Об авторе

О проекте

Документы ЦК

Публикации

Выступления

Книги

письма

Ссылки

Архив

1992-1995

1996-1999

2000-2003

 

ГОД 1981

ВЗАИМОСВЯЗЬ БОРЬБЫ ЗА РАЗРЯДКУ С НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ БОРЬБОЙ НАРОДОВ (На примере Юго-Западной Азии)

Раскрыть взаимосвязь борьбы за разрядку с борьбой народов за свое национальное и социальное освобождение можно на примерах анализа положения во многих неспокойных районах Азии, Африки и Латинской Америки. Однако особо богатую пищу для размышлений как в теоретическом, так и в практическом плане, дает обширный район Юго-Западной Азии с населением свыше 250 млн. чел. и площадью, превышающей площадь Западной Европы. Условно в этот район можно включить страны, расположенные в треугольнике: Турция - Пакистан - юг Аравийского полуострова.

В свете поставленных XXVI съездом задач по укреплению мира и разрядки район Юго-Западной Азии приобретает особое значение.

Прежде всего на протяжении последних двух-трех лет США упорно и методично работают над тем, чтобы создать в этом районе, прилегающем к южным границам Советского Союза, фактор своего непосредственного военного присутствия, цели которого включают и стратегическое противоборство с Советским Союзом. Обращает на себя внимание, что с учетом планов США в отношении Индийского океана южному направлению антисоветской стратегии США кое-кто в кругах НATО начинает придавать значение, уступающее лишь направлению европейскому.

Наша заинтересованность в разрядке в этом районе обусловливается и заботой о сохранении и укреплении образовавшихся в этом районе и на его периферии прогрессивных режимов социалистической ориентации - в Афганистане, Эфиопии, Демократическом Йемене, а также в Сирии. Со всеми этими странами Советский Союз, как известно, имеет Договоры о дружбе и сотрудничестве.

Наконец, разрядка в этом районе создала бы наиболее благоприятные условия для развития там освободительных процессов, в том числе для углубления иранской революции, в частности, путем отсеивания антисоветизма, для реализации права арабского народа Палестины на самоопределение и государственную самостоятельность, для развития борьбы народов против режима Садата и других реакционных антидемократических режимов.

Для достижения разрядки в Юго-Западной Азии необходимо, прежде всего, решить основные проблемы: ближневосточного урегулирования, обеспечения мира и безопасности в районе Персидского залива и политического урегулирования обстановки вокруг Афганистана. При всем различии этих проблем знаменательно то, что линия Советского Союза, закрепленная решениями ХХYI съезда КПСС, носит ярко выраженный конструктивный характер. Мы за то, чтобы решать эти проблемы путем соответствующих переговоров, в том числе и с Соединенными Штатами и другими западными странами.

Наша инициатива о созыве международной конференции по Ближнему Востоку имеет непреходящее значение и рассчитана с учетом реальной обстановки на длительную перспективу. Она призвана перевести дело урегулирования в русло коллективных усилий всех заинтересованных сторон, включая ООП. Борьбе за реализацию этого предложения началась. Потребуется, видимо, не одна серия двусторонних и многосторонних консультаций и переговоров с различными странами и на различных уровнях с целью детального рассмотрения вопроса о реализации нашего предложения. Определенную положительную роль в этом может сыграть и обсуждение вопроса о созыве такой конференции (с обязательным участием в ней ООП) на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. Но важно, как представляется, чтобы эти инициативы были поддержаны широким кругом государств.

Мирные инициативы Советского Союза по ближневосточной проблеме, проблеме безопасности Персидского залива получили высокую оценку прежде всего в странах социалистической ориентации региона. Демократический Йемен выступил в развитие нашей инициативы с собственными предложениями по проведению конференции стран Персидского залива, Красного моря и Африканского Рога.

Советские мирные инициативы обстоятельно рассматриваются в столицах государств-участников Фронта стойкости и противодействия.

Эти страны, как и некоторые другие государства района, воспринимают наши новые предложения, направленные на разрядку в Юго-Западной Азии, как отвечающие их собственным национальным интересам, интересам национального освобождения. Уместно в этой связи подчеркнуть эту особенность советских предложений. Так предложение о созыве мирной конференция по Ближнему Востоку является по самой своей сути антиподом антиарабской политике сепаратных сделок. Оно в полной мере учитывает законные национальные права палестинцев, исходит из обязательного и равноправного участия ООП в работе конференции. В предложениях по Персидскому заливу четко и ясно сказано, что соответствующее международное соглашение может иметь место лишь при гарантии суверенных прав государств региона. Что касается так называемой "афганской проблемы", то Л.И. Брежнев подчеркнул на ХXYI съезде; "Суверенитет Афганистана должен быть полностью огражден, как и его статус неприсоединившегося государства" 1.

Приведенные примеры показывают, что борьба за разрядку, главной движущей силой которой является мировой социализм и прежде всего СССР, - это одновременно есть и борьба за законные права народов за свою свободу и независимость, и не случайно, что в Отчетном докладе ЦК КПСС ХХYI съезду курс Советского Союза в мировой политике вновь определен как курс на обуздание гонки вооружений, укрепление мира и разрядки и одновременно - на защиту суверенных прав и свободы народов. В этом тезисе - отражение ленинской концепции диалектической взаимосвязи нашей борьбы за мир и мирное сосуществование с поддержкой борьбы народов за свое национальное освобождение.

Мир и во времена В.И. Ленина мыслился как главный приоритет в нашем подходе к международным делам. И классовый характер такого подхода определялся твердой уверенностью в там, что социализму не нужна война для того, чтобы доказать его превосходство и одержать победу над исторически обреченным капиталистическим строем. В наше время с накоплением огромных арсеналов оружия массового уничтожения приоритет задачи обеспечения мира, недопущения ядерной войны тем более очевиден. "Во главу угла мы ставили и будем ставить интересы мира и мирного сотрудничества", - сказал Л.И. Брежнев 2.

Наряду с идеей мира, пронизывающей Отчетный доклад ЦК КПСС ХХYI съезду ключевое место занимает в нем и идея поступательного хода мирового революционного процесса, неотъемлемой составной частью которого является и национально-освободительное движение.

В целом национально-освободительное движение находится сейчас в истерическом наступлении, в ходе которого одержаны выдающиеся победы. Произошел качественно новый поворот - расширение круга государств социалистической ориентации и углубление происходящих в них социальных процессов. В 70-х годах в этих странах проживало свыше 150 млн. человек, а их территория составляла более 12 млн. кв. км. Несмотря на отдельные отступления, идет необратимый процесс углубления революционного движения.

Как и предсказывала марксистско-ленинская теория и как доказал опыт последнего десятилетия (завершение ликвидации колониальных империй, исторические победы народов трех континентов - Эфиопия, Ангола, Афганистан, Никарагуа, Зимбабве - в борьбе за укрепление своей независимости и свободу), ослабление международной напряженности, обстановка мирного сосуществования стимулирует прогрессивные перемены. Мир, говорил В.И. Ленин, "двинет дело вперед в бесконечное количество раз лучше, чем война…", "всякий мир откроет во сто раз больше и шире дорогу нашему влиянию..." 3.

В условиях разрядки империализму труднее прибегать к военному подавления и репрессиям в отношении национально-освободительных движений. Снижается и "коэффициент полезного действия" от использования лозунга антисоветизма. Главное же, условия разрядки создают максимально благоприятные возможности для возрастания помощи и поддержки освободительным движениям со стороны главной движущей силы мирового революционного процесса - мирового социализма.

Обострение напряженности в мире несомненно сдерживает, но не останавливает развитие мирового революционного процесса, в том числе национально-освободительного движения. В новых условиях революционные силы продолжают крепнуть идеологически и организационно, ведут неослабную борьбу и добиваются успехов на многих направлениях.

Никогда еще страны, входящие в зону национально-освободительного движения, не подвергались такому массированному нажиму империализма: взвинчивание гонки вооружений, отвлекающей ресурсы этих стран от задач созидания, форсированное наращивание военного присутствия в районах, произвольно объявленных сферами "жизненных интересов" США, провоцирование конфликтов, ведение объявленных и необъявленных войн. Но бесспорно и то, что так же как 50-е годы "холодной войны" подготовили победы национального освобождения в 60-х и 70-х годах, так и нынешний период послужит прологом нового взлета освободительных революций, причем скорее всего развитие этих революций пойдет вглубь, они чаще будут перерастать в борьбу за социальное освобождение.

Однако не эти революции сами по себе будут источником всевозможных новых потрясений на международной арене. Их развитие - это закономерный исторический процесс, процесс объективный, который нельзя остановить. Нельзя, например, "запретить" национально-освободительную войну как способ изменения политических и социальных порядков. Попытки же отождествлять национально-освободительное движение с деятельностью террористов вообще тут не идут в расчет. Они лишь используются для пропаганды, под прикрытием которой империализм осуществляет репрессии и ведет войны против сил национального освобождения. Именно эти репрессии и войны - главный источник напряженности и обширных районах третьего мира.

Разрядка, мирное сосуществование не означают сохранение социального статус-кво. Но они означают устранение создаваемых империалистами кризисов, очагов военных конфликтов, прекращение войн (объявленных и необъявленных), которые ведет империализм против сил национального и социального освобождения.

При нынешнем соотношении сил в мире империализму труднее развязывать локальные войны. Новая администрация США пытается игнорировать факты реальной действительности, ведёт дело к нагнетанию напряженности, отказывается от переговоров по урегулированию острых международных проблем. И дело, видимо, не просто в "новой команде" в Вашингтоне, в новых лицах, которые де не обладают достаточным опытом и не постигли пока той истины, что политика - это искусство возможного.

Отвечая на вопрос корреспондента "Правды", Л.И. Брежнев сказал: "...вызванное американским империализмом намеренное обострение международной обстановки выражает его недовольство упрочением позиций социализма, подъемом национально-освободительного движения, укреплением сил, выступающих за разрядку и мир" 4. Встав на путь гонки вооружений и развертывания военных приготовлений в беспрецедентных масштабах, агрессивные империалистические круги хотят сделать мощный рывок в стремлении добиться военного превосходства над миром социализма, нанести удары по национально-освободительному движению. Наглости им прибавляет позиция китайского руководства, объективно смыкающаяся с империализмом, а в последнее время, видимо, и события в Польше, сами по себе явившиеся во многом результатом их вмешательства в польские внутренние дела.

В том что касается Юго-Западной Азии, то США действуют так, как если бы было возможно восстановить над этим районом военный протекторат Запада. В этих целях они делают ставку на усиление своего непосредственного военного присутствия в регионе, на создание сил быстрого реагирования, а также системы баз нового типа (баз-складов), обеспечивающих возможные операции этих сил, увеличивают военную помощь Израилю, Египту, Судану, Турции, Пакистану, пытаются сколотить новые военно-политические группировки. Одновременно проводится курс на срыв достижения подлинного ближневосточного урегулирования, которое возможно лишь на путях коллективных усилий всех заинтересованных сторон, продолжается политика кэмп-дэвидского сговора, хотя и в несколько иных формах.

Много усилий США тратят на достижение так называемого "консенсуса стратегических интересов" с консервативными и прозападными арабскими режимами, направленного своим острием против революций в Афганистане, Иране, Эфиопии, Демократическом Йемене, а также против ООП. Против этих революций широко применяется тактика необъявленных войн. Услуги пакистанского режима широко используются для экспорта контрреволюции в Афганистан, а услуги израильского агрессора - для попыток учинять расправу над Палестинским движение Сопротивления в Ливане и для прямых военных угроз в отношении Сирии. Большие дивиденты США извлекают из продолжающегося конфликта между Ираком и Ираном. На юге Аравии пытаются столкнуть ЙАР и Оман с Демократическим Йеменом.

Все это подчеркивает назревшую необходимость расширения диапазона политических и иных средств, имеющихся в нашем распоряжении, в проведении политики разрядки в этом районе. Наряду с конструктивными предложениями по урегулированию ключевых проблем, о чем говорилось уже, со всей остротой стоит задача активного противодействия, отпора проискам империализма в этом районе. Особенно важной остается задача нашего содействия сплоченности антиимпериалистических сил в этом районе единству их действий против происков империализма.

Проявляя конструктивный подход к решению спорных проблем региона, Советский Союз выразил готовность вести соответствующий диалог и с CШA. В докладе Л.И. Брежнева на съезде указывалось, в частности, на имеющийся в этом отношении у нас опыт и в вопросах ближневосточного урегулирования 5. Речь, в частности, идет о совместном советско-американском заявлении от 1 октября 1977 г.

В соответствии с документом об Основах взаимоотношений между СССР и США обе стороны взяли на себя обязательство "делать все от них зависящее, чтобы не возникало конфликтов или ситуаций, способных усилить международную напряженность". Эти обязательства были подтверждены и укреплены в советско-американском Соглашении о предотвращении ядерной войны (1973 г.). В эти документы включены положения о том, что ничто в них не должно наносить ущерб другим странам и их интересам и что соответствующие обязательства сторон не должны затрагивать или ослаблять положений Устава ООП. Если для СССР указанные условия всегда естественно сообразовывались с принципами его внешней политики, то для США согласие на них было важным позитивным шагом. Эти соглашения сыграли определенную положительную роль, например, в разрешении ближневосточного кризиса 1973 г. Однако в последующем своими практическими действиями США фактически перечеркнули собственные обязательства относительно деятельности по предотвращения конфликтов.

Наш образ действий в этих случаях, видимо, будет определяться точным анализом конкретной обстановки. Важными, в частности, будут такие критерии, как масштаб и потенциальная угроза расширения того или иного конфликта и перерастания его в международный кризис, близость или удаленность его от границ социалистического содружества, политическая ориентация режимов, которые могут быть в него вовлечены, и другие факторы.

Конкретный анализ конкретной ситуации - непреложное требование ленинского научного анализа явлений международной жизни. С этих позиций, видимо, надо подходить и к предпринимаемым время от времени политикам втянуть нас в совместные акции или как бы в параллельные действия с США, якобы, по "урегулированию конфликтов", например, в Юго-Западной Азии. Нередко такие попытки преследуют откровенные цели поссорить Советский Союз с нашими друзьями. Здесь надо быть крайне осторожным и вместе с тем, разумеется, учитывать возможную заинтересованность США в локализации или профилактике тех или иных конфликтов, использовать ее для договоренностей, не наносящих ущерба силам национально-освободительного движения. Опыт показывает, с другой стороны, что нередко одновременно приходится вести работу и с этими силами, в особенности когда там действуют без учета общей обстановки, проявляют авантюристические наклонности.

Природа конфликтов может быть разной. Причины локальных конфликтов, большинство которых возникает в мире развивающихся стран, как правило, связаны с действиями империализма.. Вместе с тем, нельзя сбрасывать со счетов общую неустойчивость обстановки в развивающихся странах, территориальные споры, национально-племенную или религиозную рознь, личные амбиции тех или иных политических лидеров.

Национально-освободительное движение, развивающиеся страны и среди них прежде всего государства социалистической ориентации - важные факторы разрядки. В этой связи следует особо отметить большую роль движения неприсоединения в продвижении разрядки, в борьбе против происков агрессивных сил империализма.

"КПСС, - заявил на съезде Л.И. Брежнев, - и впредь будет последовательно проводить курс на развитие сотрудничества СССР с освободившимися странами, на упрочение союза мирового социализма и национально-освободительного движения" 6. Дальнейшее упрочение этого союза - важное условие новых успехов в борьбе за сохранение разрядки и устранение угрозы войны.

Сборник статей "По заветам В.И. Ленина". Некоторые вопросы советской внешней политики и дипломатии. Выпуск XI. Москва 1981 год.


ПРИМЕЧАНИЯ

1. Материалы XXYI съезда КПСС. Политиздат, 1981, с. 29.

2. Правда, 1981, 10 мая.

3. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 40, с.247.

4. Л.И. Брежнев. Ленинским курсом. Речи, приветствия, статьи. Политиздат, 1981, т. 8, с.253.

5. Материалы XXYI съезда КПСС. Политиздат, 1981, с. 15.

6. Материалы XXYI съезда КПСС. Политиздат, 1981, с. 15.

к оглавлению


При использовании материалов ссылка на сайт http://www.barichev.ru обязательна

 

Об авторе | О проекте | Документы ЦК | Публикации | Выступления | Книги | Письма | Ссылки| Архив