Об авторе

О проекте

Документы ЦК

Публикации

Выступления

Книги

письма

Ссылки

Архив

1992-1995

1996-1999

2000-2003

 

ГОД 1971

Укрепление международной безопасности - насущная задача современности

А. Барышев (псевдоним П. Волгин) совместно с Л. Алексеевой

ГОД НАЗАД, в декабре 1970 года, Генеральная Ассамблея ООН по инициативе Советского Союза и других социалистических стран приняла документ исторической важности - Декларацию об укреплении международной безопасности. Значение этого документа определяется тем, что в нем намечена широкая программа конкретных действий, которые в комплексе могут кардинально оздоровить международную обстановку, помочь урегулированию неотложных международных проблем. Почти единодушное одобрение Генеральной Ассамблеей Декларации придает ей особую авторитетность. Положения Декларации отвечают коренным интересам народов, интересам обеспечения справедливого и прочного мира на земле.

Активная и целеустремленная политика Советского Союза, всех социалистических стран, проводящих линию на твердый отпор агрессивным проискам империализма, их конструктивный подход к урегулированию неотложных международных проблем дали возможность в последнее время расчистить немало завалов времен "холодной войны", добиться положительных изменений в климате международных отношений. Принцип мирного сосуществования государств независимо от их общественного строя все прочнее утверждается в качестве реальной силы международного развития. Все это создает благоприятную обстановку для активизации усилий по выполнению Декларации об укреплении международной безопасности.

Не секрет, что на этом пути возникают серьезные трудности, создаваемые империалистической политикой агрессии и международного произвола. Мир выглядел бы сегодня по-иному, если бы не агрессивные проявления в общем курсе внешней политики некоторых государств, и прежде всего крупнейшей страны капиталистического мира - Соединенных Штатов. Непоследовательность и зигзаги внешней политики США, постоянные рецидивы политики "с позиции силы", попытки восстановить утраченные позиции в мире с помощью все более изощренных и хитроумных способов подчинения и закабаления народов - все это явно противоречит тому факту, что США голосовали в ООН за принятие Декларации об укреплении международной безопасности.

В Вашингтоне в свое оправдание могут сказать, что, проголосовав за Декларацию, представитель США в ООН тут же заявил о "сомнительной ценности" этого документа. Но в этом случае правы будут те многочисленные наблюдатели, которые с самого начала расценили это голосование не как свидетельство решимости Вашингтона руководствоваться в своих действиях Декларацией, а скорее как вынужденную акцию, продиктованную желанием не остаться в полной изоляции в ООН по этому важному вопросу. В этой связи весьма показательно, что о Декларации не упоминается ни в послании президента США конгрессу от 25 февраля 1971 года, ни в объемистом докладе государственного секретаря У. Роджерса о внешней политике США от 26 марта 1971 года, ни в его выступлении в общих прениях на XXVI сессии Генеральной Ассамблеи. Однако это отнюдь не освобождает Соединенные Штаты от обязанности следовать рекомендациям самого авторитетного международного форума.

ВАЖНЕЙШИМ фактором сохранения и укрепления мира может стать обеспечение коллективной безопасности в Европе, Советский Союз, проводя линию на окончательное признание территориальных реальностей, сложившихся в Европе в результате второй мировой войны, прилагает настойчивые усилия для улучшения обстановки на континенте и развития сотрудничества как на двусторонней, так и на общеевропейской основе. Все его действия целиком сообразуются с положения-ми Декларации о том, что развитие международного регионального и двустороннего сотрудничества способствует укреплению международной безопасности.

Подписание договоров между Советским Союзом и ФРГ, между ПНР и ФРГ, достижение четырехстороннего соглашения по Западному Берлину вносят позитивный вклад в дело защиты мира и безопасности в Европе. Коренном поворотом к разрядке и миру на этом континенте явились бы созыв и успешное проведение уже в 1972 году общеевропейского совещания по вопросам безопасности и сотрудничества с участием США и Канады.

Вопрос о созыве общеевропейского совещания созрел. Это признает сейчас большинство европейских государств. Однако на этом пути возникают трудности, чинимые теми государствами, которые выступают за сохранение военных блоков, пытаются подходить к переговорам в Европе, как и в других районах мира, "с позиции силы".

Известно, что официальные круги США в течение долгого времени не делали вообще никаких конкретных заявлений о своем отношении как к идее общеевропейского совещания, так и к повестке дня, предложенной социалистическими странами. Фактически они избрали тактику затяжек процесса подготовки совещания. Сейчас представители американских правящих кругов в принципе не высказывают возражений против идеи созыва общеевропейского совещания, но в то же время утверждают (как это было сделано, в частности, на пресс-конференции президента 12 октября 1971 года), что только "после окончательного решения берлинского вопроса" США перейдут к "предварительным дискуссиям, чтобы выяснить, может ли общеевропейское совещание по вопросам безопасности послужить какой-либо полезной цели или нет".

Более того, как явствует из сообщений западной прессы, Вашингтон заявляет о необходимости координировать свою позицию с позицией Англии - страны, в достаточно откровенной форме проводящей курс на срыв разрядки напряженности, прибегая при этом к средствам, заимствованным из арсенала "холодной войны". В этой связи можно сослаться, в частности, на статью, опубликованную в начале октября газетой "Нью-Йорк таймс" под характерным заголовком "Соединенные Штаты и Англия относятся осторожно к идее созыва совещания по вопросам безопасности". В ней говорится, что в ходе бесед в Нью-Йорке государственный секретарь Роджерс и английский министр иностранных дел Дуглас-Хьюм пришли к выводу, что "Советский Союз и его союзники должны разъяснить цели и масштабы предложенного ими общеевропейского совещания по вопросам безопасности, прежде чем Запад сможет вместе с ними начать подготовку к такому совещанию". Довольно странное рассуждение в условиях, когда социалистические страны ясно и четко изложили свои предложения о созыве общеевропейского совещания и подавляющее большинство европейских государств положительно отнеслось к их инициативе.

Созыв общеевропейского совещания, продвижение по пути военной разрядки в Европе открыли бы благоприятные перспективы для решения вопроса о ликвидации военных блоков в Европе. Как известно, Советский Союз подтвердил свою готовность к одновременному аннулированию Варшавского договора и Североатлантического союза или - в качестве первого шага - к ликвидации их военных организаций. Эта позиция СССР полностью соответствует принципам Декларации об укреплении международной безопасности, содержащей призыв содействовать созданию эффективной системы коллективной безопасности без военных союзов.

В БОРЬБЕ за мир, за выполнение Декларации об укреплении международной безопасности особо важное значение имеет задача ликвидации военных конфликтов в Индокитае и на Ближнем Востоке, предотвращения возникновения новых очагов войны, без чего невозможно нормализовать обстановку во всем мире. В Декларации подчеркивается необходимость принятия эффективных мер в соответствии с Уставом ООН для устранения угроз миру, подавления актов агрессии и других нарушений мира. Между тем американский империализм на протяжении многих лет проводит политику вмешательства и агрессии во Вьетнаме с целью установить свое господство в Южном Вьетнаме и увековечить разделение страны. США затягивают, усиливают и расширяют агрессивную войну в Индокитае: они распространили ее на Лаос и Камбоджу и продолжают военные провокации против ДРВ.

Совершенно очевидно, что здесь имеет место нарушение Соединенными Штатами суверенитета всех государств Индокитая, вовлеченных в военные действия. Налицо применение США военной силы для навязывания этим странам своей воли, вопреки положению Декларации о праве народов определять собственную судьбу без вмешательства извне.

Агрессия США во Вьетнаме продиктована классовыми интересами американских правящих кругов, их стремлением силой или угрозой ее применения сохранить империалистическую систему.

Однако открыто говорить об этом сегодня перед лицом растущего национально-освободительного движения и стремления народов к миру американские государственные деятели и дипломаты не осмеливаются. Поэтому они прибегают к мирной фразеологии, за которой пытаются скрыть тот факт, что при решении международных проблем они широко прибегают к применению силы.

Ныне в Вашингтоне усиленно рекламируют пресловутую политику "вьетнамизации", изображая ее в качестве свидетельства стремления США к миру. Между тем всему миру известно, что "вьетнамизация" - это прежде всего ставка на сохранение у власти реакционного сайгонского режима, не имеющего практически никакой опоры среди населения Южного Вьетнама и являющегося креатурой Вашингтона. Под непосредственным контролем Соединенных Штатов пожарными темпами проводятся мероприятия по переоснащению южновьетнамской армии и увеличению ее численности, форсируется осуществление программы "умиротворения", рассчитанной на укрепление позиций марионеточных властей в сельской местности, проводятся фальсифицированные "выборы" с целью сохранения в Сайгоне угодных Вашингтону марионеток типа нынешнего "президента" Нгуен Ван Тхиеу.

Курс США на "вьетнамизацию", то есть на расширение и затягивание войны, сочетается с политикой саботажа парижских переговоров. Американская дипломатия отказывается от принятия принципа безоговорочного и полного вывода к определенному сроку своих войск и войск своих союзников из Южного Вьетнама, блокирует обсуждение вопроса о создании широкого правительства национального согласия в Южном Вьетнаме.

"Вьетнамский народ неоднократно выражал свою добрую волю к миру",- сказал первый секретарь ЦК ПТВ Ле Зуан 7 октября 1971 года в Ханое во время советско-вьетнамских переговоров. Выражением этого стремления являются конструктивные предложения ВРП РЮВ, открывающие реальную перспективу политического урегулирования конфликта. Эти предложения получили широкую поддержку на XXVI сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Генеральный секретарь ООН У Тан заявил, что они "вполне могут служить основой для переговоров" и создают "очень хорошую возможность, может быть самую благоприятную возможность до сих пор, для преодоления тупика".

Выполнение Декларации о международной безопасности требует соблюдения принципов равноправия, уважения суверенитета и территориальной неприкосновенности государств, невмешательства в их внутренние дела. "...Попытки более сильных государств навязывать свою волю тем, кого они считают более слабыми,- заявил на XXVI сессии Генеральной Ассамблеи министр иностранных дел СССР А. А. Громыко,- неизбежно ведут к обострениям, конфликтам. Это - путь, которым всегда следует агрессор".

Выполнение Декларации об укреплении международной безопасности предполагает ликвидацию последствий израильской агрессии, утверждение прочного и справедливого мира на Ближнем Востоке. Попытки затянуть достижение справедливого политического урегулирования в этом районе свидетельствуют лишь о близорукости их инициаторов, о непонимании ими реальностей современного мира, в котором политика агрессии и международного разбоя не в состоянии возобладать над силами мира и прогресса.

Справедливое политическое урегулирование в этом районе предполагает вывод израильских войск с захваченных арабских территорий, осуществление права каждого государства на самостоятельное существование, а также удовлетворение законных прав народа Палестины. Основой такого урегулирования должна стать резолюция Совета Безопасности от 22 ноября 1967 года. Как известно, арабские государства не отказываются заключить с Израилем соглашение о мире, если, разумеется, все оккупированные территории будут им возвращены. Советский Союз, со своей стороны, выражает готовность участвовать наряду с другими державами - постоянными членами Совета Безопасности в создании международных гарантий политического урегулирования на Ближнем Востоке.

Декларация об укреплении международной безопасности со всей силой авторитета ООН подчеркивает необходимость выполнения всеми государствами-членами решений Совета Безопасности в соответствии с их обязательствами по Уставу. В этой связи необходимо отметить, что Совет Безопасности, несущий главную ответственность за поддержание мира и международной безопасности, действует от имени всех членов Организации, которые, вступая в ООН, согласились подчиняться решениям Совета и выполнять их (статья 25 Устава).

Напомним, что Соединенные Штаты голосовали за принятие резолюции Совета Безопасности от 22 ноября 1967 года, главным требованием которой является вывод израильских войск со всех захваченных ими арабских территорий. Формально они согласились и с важнейшими положениями Декларации о том, что "территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава" и что "никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными". Однако империалистические круги США, лицемерно заявляя о стремлении к миру, на деле поощряют израильских экстремистов, пытаются навязать свой диктат народам арабских стран, подорвать прогрессивные режимы на Ближнем Востоке, нанести поражение национально-освободительному движению в этой части мира.

Используя Израиль в качестве главного орудия осуществления целей своей стратегии на Ближнем Востоке, США совместно с международным сионизмом оказывают ему все возрастающую экономическую, финансовую и военную помощь. За 1948-1970 годы общая сумма американской экономической помощи Израилю (правительственной и из частных сионистских источников) составила не менее 5 миллиардов долларов 1. В 1970 году конгресс США ассигновал Израилю на закупку американского вооружения 500 миллионов долларов 2.

В посланиях президента США конгрессу, а также в докладе Роджерса (от 26 марта 1971 года) о внешней политике Соединенных Штатов в 1969-1970 годах делаются попытки оправдать наращивание американской военной помощи Израилю ссылками на необходимость "поддержания военного равновесия" на Ближнем Востоке, нарушаемого-де советским "присутствием" в этом районе. Нелепость подобных рассуждений очевидна. То, что Советский Союз помог восстановить оборонный потенциал арабских государств, подвергшихся вторжению, и прежде всего АРЕ и Сирии, находится в полном соответствии с положениями Устава ООН, элементарными нормами международного права о законности помощи жертвам агрессии и, наконец, с духом и буквой Декларации об укреплении международной безопасности. Как важный фактор сдерживания сил агрессии расценила мировая общественность и советско-египетский Договор о дружбе и сотрудничестве, ставший инструментом активной миролюбивой внешней политики наших стран, вкладом в справедливое дело ликвидации последствий израильской агрессии.

С другой стороны, проводимая США политика усиления экономической помощи, наращивания военного потенциала агрессора и поощрения израильских экстремистов является вопиющим нарушением принципов Устава ООН, норм международного права, решения Совета Безопасности от 22 ноября 1967 года и Декларации об укреплении международной безопасности. И никакие приемы вроде пущенной в ход некоей формулы о необходимости сохранения "военного равновесия" на Ближнем Востоке, разумеется, не скроют опасного для дела мира существа политики пособничества агрессорам, проводимой Вашингтоном.

Вопреки четким и ясным положениям Декларации о необходимости повышения авторитета и эффективности Совета Безопасности и его решений, как это предусмотрено в главе VII Устава, американская дипломатия продолжает чинить препятствия принятию Советом действенных санкций в отношении Израиля, с тем чтобы заставить его прекратить саботаж выполнения резолюции Совета Безопасности от 22 ноября 1967 года.

Только прямым попустительством Вашингтона можно объяснить систематический отказ правительства Израиля взять на себя свою часть обязательств по политическому урегулированию и, в первую очередь, обязательство вывести свои войска со всех оккупированных территорий. Как же иначе можно расценить тот факт, что на XXV сессии Генеральной Ассамблеи Соединенные Штаты вместе с Израилем проголосовали против принятой большинством голосов резолюции, в которой указывается на необходимость возвращения- всех арабских территорий и говорится об уважении прав народа Палестины как необходимом элементе установления справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке?

Совместными усилиями дипломатии Вашингтона и Тель-Авива заведена в настоящее время в тупик миссия специального представителя ООН Г. Ярринга, которому Совет Безопасности поручил провести переговоры с заинтересованными сторонами в целях осуществления резолюции от 22 ноября 1967 года. Фактически оказались заблокированными и консультации представителей четырех держав - постоянных членов Совета Безопасности, для эффективности которых необходимо сотрудничество всех участников.

В то же время Соединенные Штаты не прекращают попыток взять на себя "посредничество" в ближневосточном урегулировании, втянуть арабские страны в так называемую "тихую дипломатию", чтобы подсунуть им то или иное "промежуточное решение" в отрыве от выполнения главного требования резолюции Совета Безопасности о выводе израильских войск со всех оккупированных арабских территорий. За всем этим кроется стремление Вашингтона разобщить арабские страны, столкнуть их между собой, подорвать их изнутри.

ПОДЛИННАЯ международная безопасность немыслима без сдерживания, ограничения и в конечном итоге без полного прекращения гонки вооружений. В Декларации содержится обращение ко всем государствам, особенно к государствам, обладающим ядерным оружием, предпринять срочные и согласованные усилия в этой области. XXIV съезд КПСС выдвинул широкую программу борьбы за разоружение. Она включает ядерное разоружение всех государств, обладающих ядерным оружием, всеобщее и полное разоружение, сокращение вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе и в других районах мира, где военное противостояние особенно опасно, сокращение военных расходов, в первую очередь крупных государств, и другие конкретные меры. Широкую поддержку на XXVI сессии Генеральной Ассамблеи ООН получило предложение Советского Союза о созыве Всемирной конференции по разоружению с участием всех государств для рассмотрения вопросов разоружения во всем их объеме и, особенно, вопросов запрещения и уничтожения ядерного оружия.

Под давлением сил мира и прогресса и в ходе острой дипломатической борьбы, в том числе и в ООН, Соединенные Штаты были вынуждены пойти на заключение ряда международных договоров, способствующих ограничению гонки вооружений: Московского договора 1963 года о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, Договора 1967 года о принципах деятельности государств в космосе, закрывающего путь к перенесению гонки ядерных вооружений на эту важную сферу, Договора 1968 года о нераспространении ядерного оружия, Договора 1971 года о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения.

В конечном счете эти шаги были подсказаны и собственными интересами США, учетом реальных внешних и внутренних факторов. Однако важен тот факт, что вне зависимости от мотивов, которыми руководствовались США, эти договоры объективно отвечают интересам ослабления международной напряженности, служат препятствием на пути безудержной гонки вооружений.

Несмотря на то, что достигнут ряд важных международных соглашений, ограничивающих наращивание вооружений в определенных сферах и областях, в целом гонка вооружений не прекратилась и даже продолжает нарастать. Ни масштабы, ни темпы военного строительства в США не снизились. Пентагон планирует довести военный бюджет страны в 1972 году до 80 миллиардов долларов. Только на войну в Индокитае США затратили примерно 200 миллиардов долларов.

Находясь в авангарде борьбы за мир, Советский Союз заявляет о своей готовности договариваться о всеобщем и полном разоружении, о мерах по ограничению и сдерживанию гонки вооружений, и прежде всего ядерных. Благодаря мирным инициативам Советского правительства в настоящее время создаются определенные возможности для разрешения таких неотложных проблем, как запрещение подземных испытаний ядерного оружия, запрещение и уничтожение бактериологического оружия. Все больше утверждается идея создания безъядерных зон в различных районах мира, ликвидации иностранных военных баз на чужих территориях.

Советский Союз прилагает большие усилия для достижения договоренности с США об ограничении стратегических вооружений, разумеется в рамках принципа равной безопасности. Первым осязаемым результатом советско-американских переговоров по этим вопросам явились два соглашения: одно - относительно принятия обеими сторонами мер к предотвращению случайного или несанкционированного применения ядерного оружия, находящегося под их контролем, и второе - по усовершенствованию линии прямой связи СССР - США путем использования для этой цели искусственных спутников Земли. Эти соглашения повсеместно были расценены как важный вклад в дело мира и международной безопасности.

ИСТОЧНИКОМ многих войн и конфликтов в современном мире был и продолжает оставаться колониализм. Хотя после второй мировой войны национально-освободительное движение одержало огромные исторические победы, десятки миллионов людей все еще живут на земле в условиях колониального господства империализма и продолжают вести неустанную борьбу за свою политическую независимость и свободу.

В Декларации об укреплении международной безопасности содержится требование прекратить репрессии и применение силы против народов, находящихся на колониальном положении, оказать помощь их законной борьбе для достижений скорейшей ликвидации колониализма или любой другой формы иностранного господства. Декларация сурово осуждает преступную политику апартхейда, все формы угнетения, тирании и дискриминации, в особенности расизм и расовую дискриминацию.

Игнорируя это обращение высшего форума наций, западные державы оказывают покровительство и прямую поддержку реакционному военно-политическому блоку Претория - Солсбери - Лиссабон, целью которого является сохранение расистских и колониальных режимов на юге Африки, насаждение практики апартхейда, удушение национально-освободительного и демократического движения африканских народов, создание плацдарма для наступления на независимые африканские государства.

Главная цитадель расизма - ЮАР рассматривается империалистами как некий "фактор силы", подпирающий систему колониализма и неоколониализма в Африке. Многочисленные официальные и секретные соглашения, заключенные США, Англией, ФРГ и Португалией с Преторией и Солсбери, фактически распространяют на Южную Африку сферу оперативной деятельности НАТО. Опорными пунктами колониализма служат и десятки военных баз, расположенных в ЮАР, Родезии, Намибии и в португальских колониях.

Получая всестороннюю экономическую и военную поддержку НАТО, Лиссабон продолжает расширять колониальную войну против народов Анголы, Мозамбика и Гвинеи (Бисау), осуществляет военные провокации против независимых африканских стран: Сенегала, Гвинеи, Конго (Браззавиль), Танзании и Замбии. С помощью ядохимикатов и дефолиантов, поставляемых из США, португальские колонизаторы превратили в пустыни огромные территории в Африке.

В течение многих лет Соединенные Штаты блокируют принятие Советом Безопасности действенных санкций в отношении расистских режимов на юге Африки и систематически голосуют против соответствующих предложений афро-азиатских и социалистических стран. Так, в марте 1970 года, желая спасти режим Солсбери от всеобъемлющих, в том числе военно-принудительных, санкций, США совместно с Англией применили право вето в Совете Безопасности.

Что касается отношения Вашингтона к выполнению положений Декларации о необходимости полной ликвидации колониализма, то уместно напомнить, что в числе колониальных владений, остающихся в современном мире, фигурируют и колонии самих Соединенных Штатов. К ним относятся важные в стратегическом отношении районы Вест-Индии (Пуэрто-Рико и Виргинские острова), а также Океании (Гуам, Восточное Самоа и "находящиеся формально под опекой ООН, а фактически управляемые администрацией США Каролинские, Марианские и Маршалловы острова, объединяемые общим названием Микронезия).

Даже редактор влиятельного американского журнала "Форин афферс" Ф. Куигг признает, например, что в Микронезии Соединенные Штаты делают то, что и все колониальные державы 3. Попирая коренные интересы населения Микронезии, США добиваются аннексии этой подопечной территории. Вопреки решениям ООН, они превратили территории Микронезии, Гуама и Восточного Самоа в форпосты для осуществления своей авантюры против вьетнамского народа. США воспрепятствовали включению в повестку дня XXVI сессии Генеральной Ассамблеи предложенного Кубой вопроса о положении в Пуэрто-Рико - стране, находящейся под колониальным господством США.

В 1960 году Соединенные Штаты отказались поддержать единодушно принятую Генеральной Ассамблеей по инициативе Советского Союза Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Десять лет спустя на XXV сессии Генеральной Ассамблеи США проголосовали против одобрения "Программы действий" - другого документа исторической важности, нацеливающего органы ООН на выработку и реализацию конкретных мер, которые способствовали бы безотлагательной ликвидации остатков колониализма и полному осуществлению Декларации. В январе 1971 года США вместе с Англией демонстративно вышли из состава Комитета 24-х ООН по деколонизации, тем самым разоблачив себя как противников полного и быстрейшего освобождения колониальных народов.

У Важное значение в Декларации об укреплении международной безопасности придается вопросам повышения эффективности ООН как инструмента по поддержанию мира на основе строгого соблюдения принципов и целей ее Устава. В Декларации указывается на необходимость достижения договоренности по вопросам организации и проведения oопераций ООН по поддержанию мира и ускорения выработки определения агрессии. Позиция США по этим вопросам продолжает оставаться непоследовательной и противоречивой, изобилующей отступлениями от Устава ООН.

Ежемесячный научно-политический журнал "Международная жизнь". Всесоюзное общество "Знание", № 12, 1971 год.


ПРИМЕЧАНИЯ

1. См. "The New York Times", June 5, 1971.

2. См. United States Foreign Policy 1969-1970. A Report of the Secretary of State. Washington, 1971, p. 79.

3. См. "Foreign Affairs", April 1969, p. 507.

к оглавлению


При использовании материалов ссылка на сайт http://www.barichev.ru обязательна

 

Об авторе | О проекте | Документы ЦК | Публикации | Выступления | Книги | Письма | Ссылки| Архив