашингтону о готовности проводить антисоветскую политику, если США займут более благоприятную для Каира позицию в его конфликте с Израилем. Устранение от власти в Каире наиболее верных соратников Г.А. Насера, принятие законов о свободном допуске в страну иностранных капиталов, об ограничении государственного сектора и об аграрной реформе в пользу крупных землевладельцев - все это, по замыслу Садата, должно было облегчить и достижение поставленной им главной внешнеполитической цели - навести мосты между Каиром и США.

В марте 1976 г. Садат объявил в одностороннем порядке о прекращении действия Договора о дружбе и сотрудничестве между СССР и Египтом, инициатором которого был Г. А. Насер. В Египте была развязана широкая антисоветская кампания. Всячески принижалась, а то и отрицалась роль Советского Союза в борьбе против агрессии империализма и Израиля.

В Заявлении Советского правительства от 31 марта 1976 г. давался решительный отпор этим клеветническим утверждениям и приводились факты, свидетельствующие о последовательной и принципиальной дружественной политике СССР в отношении Египта и египетского народа. Одновременно привлекалось внимание к тому, что отход египетского руководства от политики сотрудничества с Советским Союзом, его курс на сепаратные сделки с Израилем существенно затрудняют достижение справедливого ближневосточного урегулирования, ослабляют усилия арабских государств с целью добиться освобождения оккупированных арабских территорий, обеспечить законные национальные права арабского народа Палестины.

Воспользовавшись предательством Садата интересов совместной борьбы арабов против израильской агрессии, его антисоветским курсом, Вашингтон повел дело к срыву достижения всеобъемлющего политического урегулирования на основе коллективных усилий всех заинтересованных сторон. Правда, он согласился на включение в совместное советско-американское заявление по Ближнему Востоку от 1 октября 1977 г. положения о том, что именно в рамках такого урегулирования должны быть решены все конкретные вопросы ближневосточной проблемы. Однако вскоре стало ясно, что это было лишь тактическим маневром американской дипломатии. На деле Вашингтон игнорировал неоднократные обращения СССР с призывом возобновить работу Женевской конференции, стремился углубить раскол в арабском мире.

В этих условиях Советский Союз продолжал вести твердую и последовательную линию, направленную на защиту жертв агрессии, разоблачение политики сепаратных сделок, на скорейшее мирное урегулирование ближневосточного конфликта при полном учете интересов всех заинтересованных сторон. Эта позиция СССР получила поддержку руководителей прогрессивных арабских государств, арабской и мировой общественности.

Советский Союз и палестинская проблема

Важнейшим направлением борьбы Советского Союза за справедливое ближневосточное урегулирование является последовательная, активная поддержка национальных прав арабского народа Палестины, в том числе его неотъемлемого права на самоопределение и создание собственного независимого государства. Без осуществления этих законных прав палестинских арабов не может быть мира на Ближнем Востоке.

Возникшее в конце 40-х годов Палестинское движение сопротивления формировалось в крайне тяжелых условиях, вызванных оккупацией Израилем палестинских земель. Неоднородное по своему классовому составу, раздробленное на отдельные организации, это движение тем не менее с самого начала стало выступать с антиимпериалистических, прогрессивных позиций. Постепенно оно крепло и с середины 60-х годов начало превращаться во влиятельную политическую силу на Ближнем Востоке,

На состоявшемся в январе 1964 г, по инициативе Г, А. Насера первом (Каирском) совещании глав арабских государств и правительств было принято решение о создании общепалестинской политической организации и палестинской освободительной армии. Позднее, в мае 1964 г., на первой сессии Национального совета Палестины в Восточном Иерусалиме была учреждена Организация освобождения Палестины (ООП), ставшая руководящим ядром Палестинского движения сопротивления (ПДС). На втором совещании глав арабских государств и правительств (сентябрь 1964 г., г. Александрия) ООП было дано право представлять палестинский народ в Лиге арабских государств.

В конце 1964 г. создается подчиненная ООП регулярная армия освобождения Палестины, а 1 января 1965 г, была осуществлена первая партизанская операция против Израиля. Эту дату принято считать днем рождения ПДС и началом палестинской революции.

Израильская агрессия 1967 г., приведшая к оккупации всей палестинской территории, не сломила воли мужественного народа. Вопреки западной пропаганде, поспешившей похоронить палестинский фактор, ПДС приобрело еще более массовый характер, превратилось в один из ведущих отрядов арабского национально-освободительного движения.

В течение длительного периода в программных установках ООП выдвигалось требование о создании единого демократического государства на всей территории Палестины. В июне 1974 г. на 12-й сессии Национального совета Палестины (НСП) руководство ООП впервые официально выдвинуло задачу установления национальной палестинской власти на любой части палестинской территории, которая будет освобождена от израильской оккупации. На 13-й и 14-й сессиях НСП (1977-1979 гг.) конкретно говорилось о необходимости создания независимого палестинского государства на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа.

В начале 1969 г. в рамках ООП объединились все основные организации ПДС. В феврале 1970 г. делегация ООП по приглашению Советского комитета солидарности стран Азии и Африки посетила Советский Союз. В сообщении о ее визите отмечалось, что советский народ поддерживает национально-освободительную антиимпериалистическую борьбу палестинского арабского народа.

На протяжении 70-80-х годов между СССР и ООП осуществляются постоянные контакты и обмен мнениями на различных уровнях, в том числе на самом высоком, по вопросам дальнейшего укрепления советско-палестинских связей и сотрудничества, развития обстановки на Ближнем Востоке и борьбы за справедливое решение палестинской проблемы. В июне 1976 г. в Москве при Советском комитете солидарности стран Азии и Африки было открыто представительство ООП, а в октябре 1981 г. ему был предоставлен официальный дипломатический статус.

Поддержка законных национальных прав арабского народа Палестины со стороны КПСС, правительства СССР, советских государственных и общественных организаций способствовала росту признания и авторитета ООП, всего Палестинского движения сопротивления.

На созванном в Алжире сразу же по окончании октябрьской войны 1973 г. шестом совещании глав арабских государств и правительств было принято решение о признании ООП в качестве единственного законного представителя арабского народа Палестины. На седьмом таком совещании в Рабате в октябре 1974 г. это решение было подтверждено.

Советский Союз оказал энергичную поддержку борьбе за международное признание ООП прежде всего в ООН и других международных организациях. "Мы считаем, - говорил А. А. Громыко на XXIX сессии Генеральной Ассамблеи в 1974 г., что вообще пришла пора серьезно заняться проблемой Палестины. Тут требуется более широкий подход, который открывал бы путь к обеспечению не на словах, а на деле законных национальных прав арабского народа Палестины".

XXIX сессия Генеральной Ассамблеи ООН подавляющим большинством голосов приняла основополагающую резолюцию № 3236 по палестинской проблеме. В ней четко заявлялось о том, что палестинский народ является одной из главных сторон в справедливом ближневосточном урегулировании, отмечалось неотъемлемое право палестинцев на самоопределение, суверенитет и национальную независимость, а ООП признавалась в качестве единственного законного представителя палестинского народа. Эта резолюция уже десять лет ежегодно подтверждается на очередных сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. С июля 1980 г. в решениях Генеральной Ассамблеи ООН содержится положение о праве палестинского народа на создание собственного независимого государства.

В 1974 г. ООП был предоставлен статус постоянного наблюдателя при ООН, и она получила право присутствовать на всех международных конференциях, проводимых в рамках этой организации. Тем самым утверждалось и ее право быть участником Женевской мирной конференции. В 1976 г. ООП стала полноправным членом движения неприсоединения.

XXXVI сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла решение о созыве международной конференции по Палестине, которая состоялась в августе-сентябре 1983 г. в Женеве. В ней приняли участие делегации правительств 138 стран и более 100 международных и национальных общественных организаций. Конференция единогласно одобрила Женевскую декларацию о Палестине и Программу действий по осуществлению прав палестинского народа.

В противоположность Советскому Союзу, твердо отстаивающему права палестинцев на международной арене, США и их союзники по НАТО с самого начала блокируют решения международных форумов по палестинской проблеме. Вместе с Израилем они систематически голосуют против принятия Генеральной Ассамблеей позитивных решений на этот счет, отказались участвовать в работе международной конференции по вопросу о Палестине, всячески пытаются помешать палестинскому народу осуществлять свои законные национальные права.

В январе 1976 г. США наложили вето в Совете Безопасности ООН на проект резолюции неприсоединившихся стран, который предусматривал предоставление возможности палестинскому народу осуществить свое право на самоопределение и на создание независимого государства в соответствии с Уставом ООН и вывод войск Израиля со всех арабских территорий, оккупированных в июне 1967 г. Американская делегация пыталась не допустить представителей ООП к участию в работе Совета Безопасности, но потерпела фиаско, поскольку ее там никто не поддержал и даже Англия, Франция и Италия воздержались при голосовании. Таким образом, ООП впервые приняла участие в работе Совета Безопасности при рассмотрении им палестинской проблемы.

Пользуясь покровительством США, израильские агрессоры осуществляют колонизацию захваченных ими в 1967 г, палестинских земель - Западного берега реки Иордан и сектора Газа, а также Восточного Иерусалима. Всячески насаждается сионистский тезис о том, что Иудея и Самария (т.е. Западный берег реки Иордан) являются "историческими землями" Израиля, "освобожденными" в результате войны с арабами.

Одно из главных средств закрепления Израиля на оккупированных территориях - строительство там военизированных поселений, что ведет к нарушению демографического характера в захваченных районах. В 1984 г. на Западном берегу реки Иордан таких поселений было 155, а в секторе Газа - 30. Перспективным планом, разработанным Тель-Авивом, предусматривается строительство на Западном берегу реки Иордан "чисто еврейских городов", соединенных между собой и с остальными поселениями сетью стратегических дорог. Восточный Иерусалим и г. Наблус будут окружены цепью новых поселений. К концу 1985 г. в важных в военном отношении районах Западного берега реки Иордан будет построено еще 79 поселений.

Более 1/3 земель Западного берега реки Иордан конфисковано и находится под прямым контролем израильских властей. Арабские исторические, религиозные и культурные ценности оскверняются, проводится политика репрессий и расовой дискриминации арабского населения, террор против палестинцев и их руководителей. Тель-Авив распространил на население Западного берега реки Иордан действие ряда израильских законов. Все факты говорят о том, что Израиль открыто готовится к объявлению аннексии Западного берега реки Иордан и сектора Газа, принадлежащих палестинцам.

В Совете Безопасности, на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН и в ее органах, в Комиссии по правам человека Советский Союз и другие социалистические страны неизменно разоблачают колонизаторский характер оккупационного режима, установленного Израилем на Западном берегу реки Иордан и других арабских территориях, убедительно показывают, что действия Тель-Авива ведут к грубому нарушению Устава ООН и принципов международного права, создают препятствие на пути справедливого ближневосточного урегулирования.

Советский Союз неоднократно обращал внимание на необходимость принятия в отношении Израиля конкретных и действенных мер со стороны Совета Безопасности при рассмотрении им положения на оккупированных арабских территориях. В марте 1976 г. он решительно поддержал внесенный неприсоединившимися странами проект резолюции с требованием положить конец проводимой Израилем политике экспроприации арабских земель, созданию на них военизированных израильских поселений и другим нарушениям прав человека. Однако американское вето помешало одобрению и этой резолюции.

Когда в июле 1980 г. израильский кнессет принял закон, подтверждавший аннексию Израилем восточной части Иерусалима и провозгласивший Иерусалим "вечной и неделимой столицей" Израиля, Советский Союз высказался в поддержку предложений арабских стран о принятии Советом Безопасности санкций против Израиля на основании главы VII Устава ООН. И только позиция США и других западных держав блокировала соответствующие действия Совета Безопасности. Удалось лишь добиться его решения о том, чтобы не признавать упомянутый закон и другие действия Израиля, предусматривающие изменение характера и статуса Иерусалима (США при голосовании воздержались).

Весомый, конструктивный вклад внес Советский Союз в принятие целой серии резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, направленных на справедливое решение палестинской проблемы, на мобилизацию мирового общественного мнения против политики террора и геноцида, проводимой Израилем на оккупированных арабских, в том числе палестинских, землях. Большую работу в этом направлении проводит учрежденный решением XXX сессии Генеральной Ассамблеи ООН Комитет по осуществлению неотъемлемых прав палестинского народа. Советский Союз поддержал принятие Генеральной Ассамблеей ООН резолюции, квалифицирующей сионизм как форму расизма и расовой дискриминации (1975 г.), а также ее решение (1977 г.) ежегодно отмечать 29 ноября как День международной солидарности с борьбой арабского народа Палестины.

Советский Союз помог ПДС выстоять перед лицом непрекращающихся попыток империализма и реакции подавить это движение силой оружия, расчленить и обессилить его с помощью интриг и провокаций, отделить его от своих естественных союзников - арабских прогрессивных сил и социалистических стран.

Серьезная угроза над ПДС возникла в 1970-1971 гг., когда был спровоцирован братоубийственный конфликт между иорданской армией и находившимися в Иордании отрядами палестинских бойцов. На определенном этапе развития этого конфликта Израиль замышлял прямую агрессию против Сирии, стоявшей на стороне палестинцев, а США грозили прямым вмешательством в дела Иордании и привели в готовность свой 6-й флот. Советский Союз разоблачил эти преступные планы, предупредил США о серьезных последствиях таких шагов и одновременно предпринял энергичные усилия к тому, чтобы помочь арабам преодолеть возникшие трудности, сохранить и укрепить единство рядов палестинского и других отрядов арабского освободительного движения.

После трагических событий в Иордании силы ПДС были выведены из этой страны и в основном перебазировались в Ливан, на территории которого к тому времени уже было создано немало опорных пунктов палестинцев. Наличие в Ливане большой палестинской общины и его расположение поблизости от палестинских земель во многом объясняло сосредоточение там сил ПДС. Присутствие палестинцев в Ливане регулировалось заключенным в ноябре 1969 г. при посредничестве Египта Каирским соглашением между правительством Ливана и ООП. В Бейруте находилась штаб-квартира ООП.

Естественным союзником ПДС, в котором широко представлены трудящиеся слои палестинцев и которое выступало носителем идей борьбы против израильской агрессии, стали национально-патриотические силы Ливана, добивающиеся проведения в стране глубоких прогрессивных социально-экономических и культурных преобразований. На противоположном фланге оказались ливанские реакционные правохристианские круги - выразители интересов эксплуататорской верхушки Ливана, тесно связанные с Израилем и его покровителями.

Стремление Израиля и стоящих за ним США ликвидировать палестинское присутствие в Ливане, разгромить ПДС и тем самым "закрыть" палестинскую проблему являлось одной из главных целей активного вмешательства Вашингтона и Тель-Авива в гражданскую войну в Ливане 1975-1976 гг., а также израильской агрессии в Ливане в марте 1978 г. и в июне 1982 г. Эта цель наряду с нейтрализацией ливанских национально-патриотических сил - составная часть долговременных стратегических установок американо-израильского альянса, направленных на превращение Ливана в вассальное государство с реакционным режимом и одновременно - в плацдарм для военно-политического нажима на Сирию.

Развязанная ливанской реакцией в апреле 1975 г. кровопролитная гражданская война, фактическими инициаторами и подстрекателями которой были империалистические и сионистские круги, вызвала беспокойство в Сирии. После того как неоднократные попытки Дамаска содействовать урегулированию конфликта политическими средствами результатов не дали, в Ливан были направлены сирийские войска для того, как неоднократно заявляло руководство Сирии, чтобы оказать помощь в прекращении кровопролития.

16 октября 1976 г, в Эр-Риаде состоялось совещание руководителей Сирии, Египта, Ливана, Саудовской Аравии, Кувейта и ООП, где было принято решение о создании межарабских сил по поддержанию мира в Ливане (30 тыс. человек), костяком которых будут сирийские войска. Это решение было подтверждено восьмым общеарабским совещанием в верхах, проходившим в Каире 25-26 октября 1976 г., а затем и Лигой арабских стран. К концу ноября 1976 г. межарабские силы овладели обстановкой в Ливане. Война была приостановлена, хотя вызвавшие ее причины и корни конфликта так и не были устранены.

Советский Союз с самого начала выступил за скорейшее прекращение братоубийственной войны в Ливане, за мирное урегулирование конфликта с должным учетом интересов ПДС и ливанских национально-патриотических сил, в поддержку независимости, суверенитета и территориальной целостности Ливана. В момент, когда ливанские события грозили вылиться в широкий международный конфликт в связи с опасными передвижениями ВМС США у берегов Ливана, с заявлением Франции о возможности посылки туда французских войск и вооруженными провокациями Израиля, СССР потребовал немедленно прекратить попытки прямого иностранного вмешательства в дела Ливана. В Заявлении ТАСС от 10 июня 1976 г. содержалось твердое предупреждение на этот счет; "Район Ближнего Востока гораздо ближе к Советскому Союзу, чем к тем, кто выступает с подобными угрозами, и он во всяком случае не менее заинтересован в том, как развивается и будет развиваться обстановка в Ливане и вокруг него. Этого никому не следует упускать из виду" 10. Принципиальная позиция Советского Союза, подкрепленная конкретными мерами по сдерживанию империалистического вмешательства, помогла ограничить конфликт, не дать ему разрастись.

КПСС и Советское руководство делали все от них зависящее, чтобы способствовать сплоченности сирийских, палестинских и ливанских патриотических сил в их усилиях по прекращению гражданской войны в Ливане. При этом подчеркивалось, что нормализация обстановки в этой стране содействовала бы общим интересам борьбы арабов за ликвидацию последствий израильской агрессии 1967 г. и достижению справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке.

Однако империализм США и израильские агрессоры не собирались оставлять в покое Ливан, мириться с законным пребыванием там отрядов палестинских бойцов и межарабских сил по поддержанию мира. Чтобы подготовить почву для новых военных авантюр, в ход была пущена версия о том, что без удаления палестинцев и сирийцев из Ливана вообще-де не может быть мира на Ближнем Востоке. Тем самым в корне извращалась и затушевывалась первопричина сложившейся острой ситуации в этом районе - продолжающаяся оккупация Израилем арабских земель и лишение палестинцев их неотъемлемых национальных прав.

Воспользовавшись предательством Садата общеарабских интересов и дела палестинского народа, Израиль совершил широкомасштабную агрессию против Ливана. В марте 1978 г. туда вторглись его войска численностью 35 тыс. человек и оккупировали 17% территории страны. Вашингтон был заблаговременно информирован о предстоящей агрессии и фактически отнесся к ней с одобрением 11.

19 марта 1978 г. Совет Безопасности принял резолюцию № 425, которая призывала Израиль немедленно прекратить военные действия в Ливане и незамедлительно вывести войска со всей территории этой страны. По решению Совета Безопасности и по просьбе ливанского правительства в Ливан были направлены Временные силы ООН с целью "подтверждения вывода израильских войск" и "оказания помощи правительству Ливана в обеспечении возвращения ему его эффективной власти в этом районе". В июне 1978 г. Израиль вывел большую часть своих войск из Ливана, но ключевые позиции на юге страны были переданы не силам ООН, а правохристианским формированиям, играющим роль марионеток Израиля.

В декабре 1978 г. Совет Безопасности вновь рассматривал ливанский вопрос. Советский представитель потребовал немедленного прекращения вмешательства Израиля в ливанские дела, выступил за укрепление законной власти правительства на всей территории страны и соблюдение интересов ПДС в Ливане. Была также выражена готовность Советского Союза содействовать нормализации обстановки в Ливане на основе обеспечения его суверенитета, независимости и территориальной целостности. Действия Совета в этом направлении были, однако, блокированы США и их союзниками по НАТО, и Тель-Авив продолжал наносить удары по позициям ПДС в Ливане, в том числе и после достижения в июле 1981 г. договоренности о прекращении огня между Израилем и ООП.

После оформления в сентябре 1978 г. сепаратного кэмп-дэвидского сговора между США, Египтом и Израилем осуществление новой израильской агрессии в Ливане стало лишь вопросом времени. Дополнительным стимулом для развернувшейся массированной подготовки Тель-Авива к этой агрессии послужило заключение в ноябре 1981 г. американо-израильского соглашения о "стратегическом сотрудничестве", направленного против национально-освободительных движений на Ближнем Востоке. Израиль получил крупные партии современного американского оружия, которое он и использовал при агрессии в Ливане.

6 июня 1982 г. после варварской бомбардировки Бейрута и других ливанских городов израильские войска при поддержке большого количества танков и артиллерии вторглись в Ливан. Одновременно с моря был высажен израильский десант, 9-11 июня в долине Бекаа сирийские части оказали упорное сопротивление агрессору. Тем не менее к 15 июня израильские войска подошли к Бейруту и блокировали западную часть города. Острие израильского удара было направлено прежде всего по Палестинскому движению сопротивления.

Советский Союз решительно осудил агрессию Израиля против ливанского и палестинского народов, потребовал положить ей конец и немедленно отвести израильские войска из Ливана. Израиль был предупрежден, что события, происходящие в непосредственной близости от южных границ Советского Союза, не могут не затрагивать его интересов.

В Совете Безопасности Советский Союз энергично настаивал на принятии незамедлительных мер, чтобы пресечь агрессию, заставить Израиль уважать Устав и решения ООН, оградить суверенитет и территориальную целостность Ливана, законные права и интересы арабских народов. В значительной мере результатом этих усилий было принятие 6 июня 1982 г. резолюции Совета Безопасности № 509, где содержалось требование, "чтобы Израиль незамедлительно и безусловно вывел все свои вооруженные силы за международно признанные границы Ливана". Полезной была также принятая еще 5 июня резолюция Совета № 508 о немедленном прекращении военных действий в Ливане.

Выполнение решений Совета Безопасности было, однако, блокировано действиями Соединенных Штатов, которые, прикрываясь маской миролюбия, на деле выступили в роли соучастников агрессии. Даже в разгар агрессии Израиль продолжал получать из США новейшую военную технику, впервые испытывавшуюся в условиях боевых действий в Ливане. Под видом добровольцев с этой целью в Ливан с согласия государственного департамента были направлены американские офицеры 12. К берегам Ливана вновь были стянуты корабли 6-го американского флота, наводившие летчиков израильских истребителей-бомбардировщиков на ключевые объекты в Ливане. Именно из США были поставлены Тель-Авиву самые варварские средства уничтожения гражданского населения, включая кассетные, шариковые и "вакуумные" бомбы.

Прибывший на Ближний Восток по поручению президента Рейгана его личный представитель Ф. Хабиб, тесно координируя свои действия с израильской военной администрацией, упорно пытался навязать такое "политическое урегулирование", которое фактически свелось бы к капитуляции вооруженных сил ПДС и национально-патриотических сил Ливана. На переговорах в окруженном израильскими танками ливанском президентском дворце американский эмиссар в ультимативной форме потребовал согласия ливанского правительства на разоружение палестинцев, создание оккупационной зоны на юге Ливана шириной 45 км, а также вывода из страны сирийского контингента межарабских сил, который был направлен туда по решению Лиги арабских стран и в соответствии с просьбой ливанского правительства. В то же время на проходивших в США переговорах президента Рейгана и госсекретаря США Хейга с премьер-министром Израиля Бегином был поставлен вопрос о размещении на оккупированной ливанской территории контингента войск США, а также о создании "нового" правительства Ливана, которое сотрудничало бы с оккупантами.

Со стороны США не последовало ни осуждения, ни единого слова в защиту прав человека в связи с варварскими действиями Израиля на ливанской земле. Именно США воспрепятствовали принятию Советом Безопасности решений хотя бы об ограниченных санкциях в отношении Израиля. Так, 6 августа 1982 г. американский представитель наложил вето на резолюцию Совета Безопасности о введении эмбарго на поставку оружия Израилю. США были единственными из всех членов Совета Безопасности, кто не поддержал требования о снятии блокады Бейрута и тем самым благословил Тель-Авив на штурм ливанской столицы.

Более двух месяцев длилась осада Западного Бейрута, где находилось большинство палестинских лагерей, руководящие органы и боевые отряды Палестинского движения сопротивления и национально-патриотических сил (НПС) Ливана, а также сирийские части. Против мужественных защитников города были брошены ударные силы израильской армии - танки, самолеты, артиллерия, военные корабли. Агрессор поставил своей целью запугать более чем 700 тыс. населения Западного Бейрута, чтобы разоружить палестинцев и бойцов НПС. "То, что чинят сейчас израильские варвары в Бейруте, - говорилось в Заявлении ТАСС от 2 августа 1982 г., - это настоящий геноцид в отношении ливанского и палестинского народов".

В это трудное для Ливана время Советский Союз был на стороне ливанского, палестинского и сирийского народов; оказывал им политическую и иную помощь в борьбе против израильской агрессии. На заседаниях VII чрезвычайной специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по палестинскому вопросу в июне, августе и сентябре 1982 г. он вместе с другими социалистическими и неприсоединившимися странами был инициатором принятия важных резолюций, осуждавших израильскую агрессию, призывавших Совет Безопасности принять конкретные санкции против агрессора, требовавших прекращения кровавых злодеяний в Бейруте. Советское руководство в посланиях президенту США Рейгану призывало его действовать совместно в Совете Безопасности с целью обуздать Израиль, заставить его подчиниться решениям Совета Безопасности о немедленном и безусловном выводе его войск из Ливана. Однако США продолжали пособничать агрессору.

Вашингтон публично оправдывал Израиль, заявляя, что его агрессия носит "оборонительный характер". Когда группа арабских стран поставила вопрос о лишении полномочий делегации Израиля на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, США открыто пригрозили уходом из этой организации. Было объявлено также о приостановке Вашингтоном выплаты финансовых взносов Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ) в связи с лишением мандата делегации Израиля на очередной Генеральной конференции Агентства.

Благодаря мужеству и героизму бойцов ПДС и НПС, сирийских войск из состава межарабских сил Израилю не удалось добиться молниеносной победы в Ливане. Расчеты на уничтожение ООП в военном и политическом плане провалились. Не оправдались надежды и на то, чтобы с помощью террора в Ливане запугать палестинских арабов на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа и таким образом вообще "закрыть" палестинскую проблему. Стремясь положить конец кровопролитию и вывести из-под удара гражданское население Бейрута, а также устранить повод к продолжению израильской оккупации, руководство ООП приняло решение эвакуировать отряды ПДС из ливанской столицы. К 1 сентября 1982 г. город покинули 11,5 тыс. палестинских бойцов, которые были потом размещены в Сирии, Ираке, Иордании, Алжире, Тунисе и других странах. Из Бейрута был также отведен в долину Бекаа сирийский контингент межарабских сил (около 2,5 тыс. человек). Палестинцы уходили из Бейрута не как побежденные, а в боевых порядках с высоко поднятыми знаменами. Их провожало все население Западного Бейрута. Штаб-квартира исполкома ООП переводилась в Тунис.

Под нажимом дипломатии США ливанское правительство дало согласие на ввод в район Бейрута так называемых "многонациональных сил" для наблюдения за осуществлением эвакуации палестинских отрядов. При этом руководство ООП получило от правительства США гарантию, что безопасность жителей палестинских лагерей будет обеспечена и что израильские войска не будут введены в столицу Ливана.

В конце августа "многонациональные силы" в составе контингентов США, Англии, Франции и Италии были развернуты в районе Бейрута, причем основной, американский (до 1600 человек) расположился в непосредственном соприкосновении с израильскими войсками поблизости от бейрутского международного аэропорта. Американские войска пришли в Ливан отнюдь не для обеспечения мира. Их появление там было продиктовано стремлением установить долговременное военное присутствие США на Ближнем Востоке, содействовать израильским агрессорам в реализации планов уничтожения ПДС, попытками вовлечь Ливан в орбиту своей политики.

Когда после ухода из Бейрута отрядов ПДС Израиль начал подготовку к вероломному захвату ливанской столицы, американская морская пехота и другие контингенты "многонациональных сил" перебазировались на военные корабли, чтобы расчистить путь агрессору. 15 сентября 1982 г. израильские войска ворвались в город, встретив сопротивление лишь небольших отрядов НПС, вооруженных легким оружием. В городе была устроена кровавая бойня мирного населения - палестинцев и ливанцев. 16-18 сентября захватчики организовали дикую резню в лагерях палестинских беженцев в Сабре и Шатиле, хладнокровно уничтожив сотни безоружных мирных граждан - женщин, стариков и детей. "Реки крови и горы трупов в палестинских лагерях Бейрута, - отмечало Заявление ТАСС 20 сентября 1982 г., - вот цена гарантиям, которые давал Вашингтон, обещая безопасность жителям Бейрута после ухода оттуда отрядов Палестинского движения сопротивления".

26 сентября 1982 г., завершив операцию "железная голова", как назвал захват Бейрута израильский министр обороны Шарон, войска агрессора ушли из города на позиции, которые они занимали до вторжения в Западный Бейрут. Одновременно американские войска и другие контингента "многонациональных сил" вновь высадились на побережье и заняли свои прежние позиции в Бейруте. Теперь американские войска намеревались закрепиться там надолго с целью борьбы против национально-патриотических сил Ливана. Они выступали также в роли гарантов израильской оккупации значительной части территории Ливана и как орудие, с помощью которого замышлялось превратить Ливан в марионеточное государство.

Палестинские патриоты, все, кто с оружием в руках защищал Ливан и Западный Бейрут, вписали одну из самых ярких страниц в историю арабского национально-освободительного движения. Благодаря героизму палестинских бойцов и их союзников была сорвана главная цель израильских агрессоров и их американских покровителей - уничтожить ООП, потопить в крови палестинский народ, борющийся за свою свободу и независимость. Справедливое дело палестинцев, продолжающих бороться за создание своего государства, пользуется сейчас растущей поддержкой в мире.

Советский Союз подтверждал и подтверждает свою решимость со всей настойчивостью продолжать борьбу за то, чтобы палестинский народ под руководством своего боевого авангарда и единственного законного представителя - ООП осуществил неотъемлемое право на самоопределение и создал собственное государство.

Литература

Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1981.

Материалы внеочередного Пленума Центрального Комитета КПСС, 11 марта 1985 г. М. 1985.

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 23 апреля 1985 г. М., 1985.

Громыко А.А. Во имя торжества ленинской внешней политики. Избранные речи и статьи. М., 1978.

Громыко А.А. Ленинским курсом мира. Избранные речи и статьи. М., 1984.

Агарышев А. От Кэмп-Дэвида к трагедии Ливана. М., 1983.

Борисов Р.В. США: ближневосточная политика в 70-е годы. М., 1982.

Горбатов О.М., Черкасский Л. Я. Борьба СССР за обеспечение прочного и справедливого мира на Ближнем Востоке. М., 1980.

Захаров А.М., Фомин О. И. Кэмп-Дэвид: политика, обреченная на провал. М., 1982.

Киселев В.И. Палестинская проблема и ближневосточный кризис. Киев, 1981.

Медведко Л.И. К востоку и западу от Суэца. М., 1984.

Пак П.М. Арабский Восток: борьба за национальное и социальное освобождение. М., 1983.

Издательство "Знание", Москва. Подписная научно-популярная серия "Международная", № 5, 1985 год

к оглавлению


 

При использовании материалов ссылка на сайт http://www.barichev.ru обязательна

 

Об авторе | О проекте | Документы ЦК | Публикации | Выступления | Книги | Письма | Ссылки| Архив