Об авторе

О проекте

Документы ЦК

Публикации

Выступления

Книги

письма

Ссылки

Архив

1992-1995

1996-1999

2000-2003

 

ГОД 1971

АМЕРИКАНСКИЙ ИМПЕРИАЛИЗМ - НЕПРИМИРИМЫЙ ВРАГ ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

Великий союз трех основных революционных сил современности - социалистического содружества народов, международного рабочего и национально-освободительного движения - ведет все более широкое наступление на империализм, на силы реакции, агрессии и войны. Центральным звеном этого союза является социалистическая система, оказывающая решающее воздействие на ход мировых событий. Опираясь на всестороннюю поддержку социалистического содружества и международного рабочего класса, одержало исторические победы над колониализмом и тем самым внесло весомый вклад в развитие мирового революционного процесса национально-освободительное движение народов.

Сильнейшим ударом по империализму были распад и ликвидация колониальных империй. Возникшие на их обломках десятки молодых независимых государств Азии и Африки развернули борьбу за преодоление тяжелого наследства, полученного от колониального прошлого. Многие из них твердо встали на путь некапиталистического развития, то есть на путь строительства в перспективе социалистического общества. Кубинская революция привела к созданию первого социалистического государства на американском континенте. О дальнейшем развитии революционного процесса в этом районе мира свидетельствуют победа сил Народного единства в Чили, прогрессивные преобразования в ряде других стран латиноамериканского континента.

Ныне в жизни молодых развивающихся стран начался новый важный этап: на первый план все отчетливее выступает борьба за социальное освобождение. "Главное состоит в том,- подчеркивается в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии, - что борьба за национальное освобождение во многих странах стала практически перерастать в борьбу против эксплуататорских отношений, как феодальных, так и капиталистических" .

Глубокие преобразования в различных сферах общественной жизни, к осуществлению которых приступила большая группа освободившихся стран, их стремление укрепить свою экономическую и политическую независимость, борьба народов за ликвидацию еще остающихся опорных пунктов колониализма и расизма встречают ожесточенное сопротивление со стороны империализма. Главным врагом национального и социального освобождения народов выступает ныне американский империализм, стремящийся играть роль своеобразного гаранта и охранителя международной системы эксплуатации и гнета.

Когда уже рухнула колониальная система империализма, когда революционно-освободительный процесс охватил огромные территории, в Вашингтоне вдруг "признали" созидательные возможности народов стран "третьего мира". Президент США в программных посланиях конгрессу от 18 февраля 1970 года и от 25 февраля 1971 года, ссылаясь на якобы "традиционную антипатию" США к колониализму, назвал образование "мира содружества независимых развивающихся стран" одной из главных особенностей "новой эры" в сфере международных отношений 1. Выразив лишь некоторое сожаление по поводу того, что становление новых государств проходило-де "в обстановке бурных событий и неуверенности", он приветствует этот процесс так, как если бы именно Соединенные Штаты открыли ворота гигантской колониальной тюрьмы, выпустив на свободу ее узников. Старый, затасканный миф об "антиколониализме" США тем самым вновь поднимается на щит.

Развернув интенсивную политико-пропагандистскую кампанию, прославляющую мнимый "антиколониализм" США, американские правящие круги на деле используют все доступные им средства, чтобы задержать процесс окончательного развала системы колониализма, заставить развивающиеся страны пойти по пути капитализма, подчинить их в экономическом и политическом отношении интересам Вашингтона. Как отмечается в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии, американский империализм "стремится господствовать повсюду, вмешивается в дела других народов, бесцеремонно нарушает их законные права и суверенитет, силой, подкупом, экономическим проникновением пытается навязать свою волю государствам и целым районам мира".

Вплоть до 60-х годов стратегия империализма базировалась почти исключительно на методах грубого военного подавления освободительных движений в Азии, Африке и Латинской Америке.


Американский империализм выступил тогда как инициатор и главный вдохновитель крупнейших агрессивных акций против борющихся народов. Напомним, в частности, о прямой агрессии США против Корейской Народно-Демократической Республики (1950-1953 годы). Не стерлась в памяти народов и американо-английская вооруженная интервенция в Ливане и Иордании (1958 год), ставившая своей целью укрепление реакционных режимов в этих странах и подготовку к вооруженному нападению на Ирак, где тогда произошла антимонархическая, антифеодальная революция. Используя наемников из числа контрреволюционеров и военных преступников, США добились свержения прогрессивного режима X. Арбенса в Гватемале (1954 год) и безуспешно пытались осуществить аналогичную акцию против победившей кубинской революции в 1961 году. Действия наемников против Гватемалы и Кубы сопровождались налетами американских бомбардировщиков на территории этих стран.

В то время появление любого крупного очага национально-освободительного движения рассматривалось в Вашингтоне прежде всего как подрыв тылов империализма в его борьбе против социалистического содружества. Вашингтон взял курс на то, чтобы втянуть как можно больше независимых государств, в особенности граничащих с Советским Союзом, в свои военные союзы, превратить их в военно-стратегические плацдармы, направленные против социалистического содружества. Политика нейтрализма и неприсоединения во всеуслышание была объявлена Даллесом "аморальной" и "близорукой". В стремлении сплотить союзников по НАТО в общей борьбе с нарастающими силами социализма и прогресса США поддержали колониальные войны Англии, Франции, Голландии, Бельгии, не забывая, однако, использовать каждую благоприятную ситуацию для подрыва позиций своих империалистических конкурентов в Азии и Африке, для утверждения там собственного влияния за счет "старых" колониальных держав.


В 60-е годы, в условиях провозглашения большинством молодых государств принципов нейтрализма и неприсоединения в качестве одной из важнейших основ их внешней политики, Вашингтон стал реже прибегать к прямым нападкам на эти принципы. Упор отныне делался на то, чтобы превратить неприсоединившиеся страны в резерв империализма, в силу, противостоящую мировому социализму. В ходе предвыборной кампании 1960 года Д. Кеннеди призывал, например, практиковать такой подход к нейтрализму, который позволил бы США в конечном счете "отождествить себя с этой силой" и тем самым "заставить коммунистов занимать оборонительные позиции". Речь, в сущности, шла о том, чтобы там, где это возможно, удержать независимые афро-азиатские государства на капиталистическом пути развития, преградить в них дорогу глубоким социально-экономическим преобразованиям, ликвидировать или ослабить прогрессивные, антиимпериалистические режимы в тех государствах, где они возникли в результате национально-освободительных революций.

Руководствуясь этими целями, правящие круги США приступили в начале 60-х годов к осуществлению целой серии неоколониалистских экономических, социальных и идеологических мероприятий, рассчитанных на обеспечение стабильного и долгосрочного влияния США в развивающихся странах. При этом правительство Кеннеди, провозгласившее политику "новых рубежей", придавало первостепенное значение программам "помощи". Оно увеличило объем такой "помощи" странам "третьего мира" (к середине 60-х годов она ежегодно превышала 5 миллиардов долларов), существенно расширило круг стран - получателей "помощи", установив более гибкие политические критерии ее предоставления. При государственном департаменте было создано Управление международного развития - специальный правительственный орган по распределению и координации "помощи" иностранным государствам.


С особенной тщательностью была разработана одна из крупнейших неоколониалистских программ - "Союз ради прогресса". Предназначенная для Латинской Америки, выдвинутая в качестве альтернативы кубинской революции и некапиталистическому пути развития, она обусловливала предоставление экономической "помощи" латиноамериканским государствам требованиями разрыва всяких связей с Кубой, а также участия их в американской политике блокады и интервенции в отношении тех стран Латинской Америки, где устанавливались более или менее прогрессивные режимы.

"Союз ради прогресса", принципы которого подтвердили затем правительства Джонсона и Никсона, практически мало что дал странам Латинской Америки. Почти треть от общей суммы (6 миллиардов долларов), выделенных США в 60-е годы на все виды "помощи" латиноамериканским странам, составила военная "помощь", которая предназначалась в основном на подавление силой национально-освободительного движения. Примерно половина "невоенной помощи" США расходовалась латиноамериканскими государствами на непроизводительные цели (погашение внешней задолженности американским компаниям, покрытие дефицита платежного баланса и т. д.). И только 3-4 процента общей суммы "помощи" было направлено на строительство промышленных объектов или оказание технического содействия действующим промышленным предприятиям. Не удивительно, что за десять лет существования "Союза" не была достигнута ни одна из его широко разрекламированных целей: обещаемый рост национального дохода в странах Латинской Америки в расчете на душу населения на 2,5% в год, ликвидация неграмотности взрослого населения, увеличение строительства дешевых жилых домов и т. п.


Различные программы экономической "помощи" развивающимся странам связаны с теми или иными политическими, экономическими и военными интересами США в обширных районах Азии, Африки и Латинской Америки. В одном из своих выступлений нынешний президент с предельной ясностью охарактеризовал цели, преследуемые США при осуществлении программ "помощи". "В нашем понимании,- заявил он,- главная задача иностранной помощи заключается не просто в том, чтобы помогать другим странам, а в том, чтобы помогать Соединенным Штатам Америки. По-моему, программа помощи может быть одобрена только в том случае, если она служит интересам Соединенных Штатов".

Поэтому "помощь" направляется прежде всего в те страны, где существуют наиболее благоприятные с точки зрения Вашингтона условия для устойчивого развития капитализма. При этом учитываются такие факторы, как внешнеполитическая ориентация той или иной страны, прочность ее связей с Западом, важность ее стратегического положения и роль, которую она играет в международной политике или в пределах своего географического района. Не случайно наибольшую экономическую "помощь" по линии Управления международного развития в последние два года получили сайгонский и пномпеньский режимы, с укреплением которых США связывают надежды на сохранение своих позиций в Юго-Восточной Азии, марионеточный сеульский режим, а также Израиль, играющий роль ударной силы империализма в борьбе против арабских народов.

В условиях кризисного состояния американской экономики и сокращающихся внешнеэкономических возможностей правительство США взяло курс на активное привлечение к осуществлению своих неоколониалистских программ ряда стран Западной Европы и Японии. В соответствии с этим "новые" программы "помощи" в значительной мере переводятся с двусторонней на многостороннюю основу. Тем самым Вашингтон стремится широко использовать практику коллективного неоколониализма, поставить ее на службу своей глобальной стратегии.

Во всех последних посланиях президента США конгрессу по вопросам помощи иностранным государствам особый упор делается на необходимость увеличения уже не государственных, а частных капиталовложений в экономику развивающихся стран в качестве важнейшего средства их закабаления. Вывоз частного капитала становится ныне государственной политикой США. Об этом свидетельствуют, например, предложенные Белым домом существенные структурные изменения в системе организации "помощи", в частности создание специального международного агентства для предоставления многосторонних гарантий, страхующих экспортеров капитала от риска, связанного с "политической нестабильностью" в странах "третьего мира".


В стремлении воздействовать в нужном для неоколонизаторов направлении на социально-экономические процессы в развивающихся странах Вашингтон прибегает к средствам политического и экономического давления, всячески препятствует национализации иностранного капитала, укреплению государственного сектора экономики независимых государств. Известно, например, что США пытались предотвратить национализацию собственности американских нефтяных компаний в Перу, пустив в ход угрозу применения так называемой "поправки Хикенлупера", предусматривающей прекращение в подобных случаях американской "помощи" 2. К подобному же шантажу прибег Вашингтон и в отношении Индии, когда там решался вопрос о национализации частных коммерческих банков.


Однако, несмотря на все усилия Вашингтона, освободительное движение в современном мире продолжает нарастать. Это вызвало новое серьезное обострение противоречий в правящих кругах Соединенных Штатов. Наиболее ярко они проявились в решении американского сената, принятом в конце октября 1971 года, отвергнуть представленную правительством очередную программу "помощи" в связи с ее "малой эффективностью", многочисленными провалами и неудачами внешнеполитического курса США. Белому дому пришлось оказать беспрецедентный нажим на "взбунтовавшихся" законодателей, использовать все свое политическое влияние, чтобы в той или иной форме сохранить эту программу "помощи".

В последние годы американские неоколонизаторы резко усилили идеологические диверсии против развивающихся стран, пытаясь изолировать их от мировой системы социализма, подорвать или хотя бы скомпрометировать прогрессивные режимы, провозглашающие своей конечной целью социализм.

"Империализм не может рассчитывать на успех, открыто провозглашая свои действительные цели, - говорил Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л.И. Брежнев на международном Совещании коммунистических и рабочих партий 1969 года. - Он вынужден создавать целую систему идеологических мифов, затуманивающих подлинный смысл его намерений, усыпляющих бдительность народов. Для этого им создана теперь гигантская пропагандистская машина, использующая все современные средства идеологического воздействия".

Отличительная черта идеологических диверсий США в развивающихся странах - массированная пропаганда антисоветизма и антикоммунизма во всех его формах и проявлениях. Особые усилия предпринимаются сейчас к тому, чтобы воскресить миф о "советской угрозе" народам развивающихся стран. Как отмечалось в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии, империалисты в надежде замаскировать свои агрессивные мероприятия "ищут признаки такой угрозы и в глубинах Индийского океана, и на вершинах Кордильер". Иллюстрацией этому может служить доклад губернатора штата Нью-Йорк Н. Рокфеллера президенту США о положении в Латинской Америке. В нем подчеркивается, что США должны обеспокоиться по поводу той угрозы, которую представляет-де "советский коммунизм" как для самих Соединенных Штатов, так и для всего западного полушария в целом 3. Пропагандистский и заведомо лживый характер этого утверждения очевиден: Советский Союз никому не угрожал и не угрожает. Он выступает за свободное и независимое развитие всех народов, в том числе и народов Латинской Америки, тогда как именно Вашингтон осуществляет политику постоянных угроз и провокаций в отношении Кубы, плетет интриги против прогрессивных режимов Чили и Перу, способствовал осуществлению реакционного переворота в Боливии.

В условиях, когда борьба народов за свое национальное и социальное освобождение одерживает все новые победы, масштабы направляемой из Вашингтона пропаганды антикоммунизма расширяются, а ее методы становятся все коварнее и изощреннее. Прямое запугивание "коммунистической угрозой", традиционная клевета на Советский Союз и мир социализма, попытки дискредитировать основы сотрудничества социалистических стран с "третьим миром" сочетаются с безудержным восхвалением капиталистического пути развития и "американского образа жизни", с пропагандой мифов об американском "антиколониализме", "конструктивном" подходе США к нуждам развивающихся стран. Народам Азии, Африки и Латинской Америки пытаются навязать лживую концепцию деления государств современного мира на "богатые" и "бедные" (безотносительно к существующему в них социальному строю), посеять среди них недоверие к СССР, другим социалистическим странам, подогреть настроения национализма и шовинизма с тем, чтобы использовать их в собственных интересах.

Спекулируя на стремлении народов к разрядке международной напряженности, правящие круги США прилагают немалые усилия к тому, чтобы изобразить национально-освободительное движение в качестве источника угрозы миру и международной безопасности. Такая линия, по существу, означает оправдание колониализма, снятие с него ответственности за тяжелые преступления против человечества, за колониальные войны против угнетенных народов, за создание очагов международной напряженности.

***

Широкая неоколониалистская экспансия американского империализма в странах "третьего мира" отнюдь не означает отказа Вашингтона от старых методов колонизаторов - использования силы, агрессии, беззастенчивого разбоя. Указывая на то, что смысл неоколониализма состоит в стремлении империалистов к насаждению капиталистических порядков в бывших колониальных странах, в ограблении народов с помощью более "гибких" методов, товарищ Л. И. Брежнев в докладе "Дело Ленина живет и побеждает" подчеркнул: "Но было бы ошибкой думать, что политика современных колониалистов стала безобидной, а их руки - более чистыми, чем прежде. Отнюдь нет! Там, где они считают нужным, империалисты по-прежнему без всякого стеснения проливают кровь свободолюбивых народов, нагло вмешиваются во внутренние дела молодых государств, плетут интриги против прогрессивных деятелей, организуют заговоры и перевороты в целях устранения неугодных им правительств".

Жизнь подтверждает, что в наши дни американский империализм представляет наибольшую опасность для независимости народов и всеобщего мира, главное препятствие на пути общественного прогресса. Только за минувшее десятилетие США предприняли вооруженные нападения на Кубу, Вьетнам, Лаос, Камбоджу, Доминиканскую республику. Они поощряют израильских агрессоров, захвативших арабские земли, продолжают курс на укрепление созданных ими военных блоков, ведут подрывную деятельность против стран социализма и прогрессивных режимов в молодых национальных государствах.

Олицетворением кровавых злодеяний современных колонизаторов служит непрекращающаяся агрессия США против народов Юго-Восточной Азии. "Война, которую США ведут в Индокитае,- говорится в одном из заявлений Международной комиссии по расследованию американских преступлений,- равноценна геноциду". Опубликованные в июне 1971 года документы Пентагона о подготовке и осуществлении этой агрессии лишний раз показывают подлинный облик американского империализма как мирового жандарма, палача и душителя свободы народов.

Лицемерно заявляя о стремлении к миру на Ближнем Востоке, Вашингтон на деле использует Израиль в качестве своего орудия в борьбе против прогрессивных режимов в арабских странах, национально-освободительного движения в этой части мира. Оказывая вместе с международным сионизмом все увеличивающуюся финансовую, военную и иную материальную помощь Израилю, США тем самым препятствуют мирному урегулированию ближневосточной проблемы.

В Латинской Америке американский империализм, действуя в союзе с внутренней реакцией, пытается всеми средствами воспрепятствовать развертыванию борьбы демократических и социалистических сил. Он не оставляет надежд на ликвидацию социалистических завоеваний кубинского народа, ведет против него систематическую и целенаправленную кампанию подрывных действий и клеветы. Прикрываясь фразами о "равном партнерстве", США оказывают всестороннюю поддержку олигархическим правительствам и реакционным военным группировкам, рассчитывая использовать их в борьбе против прогрессивных режимов на латиноамериканском континенте.

Американский сенатор Д. Макговерн в беседе с корреспондентом агентства Пренса Латина в следующих словах охарактеризовал политику Вашингтона в Латинской Америке: "Соединенные Штаты вмешиваются в экономику, политику, культуру и другие внутренние дела латиноамериканских государств, добиваясь полного контроля над каждой из этих стран... Наше присутствие в Латинской Америке является присутствием страны-завоевателя. Именно поэтому народы континента чувствуют себя оскорбленными и не питают к нам доверия". Красноречивое признание!

В Африке американский империализм сочетает курс на проникновение в государственную и социальную структуру освободившихся стран с вооруженными акциями в отношении национально-освободительных движений, с экономической, финансовой и военной поддержкой блока южноафриканских, родезийских и португальских колонизаторов и расистов. Империализм США сыграл, как известно, позорную роль в устранении от власти в Республике Конго ее первого национального правительства во главе с Патрисом Лумумбой, павшим от рук колонизаторов, вместе с правительствами Англии и Бельгии развязал в 1964 году прямую вооруженную интервенцию против этой страны. Ныне он плетет интриги и заговоры против других молодых национальных государств Африки.

На юге континента под покровительством и при прямой поддержке со стороны западных держав, прежде всего США и Англии, создана реакционная военно-политическая ось Претория - Солсбери - Лиссабон. Этот блок известен среди африканских народов как "Союз нечестивых". Его цель - сохранение расистских и колониальных режимов в Африке, насаждение идеологии и практики апартеида, удушение национально-освободительного движения африканских народов, создание плацдарма для наступления на независимые африканские государства, борьба против растущего влияния идей социализма и демократии, поддержка всех контрреволюционных сил.

В течение многих лет США препятствуют принятию ООН эффективных санкций в отношении расистских режимов на юге Африки. Они систематически голосуют против соответствующих резолюций, вносимых афро-азиатскими и социалистическими странами в Совете Безопасности.


ЮАР, эта главная цитадель расизма, рассматривается США как важнейший "фактор силы", подпирающий всю систему колониализма и неоколониализма в Африке. Многочисленные официальные и секретные соглашения, заключенные США, Англией, ФРГ, Португалией с Преторией и Солсбери, фактически распространяют на Южную Африку сферу оперативной деятельности Североатлантического блока. Опорными пунктами колониализма являются контролируемые НАТО десятки военных баз, расположенных в ЮАР, Родезии, Намибии и в португальских колониях.

Не вызывает сомнений, что португальские колонизаторы были бы не в состоянии вести широкую колониальную войну против народов Анголы, Мозамбика и Гвинеи (Бисау), если бы не всесторонняя поддержка НАТО, и в особенности США. Потоки напалма и ядохимикатов, обрушиваемые Лиссабоном на африканскую землю,- такова действительная цена многочисленным декларациям Вашингтона относительно "конструктивного" подхода США к проблемам ликвидации колониализма. Впрочем, Лиссабон лишь копирует то, что творят американские агрессоры в Индокитае.


Но есть и еще одно обстоятельство", которое вашингтонские стратеги явно не хотели бы афишировать. Дело в том, что в числе остающихся сегодня колониальных владений с населением в 35 миллионов человек фигурируют и колонии самих Соединенных Штатов. К ним относятся важные в стратегическом отношении районы Вест-Индии (Пуэрто-Рико и Виргинские острова), а также Океании (Гуам, Восточное Самоа и находящиеся формально под опекой ООН Каролинские, Марианские и Маршалловы острова, объединяемые общим названием - Микронезия). Сюда необходимо причислить также и "арендуемую" США у Панамы зону Панамского канала.


Колониальный характер господства США на этих территориях очевиден для каждого объективного наблюдателя. Редактор влиятельного американского журнала "Форин афферс" Ф. Куигг признает, например, что в Микронезии США "делают то, что и все колониальные державы". Из многочисленных петиций, направленных микронезийцами в ООН, явствует, что после почти четвертьвекового американского хозяйничанья население островов находится в тяжелом экономическом положении. Принадлежащие ему земли экспроприируются для строительства военных баз и полигонов. На островах процветает откровенная расовая сегрегация. Территории Микронезии, Гуама и Восточного Самоа превращены в плацдармы для борьбы с национально-освободительными движениями в Юго-Восточной Азии и, в частности, являются важными форпостами агрессии США во Вьетнаме. Игнорируя Декларацию ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам, колонизаторы ведут дело к прямой аннексии Микронезии путем присоединения ее к Соединенным Штатам.

Что касается Пуэрто-Рико, то о тяжелой судьбе ее народа рассказал на XXIV съезде КПСС Генеральный секретарь Пуэрториканской коммунистической партии товарищ Ф. Охеда. "Пуэрто-Рико,- сказал он,- это колония США. Наш народ живет в условиях самого постыдного колониального унижения. Вот уже в течение многих лет мы ведем борьбу за независимость и социализм. Эта борьба развертывается в условиях самых жестоких преследований, моральных и физических пыток".


Позиция США по колониальным проблемам наглядно выразилась в том факте, что в 1960 году они отказались поддержать принятую Генеральной Ассамблеей ООН по инициативе Советского Союза Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Десять лет спустя, на XXV сессии Генеральной Ассамблеи ООН, американский представитель проголосовал против "Программы действий" - другого документа исторической важности, нацеливающего органы ООН на выработку и реализацию конкретных мер, которые способствовали бы безотлагательной ликвидации остатков колониализма и полному осуществлению Декларации. В январе 1971 года США вместе с Англией демонстративно вышли из состава Комитета 24-х по деколонизации. Тем самым американский империализм окончательно разоблачил себя как противника полного и быстрейшего освобождения колониальных стран, как врага освободительного движения народов.

***

Безвозвратно миновали те времена, когда империализм мог безнаказанно грабить и эксплуатировать народы Азии, Африки и Латинской Америки. Все мощнее становятся удары народных масс по империализму, крепнет единство действий всех антиимпериалистических сил. Магистральный путь развития человечества определяют ныне мировая социалистическая система, международный рабочий класс, другие революционные силы. Агрессивные поползновения империализма, и в первую очередь империализма США, встречают решительный отпор со стороны сил мира и прогресса, прежде всего со стороны мирового социализма.

"КПСС неизменно верна ленинскому принципу солидарности с народами, борющимися за национальное и социальное освобождение,- говорится в Резолюции XXIV съезда партии по Отчетному докладу ЦК КПСС.- Как и прежде, на полную поддержку с нашей стороны могут рассчитывать борцы против оставшихся колониальных режимов. Особое значение съезд придает расширению сотрудничества со странами социалистической ориентации".

Принятая XXIV съездом КПСС развернутая программа коммунистического строительства в нашей стране имеет поистине неоценимое значение для всех сил, выступающих за мир, национальное и социальное освобождение. Председатель Южно-Африканской Коммунистической партии товарищ Джон Маркс, например, заявил: "...Чем сильнее становится Советский Союз под ленинским руководством КПСС, тем мощнее моральные, политические и материальные ресурсы международного рабочего класса, революционно-демократических сил и сил национального освобождения, борющихся против капитализма, империализма, неоколониализма и расизма, за национальное освобождение, мир и социализм".

В этих словах - высокая оценка роли нашей страны в великих освободительных битвах современности.


Примечания.

1. "The Department of State Bulletin", March 9, 1970, pp. 274, 276.

2. J. Levinson and J. de O n i s. The Alliance That Lost Its Way. Chicago, 1970, pp, 143-156.

3. "The Rockefeller Report on the Americas". Chicago, 1969, p. 36.

"Политическое самообразование", журнал ЦК КПСС, Москва. Издательство "Правда", № 12, 1971 год

к оглавлению


При использовании материалов ссылка на сайт http://www.barichev.ru обязательна

 

Об авторе | О проекте | Документы ЦК | Публикации | Выступления | Книги | Письма | Ссылки| Архив