Об авторе

О проекте

Документы ЦК

Публикации

Выступления

Книги

письма

Ссылки

Архив

1992-1995

1996-1999

2000-2003

 

ГОД 2001

Ближний Восток в мировой политике

(Палестинско-израильский конфликт. Вопрос о санкциях против Ирака. Позиция России.)

Конспект лекций проф. А.П. Барышева

На протяжении десятилетий на Ближнем Востоке сохраняются опасные очаги кризисов и конфликтов. Пять войн между Израилем и арабскими странами, ирано-иракская война, война в Персидском заливе, прямые вооруженные интервенции и непрекращающееся вмешательство извне, обострение отношений между отдельными арабскими странами, гражданские войны и кровавые внутренние междоусобицы - все это делает регион одной из самых "горячих" точек на нашей планете.

Ближний Восток - мировая кладовая нефти, которая на сегодня находится под контролем монополий США и других западных стран. В этом регионе сосредоточено 40-45% мировых запасов нефти, из них 23-24% приходится на Саудовскую Аравию и 10-12% - на Ирак. (Для сравнения - Россия располагает 9-10% мировых запасов нефти). От поставок ближневосточной нефти во многом зависит экономика Западной Европы и Японии. Борьба за нефть в значительной степени определяет политику держав в регионе. Велико также стратегическое значение Ближнего Востока, о чем можно судить, например, по наличию в Персидском заливе постоянного военного присутствия США(28 тыс. американских военнослужащих в Саудовской Аравии, военно-морская армада США и Англии в Персидском заливе - несколько авианосцев с сотнями самолетов на борту, военно-воздушные базы в Турции и т.п.).

Выступая в январе 2001 г. в МИД РФ, президент В.В. Путин особое внимание уделил повышению удельного веса экономической дипломатии, подчеркнув необходимость ее эффективного использования для продвижения и защиты наших экономических интересов за рубежом. В последнее время товарооборот России с арабскими странами, как и с Израилем, хотя и медленно, но растет. Ежегодно регион посещают более ста тысяч российских туристов. С рядом арабских стран успешно развивается военное сотрудничество. Для России стратегически важным является то, что Ближний Восток находится вблизи наших границ. Некоторые моменты (арабские боевики в Чечне) прямо влияют на внутриполитическое положение России. Статус России, как сопредседателя (наряду с США) Мадридской мирной конференции по ближневосточному урегулированию, позволяет развивать диалог с другими великими державами, многими влиятельными странами Азии и Африки.

Коренным вопросом ближневосточного урегулирования, его сердцевиной является палестинская проблема, решение которой предполагает вывод всех израильских войск с оккупированных Израилем с 1967г. арабских земель, а также предоставление палестинскому народу права на самоопределение и создание собственного независимого государства. В этой связи для достижения справедливого ближневосточного урегулирования необходимо выполнить резолюции Совета Безопасности ООН 242 от 22 ноября 1967 г. и 338 от 22 октября 1973 г., а также многочисленные резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, признающие право палестинского народа на создание своего собственного независимого государства.

30 октября - 1 ноября 1991г. в Мадриде состоялась мирная конференция по Ближнему Востоку. Первые крупные сдвиги на палестинском направлении Мадридского процесса обозначились с приходом к власти в Израиле правительства во главе с И.Рабиным в 1992г. Израиль отменил тогда запрет на контакты с Организацией Освобождения Палестины. В Осло состоялись прямые закрытые переговоры Израиля с ООП по вопросам урегулирования конфликта. Тогда же Израиль впервые заявил о применимости резолюции СБ 242 к урегулированию с Сирией, а также о том, что у него нет территориальных претензий в отношении Ливана.

20 августа 1993 г. в Осло подписывается соглашение, в соответствии с которым ООП признавала право Израиля " на существование в условиях мира и безопасности", признавала резолюции СБ 242 и 338, а также отказывалась "от использования терроризма и других актов насилия". Израиль, в свою очередь, заявлял о своем намерении вести с ООП переговоры в рамках мирного процесса на Ближнем Востоке.

13 сентября 1993 г. в Вашингтоне Израиль и ООП, а от имени сопредседателей Мадридской конференции госсекретарь США и министр иностранных дел РФ подписали "Декларацию о принципах организации временного самоуправления", в соответствии с которой целью палестинско-израильских переговоров объявлялось установление палестинского временного самоуправления на Западной берегу и в секторе Газа, а также учреждение на основе выборов Палестинского Совета, которому передавалась власть в этих районах, рассматриваемых отныне как "единая территория". В качестве первого шага предусматривалось введение палестинского самоуправления в секторе Газа и районе Иерихона (Западный берег), с оговоркой, что оборона, безопасность и внешние отношения остаются прерогативой Израиля.

4 мая 1994 г. в Каире подписывается соглашение между Израилем и ООП об установлении пятилетнего переходного периода, к завершению которого (т.е. к 4 мая 1999 г.) предполагалось разрешить путем переговоров вопросы о статусе Иерусалима, о беженцах, о поселениях, о мерах безопасности и границах, а также о сотрудничестве с соседними государствами. Как видно, ключевой и наиболее трудный вопрос ближневосточного урегулирования - о создании независимого палестинского государства- как бы выносился за скобки Мадридского процесса. Не подтверждалось также и право арабов на Восточный Иерусалим.

Мадридский мирный процесс продолжал набирать силу и после убийства 4 ноября 1995 г. еврейским экстремистом премьер-министра Израиля И. Рабина. 20 января 1996 г. на Западном берегу и в Газе состоялись выборы в Палестинский Совет и главы исполнительной власти на этой территории. Победу на выборах, проходивших под контролем международных наблюдателей, в том числе российских, одержал Я. Арафат, получивший 88% голосов. В Палестинском Совете господствующие позиции заняли также его сторонники. В середине 1996 г. с приходом к власти в Израиле правого блока "Ликуд" во главе с Б. Нетаньяху, победившего на первых в стране прямых выборах премьер-министра, обстановка на Ближнем Востоке вновь обострилась. Нетаньяху не ограничился тем, что в жесткой форме подтвердил "принципиальную" позицию Израиля относительно недопустимости раздела Иерусалима на палестинскую и израильскую части, как и создания суверенного палестинского государства, но и предпринял ряд шагов, поставивших Мадридский процесс на грань срыва.. Особо зловещий характер носило установление Израилем экономической блокады Палестинской автономии и возобновление работ по строительству 6,5 тыс. домов для евреев в Восточном Иерусалиме.

Постепенно, однако, создались условия для продолжения палестинско-израильских переговоров и 23 октября 1998г. в местечке Уай-Плантейшн (США) Я. Арафат, Б. Нетаньяху и Б. Клинтон (в качестве свидетеля) подписали Меморандум о взаимопонимании между Израилем и Палестинской Администрацией. В соответствии с этим документом Израиль согласился на поэтапный вывод своих войск еще с 13% территории Западного берега, в результате чего, при выполнении соглашения, Палестинская Администрация получила бы контроль над 40% этой оккупированной территории. Соглашение предусматривало также освобождение палестинских заключенных из израильских тюрем. Палестинская сторона обязывалась усилить борьбу против терроризма, а также подтвердить аннулирование тех статей Палестинской национальной хартии, которые ставили под сомнение само сосуществование Израиля. Кроме того в соглашение был включен специальный пункт, обязывающий Палестинскую Администрацию воздерживаться от любых шагов, могущих привести к изменению статуса Западного берега и сектора Газа. Последнее обстоятельство имело особое значение, учитывая многочисленные заявления Арафата о том, что заканчивающийся 5 мая 1999 г. пятилетний переходный период должен был так или иначе увенчаться провозглашением создания независимого палестинского государства.

Дальнейшее развитие событий показало, однако, что правительство Б. Нетаньяху под различными предлогами уклонилось от выполнения главных статей "соглашения Уай-Плантейшн", несмотря на тот факт, что Палестинский Совет под давлением Я. Арафата проголосовал за исключение из Палестинской национальной хартии ее одиозных статей. В этих условиях Я. Арафат предпринимает поездку по многим странам Европы и Азии с тем, что прозондировать отношение в мире к его намерению односторонне провозгласить создание независимого палестинского государства. Однако нигде, в том числе и в России, он не получает поддержки. Палестинскому руководителю разъясняли, что такой шаг привел бы лишь к обострению напряженности на Ближнем Востоке и поставил бы под угрозу успехи, уже достигнутые палестинцами на переговорах в рамках Мадридского процесса. В результате по решению Палестинского Совета вопрос о провозглашении независимого палестинского государства был отложен на неопределенное время.

Поражение блока "Ликуд" на парламентских выборах в Израиле 17 мая 1999г. и победа левого блока "Единый Израиль" во главе с лидером "Аводы" Э. Бараком вызвала в целом позитивную реакцию в арабском мире. Этому способствовали, в частности, первые заявления Э.Барака в качестве нового премьер-министра Израиля о том, что в течение года он обещает вывести израильские войска из Южного Ливана в рамках мирного диалога с Сирией и что Израиль готов пойти на определенные территориальные уступки на Голанских высотах в качестве одного из условий мирного договора с Дамаском. С другой стороны с самого начала обнаружилась достаточная жесткость подхода Э.Барака к палестинскому вопросу, в отношении которого он предложил исходить из "четырех незыблемых принципов": Иерусалим остается вечной и неделимой столицей Израиля; страна не вернется к границам 1967 г., на палестинских территориях исключено присутствие любой иностранной армии; еврейские поселения на Западном берегу останутся под израильским суверенитетом.

Тем не менее связанное определенными предвыборными обещаниями правительство Э.Барака возобновило переговоры с палестинцами и 4 сентября 1999 г. в Шарм-Аш-Шейхе Э. Бараком и Я. Арафатом при посредничестве Б. Клинтона и в отсутствии представителя России было подписано соглашение, предусматривавшее уход израильских войск с еще 5% территории Западного берега.

Между тем еще в апреле 1999 г. Россия выступила с инициативным предложением о проведении Мирной конференции по Ближнему Востоку с участием США, России, ряда арабских и европейских государств, Японии, Израиля и Палестинской автономии. Предложение России поддержали многие государства, включая Египет, Сирию, а также Палестинскую автономию. Такая конференция состоялась в Москве в феврале 2000г. Однако принятые ею решения носили общий характер и по сути ограничивались призывом к активизации переговоров на всех направлениях Мадридского процесса..

В июле 2000г. в Кэмп-Дэвиде состоялся новый раунд переговоров Я.Арафата и Э. Барака при посредничестве Б. Клинтона, за которым последовали палестинско-израильские переговоры в Шарм-Аш-Шейхе и Табе, продолжавшиеся до января 2001 г. В итоге этих переговоров каких-либо соглашений не подписывалось. Однако стороны подошли достаточно близко к достижению соглашений по важным аспектам палестинской проблемы. Так стороны впервые признали возможность двух суверенитетов в Восточном Иерусалиме, хотя так и не сумели договориться о статусе комплекса мечетей (Аль-Акса и др.). Было также достигнуто соглашение о частичном возвращении арабских беженцев (в рамках воссоединения семей) на свои земли, хотя в целом проблема палестинских беженцев, а их сейчас насчитывается более 4 млн., кардинальному решению не поддавалась. Израиль в принципе как будто соглашался на уход со всех оккупированных им в 1967 г. арабских земель, за исключением 5-6% территории Западного берега, где сосредоточены израильские поселения. Взамен он предлагал выделить арабам 3-5% территории в других местах. Израиль придерживался твердой линии в том, что касается поселений, хотя их существование на оккупированных землях противоречит международному праву.

При всем этом совершенно ясно, что в целом Израиль продолжал и продолжает упорствовать в отказе от освобождения палестинских земель. На сегодня палестинцы контролируют только 18% территории, отведенной для палестинского государства (Зона А). В Зоне В (40% территории) формально осуществляется совместный контроль, хотя вопросы безопасности полностью обеспечивает израильская сторона, а Зона С ( 42% территории) полностью находится под контролем Израиля.

28 сентября 2000 г. один из лидеров правых А. Шарон с согласия израильского правительства и под прикрытием 3 тысяч израильских солдат и полицейских появился, вопреки существующим договоренностям о недопущении такого рода действий, в священной мечети Аль-Акса с явной целью взорвать обстановку и перекрыть путь международным усилиям по разрешению палестинской проблемы. Вслед за вторжением Шарона, израильские военные организовали две бойни против молившихся в Аль-Аксе мусульман. Израильские вооруженные силы, в том числе танки и БТР, заблокировали все палестинские территории и места компактного проживания палестинцев, перекрыли проходы между Западным берегом, сектором Газа и Иерусалимом. В ответ начался продолжающийся до сих пор второй этап палестинского восстания (интифады).

Уступки, сделанные палестинцам правительством Э. Барака на переговорах, и в особенности поспешный, как теперь считают в Израиле, вывод израильских войск из Южного Ливана, сыграли по-видимому решающую роль в поражении Э. Барака на досрочных выборах в феврале 2001 г.. К власти в Израиле пришло коалиционное правительство во главе с А. Шароном, в состав которого вошли восемь министров от "Аводы", в том числе министр иностранных дел Шимон Перес, и столько же от "Никуда", а также выходцы из СНГ - Н. Шаранский ("Исраэль ба-алия") и А. Либерман ("Наш дом Израиль").

Об общем подходе А. Шарона к ключевым вопросам палестинской проблемы можно судить по его высказываниям в январе 1999г. в ходе визита в Москву в качестве министра иностранных дел в правительстве Э. Барака. Тогда А. Шарон заявлял, например, что если Я. Арафат пойдет на односторонне провозглашение независимого палестинского государства, то Израиль немедленно аннексирует все территории, которые находятся под контролем палестинцев. А. Шарон вообще воздерживался говорить о палестинском государстве, предпочитая термин "государственное образование". Он твердо отстаивал право израильтян на сохранение за ними всех ныне существующих поселений. Иерусалим должен остаться на все времена столицей государства Израиль. Что касается проблемы беженцев, то единственно возможным ее решением должно быть, по мнению А. Шарона, оказание помощи беженцам устроиться там, где они живут сейчас, например, в Иордании.

В своей программной речи на первом заседании израильского правительства А. Шарон сформулировал пять "приоритетных задач", которые правительство намерено осуществлять в следующем строго определенном порядке: (1) обеспечение безопасности граждан Израиля, (2) пресечение "актов насилия" с палестинской стороны, (3) недопущение интернационализации конфликта, (4) сведение до минимума ухудшения положения в регионе, (5) возможность открытия переговоров с палестинцами, но только после того, как они прекратят "акты насилия".

Позднее с израильской стороны были сделаны заявления в том смысле, что если Израиль и приступит к переговорам с палестинцами, то точкой отсчета должно быть соглашение в Уай-Плантейшн от 23 октября 1998 г. на том основании, что все последующие договоренности якобы носили устный характер. Со своей стороны Я.Арафат заявляет, что такие переговоры должны начаться с признания тех договоренностей, которые были достигнуты на переговорах с Э. Бараком.

Пришедшая к власти в США в январе 2001 г. администрация Джорджа Буша-младшего внесла серьезные коррективы в позицию Вашингтона по вопросам ближневосточного урегулирования. Она практически отказалась от практики активного посредничества в палестинско-израильских переговорах, которой придерживалась администрация Б. Клинтона. Был упразднен пост специального представителя президента США на Ближнем Востоке. На переговорах с премьер-министром А. Шароном в ходе его официального визита в Вашингтон в конце марта 2001г. американский президент поддержал основные элементы израильской позиции, в том числе заявления А. Шарона об отказе от каких бы то ни было переговоров с палестинцами до прекращения ими интифады. Более того Буш подтвердил свое намерение, озвученное еще в ходе предвыборной компании, о переводе посольства США в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим. Правда, впоследствии от имени президента были сделаны разъяснения в том плане, что на данном этапе речь может идти лишь от подготовительных мероприятиях в этой связи. Следует также отметить, что новая администрация фактически дезавуировала сделанное Б. Клинтоном 7 января 2001 г. заявление, в котором бывший американский президент впервые употребил термин "палестинское государство".

Знаменательно, что США с самого начала поддержали Израиль в его категорическом отказе от предложения Я. Арафата о направлении 2 тысяч наблюдателей ООН в район Западного берега для предотвращения столкновений между израильской полицией и силами интифады. 28 марта 2001 г. США наложили вето на соответствующий проект резолюции Совета Безопасности ООН, внесенный в Совет от имени неприсоединившихся стран, непостоянных членов Совета Безопасности - Колумбии, Бангладеш, Ямайки, Мали, Маврикия, Сингапура и Туниса. Англия, Франция, Ирландия и Норвегия при голосовании воздержались. Украина не принимала участия в голосовании. Инициаторы проекта и КНР проголосовали "за". Поддержала резолюцию и Россия.

В целом после резкого обострения ситуации на Ближнем Востоке в сентябре 2000 г. позиция России сводилась к призывам о прекращении вооруженных столкновений, обращенным как к Израилю, так и к палестинцам. Неизменно подчеркивалось, что принципиальные вопросы ближневосточного урегулирования могут и должны решаться путем переговоров. При всем этом 20 октября 2000г. на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН Россия проголосовала за резолюцию, осуждавшую незаконную израильскую оккупацию Восточного Иерусалима и других палестинских территорий, а также акты насилия на этих территориях и "особенно излишнее применение Израилем силы против палестинских гражданских лиц". Резолюция вновь подтверждала, что израильские поселения на оккупированных палестинских территориях, включая Восточной Иерусалим, незаконны и являются препятствием к миру. Она также призывала к предотвращению актов насилия со стороны израильских поселенцев. Помимо России за эту резолюцию проголосовали Франция, Индия, Мексика, Украина, Армения, Азербайджан, Бельгия, КНДР и Финляндия. Среди "воздержавшихся" были Германия, Англия, Канада, Италия, Япония, страны Балтии и ряд других государств. Против резолюции голосовали лишь Израиль, США, а также Маршалловы острова, Науру, Тувалу и Микронезия. Комментарии, как говорится, излишни.

На сирийско-израильском направлении Мадридского процесса дела обстоят не менее сложно, чем на палестинско-израильском. В январе 1994 г. президент Х. Асад впервые заявил о мире с Израилем, как стратегическом выборе Сирии, а премьер-министр И. Рабин - о возможности постепенного отвода израильских войск с Голанских высот и ликвидации там, в этом контексте, израильских поселений. Однако Израиль категорически не соглашался и не соглашается на формулу о полном выводе своих войск с Голанских высот. Что же касается отвода своих войск из этого района, то он обуславливает его принятием Сирией обязательств о демилитаризации Голан, о сокращении сирийской армии, о создании поясов "разряженного военного присутствия" в стратегически важных пограничных районах Сирии, о сохранении израильской станции раннего оповещения в районе г. Хермон и т.п.

Позиция Сирии как при президенте X. Асаде, так и при новом президенте Б. Асаде остается твердой и последовательной. В ответ на требование Израиля нормализовать отношения между двумя странами и обменяться дипломатическими представительствами еще до начала процесса отвода своих войск с Голанских высот сирийцы настаивают на том, чтобы Израиль в первоначальном порядке дал письменное обязательство о полном уходе Израиля с сирийских Голан, оккупированных в 1967 г., а также о готовности ликвидировать все израильские поселения, созданные на оккупированных сирийских территориях. На саммите Лиги арабских государств в Аммане в марте 2001 г. Сирия предложила объявить полный экономический и политический бойкот в отношении Израиля в связи с его действиями против Палестинской автономии.

При президенте Б. Клинтоне американская администрация стремилась активно посредничать в урегулировании сирийско-израильских разногласий. В особенности это проявилось на сирийско-израильских переговорах в Шеппердсдауне (Западная Вирджиния) в январе 2000 г. и в ходе встречи Клинтона с Х. Асадом в Женеве в марте 2000 г. Однако к каким-либо конкретным итогам эти переговоры не привели. Вместе с тем очевидно, что американская дипломатия стремится использовать сирийско-израильские противоречия по вопросам взаимосвязи этапов вывода израильских войск из Голан, фаз нормализации отношений и мер безопасности для продвижения собственных интересов и укрепления военного присутствия США в регионе. Именно так можно расценить сведения из израильских источников о том, что США и Израиль в принципе договорились о размещении на Голанах около десяти тысяч американских солдат "после полного отступления Израиля".

Определенные сдвиги в положительную сторону происходили в последнее время на ливано-израильском направлении Мадридского процесса. Они были связаны главным образом с выводом войск Израиля из Южного Ливана в мае 2000г., что не в малой степени объяснялось предвыборными соображениями тогдашнего президента Израиля Э. Барака. Тем самым были выполнены положения резолюции Совета Безопасности ООН 425 от 19 марта 1978 г. Однако на границах Израиля в этом регионе продолжают действовать антиизраильские группировки, в том числе проиранская "Хезболах" - "Партия Ислама", которая зарегистрирована в качестве официальной ливанской политической партии. Камнем преткновения остается и продолжающееся присутствие на территории Ливана сирийских войск (30 тыс.), введенных туда еще в 1976г. по мандату Лиги арабских государств и удерживающих в настоящее время значительную часть территории Ливана. Однако этот вопрос- предмет обсуждений в рамках сирийско- израильских переговоров.

Наибольшие успехи достигнуты на иордано-израильском направлении Мадридского процесса. 14 сентября 1993 г. в Вашингтоне была подписана иордано-израильская "Повестка дня" - документ, представлявший собой развернутую программу строительства мирных отношений между двумя странами. 25 июля 1994 г. в Вашингтоне подписывается иордано-израильская Декларация о прекращении состояния войны, а 26 октября 1994 г. в районе Акабы - мирный договор между Израилем и Иорданией, скрепленный подписями госсекретаря США и министра иностранных дел России. Между Израилем и Иорданией установлены дипломатические отношения и развивается двустороннее сотрудничество. Вместе с тем в марте 2001 г. в иорданской столице Аммане проходил саммит Лиги арабских государств, на котором звучали голоса осуждения акций Израиля против палестинцев.

К настоящему моменту переговоры на всех направлениях Мадридского процесса прекращены из-за резкого обострения палестинско-израильского конфликта. Позиция России в связи с этим была достаточно четко сформулирована в послании президента РФ саммиту ЛАГ в Аммане в марте 2001 г. Россия призывает снять блокаду с Западного берега и сектора Газа, прекратить насилие. Она выступает за возобновление переговорного процесса, в рамках которого должны быть удовлетворены законные интересы сторон, в том числе право палестинского народа на самоопределение и создание своего государства. По мнению президента РФ, неправильно возвращать арабо-израильский диалог к нулевой отметке. Ценой многолетних напряженных усилий уже пройден немалый путь, достигнут серьезный прогресс. Все это заслуживает самого бережного отношения. Важно также обеспечить незыблемость политико-правовой основы мирного процесса - а именно мадридских принципов, прежде всего резолюций 242 и 338 Совета Безопасности ООН. Как коспонсор мирного процесса, Россия намерена и впредь прилагать последовательные усилия в интересах всеобъемлющего арабо-израильского урегулирования, включая выработку оптимального формата международного содействия переговорам.

Теперь к кризисной обстановке в Персидском заливе. Начало ей было положено агрессией Ирака в Кувейте в августе 1990 г. Тогдашнее руководство Советского Союза поддержало все резолюции Совета Безопасности, осуждавшие вторжение Ирака в Кувейт, требовавшие незамедлительного и безусловного вывода из Кувейта иракских войск, восстановления суверенитета, независимости и территориальной целостности Кувейта. Вместе с тем позднее Советский Союз выступил соавтором резолюции Совета Безопасности 678 от 29 ноября 1990 г., которая с подачи США уполномочивала государства, сотрудничавшие с Кувейтом, использовать "все необходимые средства" с тем, чтобы "восстановить международный мир и безопасность в этом районе". Тем самым США фактически получали карт-бланш на любые действия против Ирака и именно на эту резолюцию в Вашингтоне ссылались и ссылаются, когда авиация США и их союзников подвергала массированным бомбардировкам Багдад и другие районы Ирака в январе 1991 г., в январе и июне 1993 г., в сентябре 1996 г., в январе 1998 г. и в феврале 2001 г. При этом о таких варварских действиях в последнее время предварительно даже не уведомляются ни Генеральный секретарь ООН, ни Совет Безопасности ООН, не говоря уже о России.

Вместе с США и другими западными державами Советский Союз и затем Россия голосовали за принятые Советом Безопасности в 1990-1992 г. многочисленные резолюции, предусматривавшие введение и последующее ужесточение всеобщих экономических санкций против Ирака в соответствии с главой 7 Устава ООН. Россия всецело поддержала резолюцию СБ 687 от 3 апреля 1991 г., которая среди прочего призывала Ирак признать соглашение 1963 г. о границе с Кувейтом, согласится компенсировать Кувейту ущерб, причиненный ему во время оккупации, ликвидировать химическое и биологическое оружие, баллистические ракеты дальностью свыше 150 км., дать обязательство об отказе от такого оружия, а также от использования, разработки, создания или приобретения ядерного оружия или материалов, которые могут быть использованы для производства ядерного оружия.

В апреле 1991 г. США без всяких на то оснований объявили об установлении так называемых особых зон в воздушном пространстве Ирака к северу от 36 и к югу от 32 параллели, запретных для полетов иракских ВВС, но открытых для американских ВВС. В сентябре 1996 г. граница "южной зоны" так же произвольно была продвинута США к 33 параллели, т.е. вплотную к Багдаду. В этих зонах, охватывающих ныне более половины территории Ирака, США считают возможным предпринимать любые действия (бомбардировки и т.п.), ссылаясь на резолюцию Совета Безопасности ООН 688, в которой однако нет ни слова об "особых зонах", а лишь осуждается политика Ирака в отношении курдов (на Севере) и шиитов (на Юге).

Учрежденная Советом Безопасности в 1991 г. и действовавшая до 1998 г. Специальная комиссия ООН по разоружению Ирака, несмотря на все старания ее председателей, в особенности австралийца Р. Батлера, не обнаружила нарушений Ираком соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН. Более того в 1998 г. она вынуждена была признать, что Ирак не имеет ни ракет - средств доставки оружия массового уничтожения, ни химического оружия. Еще ранее, в 1997 г., МАГАТЭ констатировало, что нет опасности создания Багдадом и ядерного оружия. Основываясь на этом, Ирак заявил о своем отказе от сотрудничества со Специальной комиссией ООН по разоружению Ирака, как и с учрежденной вместо нее резолюцией Совета Безопасности 1284 от 17 декабря 1999 г. Комиссией по наблюдению, проверке и инспекциям в Ираке. При этом Ирак не без основания ссылается и на то, что американские и английские инспектора занимаются на территории Ирака не столько инспекциями, сколько шпионажем. Этой линии Ирак придерживается и сегодня.

Между тем санкции Совета Безопасности причинили Ираку огромный ущерб. Считается, что они привели к гибели двух миллионов иракцев, в том числе 500 тысяч детей. По своему тротиловому эквиваленту количество сброшенных на Ирак бомб приравняется к нескольким "Хиросимам". Эксперты утверждают, что Россия потеряла из-за антииракских санкций 30 миллиардов долларов "недополученной прибыли". Кроме того, Багдад задолжал Москве около семи миллиардов долларов. Ирак обещает расплатиться сразу же после снятия санкций. В последние годы Россия все активнее ставит вопрос о необходимости снятия санкций с Ирака, однако прямых инициатив в Совете Безопасности по этому вопросу не предпринимает и пока что продолжает голосовать в Совете Безопасности за продление санкций против Ирака, каждый раз на установленный Советом очередной срок в два месяца. Заключенные рядом российских компаний выгодные контракты с Ираком из-за режима санкций не осуществляются.

Позиция Ирака была следующим образом охарактеризована в выступлении иракского посла в России на проходившей в апреле 2000 г. в Дипакадемии конференции о международных санкциях:

"Очевидно постоянное стремление американской администрации привести оправдания, которые бы покрывали ее агрессивную деятельность. Так, однажды заявив, что таким образом она реализует свое законное право на самооборону, в другой раз она же выступает под лозунгом восстановления международной законности, а в третий раз этот лозунг сменяется на защиту прав человека, в четвертый - на отстаивание основ демократии и т.п. Вопрос, встающий сам собой в данной ситуации гласит: "По какому такому законному праву американская администрация защищает деятельность, в самой своей основе не совместимую с правовым понятием законности?". В качестве примера этому можно указать на агрессию, осуществленную ей в Ливии и Судане, Сомали и Югославии, на Кубе и во Вьетнаме, а также во многих других государствах.

Что касается Ирака, то здесь налицо активизация американской диктаторской деятельности, проявляющаяся не только в форме экономического эмбарго, но и в введении бесполетных зон без какой бы то ни было санкции Совета Безопасности ООН и, кроме того, в принятии закона о силовой смене правящего в Ираке режима, для чего было выделено 97 млн. долларов, а это есть неприкрытое вмешательство во внутренние дела государства-члена и учредителя ООН".

Установленный Советом Безопасности ООН режим санкций в отношении Ирака постепенно начинает разрушаться де-факто. В августе 2000г. был совершен полет в Багдад миссии МЧС России. В настоящее время аэропорт в Багдаде принимает самолеты всех иностранных государств лишь с режимом уведомления. Активно действуют на территории Ирака нефтяные компании западных государств. В этих условиях США как будто начинают изменять свой подход к санкциям в отношении Ирака, однако, не в контексте их снятия, а в плане некоего их усовершенствования. Новые предложения США о введении в отношении Ирака так называемых "умных" санкций ожидаются в июне с.г. Все, однако, говорит о том, что США будут и впредь продолжать использовать санкции для достижения своей главной цели - свержения в Ираке режима Садама Хусейна, с существованием которого в США связывают угрозу своим доминирующим позициям в районе Персидского залива.

В апреле 2001 г. МИД РФ выступил с заявлением, в котором Россия предложила всем государствам, заинтересованным во всеобъемлющем решении иракского вопроса и стабилизации обстановки в регионе Персидского залива, объединить свои усилия на основе "пакетного" подхода, предполагающего приостановку, а затем и отмену экономических санкций в обмен на восстановление на территории Ирака системы международного разоруженческого мониторинга. По мнению Москвы, Багдад совместно с Генеральным секретарем ООН в ближайшее время могли бы выработать конкретную формулу реализации этой идеи, включая задачи инспекционной деятельности, статус и правила поведения сотрудников международного мониторингового органа на иракской территории, механизм урегулирования споров и т.д. Все эти вопросы необходимо зафиксировать в Меморандуме взаимопонимания между правительством Ирака и ООН. Если мониторинговый орган не обнаружит какой-либо деятельности иракской стороны, связанной с запрещенными военными программами, то СБ ООН сможет принять решение о снятии экономических санкций с Ирака. Параллельно Ирак должен урегулировать свои отношения с Кувейтом и Саудовской Аравией. Россия также призывает к скорейшему урегулированию ситуации в районе Персидского залива в целом и к превращению его в зону, свободную от всех видов оружия массового уничтожения, развитию там всестороннего торгово-экономического сотрудничества.

Совершенно очевидно, что установление прочного мира на Ближнем Востоке отвечает национальным интересам России. В этом направлении действует и российская дипломатия. К сожалению, однако, приходится констатировать, что на Ближнем Востоке продолжает сохраняться крайне напряженная обстановка, чреватая серьезной угрозой международному миру.


ЛИТЕРАТУРА

1. "СССР и арабские страны 1917-1960 гг. Документы и материалы." М. 1961 г.

2. "Палестинская проблема. Документы ООН, международных организаций и конференций". М. 1984 г.

3. Дмитриев Е. "Палестинская трагедия". М. 1986 г.

4. Примаков Е.М. "История одного сговора (Ближневосточная политика США в 70-ые - начало 80-х годов). М. 1985 г.

5. Барышев А.П. "СССР в борьбе за справедливое ближневосточное урегулирование". М. 1985 г.

6. Барышев А.П. "Политика России на Ближнем и Среднем Востоке" в сборнике статей "Внешняя политика современной России". М. 2000 г.

7. "Арабский мир. Три десятилетия независимого развития". М. 1990 г.

8. Васильев А. "Россия на Ближнем и Среднем Востоке: от мессианства к прагматизму". М. 1993 г.

9. Лорд Кинросс. "Расцвет и упадок Османской империи". М. 1999 г.

10. Халед Ибн Султан "Воин пустыни". М. 1996 г.

11. Б. Гали "Путь Египта в Иерусалим". М. 1999 г.

12. Дэниел Ергин "Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть". М. 1999 г.

13. Ш. Перес. "Новый Ближний Восток". М.1994 г.

14. А. Бовин "Пять лет среди евреев и мидовцев". М., 2000 г.

15. А. Бовин "Записки ненастоящего посла". М. 2001 г.

16. Г. Концельман "Арафат" М. 1997 г.

17. Дипломатический вестник МИД РФ 1999-2001 гг.

май 2001 года

к оглавлению


 

При использовании материалов ссылка на сайт http://www.barichev.ru обязательна

 

Об авторе | О проекте | Документы ЦК | Публикации | Выступления | Книги | Письма | Ссылки| Архив