Об авторе

О проекте

Документы ЦК

Публикации

Выступления

Книги

письма

Ссылки

Архив

1992-1995

1996-1999

2000-2003

 

ГОД 1986

Ближневосточная политика США

Американский экспансионизм на Ближнем Востоке осуществлялся в послевоенные годы под знаком развязанной США "холодной войны" против Советского Союза, выдвижения требований переустройства мира по американскому образцу, неуемных претензий Вашингтона на мировое господство.

Применительно к Ближнему Востоку в конкретных условиях того времени провозглашенная в марте 1947 г. доктрина Трумэна ориентировала на оказание всемерной поддержки США британским и французским колонизаторам в их попытках до конца удержать в узде народы подмандатных, колониальных и зависимых территорий. Вместе с тем району Ближнего Востока отводилась роль важного стратегического плацдарма в Планах агрессии против Советского Союза.

Позиция США как защитника и поборника колониализма на Ближнем Востоке ярко проявлялась уже в 1946 г., когда Вашингтон, выступив единым фронтом с Англией и Францией, возражал против требований правительств Сирии и Ливана в Совете Безопасности ООН о немедленном и полном выводе из этих стран английских и французских войск. В 1947 г. США не допустили принятия Советом Безопасности решения о выводе английских войск из Египта.

25 мая 1950 г. правительства США, Англии и Франции опубликовали декларацию, по которой в обход ООН и в одностороннем порядке фактически возлагали на себя роль гарантов арабо-израильских соглашений о перемирии 1. Это в сущности было поощрением экспансионистской политики Израиля. В декларации заявлялось о готовности западных держав поставлять в страны Ближнего Востока оружие. Тем самым делалась ставка на подключение стран этого района к сфере деятельности созданного агрессивного блока НАТО. В дальнейшем эти расчеты воплотились в планы создания под руководством США так называемого "средневосточного командования" с участием Израиля, Египта, Сирии, Ливана, Ирака, Саудовской Аравии, Йемена и Иордании. Планы, в частности, предусматривали подчинение этому командованию вооруженных сил и передачу под его контроль военных баз, портов, коммуникаций и других сооружений указанных государств, а также размещение на их территориях иностранных войск.

В официальных советских документах подчеркивалось, что осуществление данных планов могло привести лишь "к потере этими странами независимости и суверенитета и к подчинению их некоторым крупным державам, пытающимся использовать их территорию, их материальные ресурсы - нефть, хлопок и др. в своих агрессивных целях" 2.

Знаменательно, что даже в разгар "холодной войны" Вашингтону не удалось сколотить широкой антисоветской и одновременно - проколониалистской группировки на Ближнем Востоке, хотя в то время Запад располагал в странах региона мощными рычагами политического, экономического и военного влияния. В совместном ответе от 21 июня 1950 г. на декларацию США, Англии и Франции арабские страны (Египет, Сирия, Ливан, Саудовская Аравия, Йемен, Ирак и Иордания) заявили, что не допустят никакого действия, которое наносило бы ущерб их суверенитету и независимости 3. Арабские государства отказались также от участия в "средневосточном командовании", и западные державы были вынуждены в конце 1951 г. признать неосуществимость планов его создания. Правда, Западу удалось добиться заключения в 1955 г. Багдадского пакта, участником которого наряду с Англией, Турцией, Ираном и Пакистаном стала и арабская страна Ирак. Однако после июльской революции 1958 г., приведшей к падению реакционного режима Нури Саида, Ирак вышел из Багдадского пакта.

Мощным ударом по позициям империализма на Ближнем Востоке явилась революция 23 июля 1952 г. в Египте. Вставшее у власти правительство Гамаля Абдель Насера добилось прекращения английской оккупации страны и ликвидации в долине Нила всех английских военных баз. Внутри страны оно провело ряд социально-экономических реформ, подорвавших позиции феодализма и крупной буржуазии, взяло курс на индустриализацию Египта. Провозгласив основным принципом египетской внешней политики "позитивный нейтралитет", правительство Насера решительно отклонило попытки США втянуть Египет в Багдадский пакт. Насер первым среди политических деятелей развивающихся стран оценил те возможности, которые открыла перед ними мировая социалистическая система. Он выступил за установление и развитие тесного политического, торгово-экономического и иного сотрудничества с Советским Союзом.

Режим Насера стал главной мишенью империализма на Ближнем Востоке. В столицах западных держав, в том числе в Вашингтоне, с устранением этого режима открыто связывали надежды на сохранение неоколониалистского господства как в Египте, так и во всем арабском мире. Именно эти цели преследовала развязанная Англией, Францией и Израилем в октябре 1956 г. прямая вооруженная агрессия против Египта.

Большую роль в подготовке агрессии против Египта империализм отводил Израилю, опиравшемуся на поддержку США. Американская государственная помощь Израилю с 1946 по 1956 г. составляла 596,2 млн. долл., или 71 % суммы, полученной за этот же период всеми арабскими странами 4. Израиль установил тесные связи с НАТО.

Тройственная агрессия против Египта в 1956 г. вызвала бурю возмущения в мире. Советский Союз твердо выступил в поддержку справедливого дела египетской революции. Советское правительство сразу же потребовало, чтобы Совет Безопасности ООН принял немедленные меры к прекращению агрессии против Египта и к выводу с его территории войск интервентов. Перед лицом отказа Англии, Франции и Израиля выполнить эти требования Советское правительство заявило 5 ноября о своей решимости применением силы сокрушить агрессоров и восстановить мир на Востоке 5. Твердая позиция СССР сыграла решающую роль в прекращении тройственной агрессии. Интервенты были вынуждены покинуть территорию Египта. Опасный очаг на Ближнем Востоке был ликвидирован.

США проявляли не меньшую заинтересованность в свержении режима Насера в 1956 г., чем Англия и Франция. Принятое правительством Насера решение о национализации Суэцкого канала вызвало в США резко негативную реакцию. США, Англия и Франция выступили с совместным заявлением, в котором говорилось, что они считают Суэцкий канал "международным институтом" и что поэтому на него не может распространяться национализация 6. На первой Лондонской конференции 24 государств (16-23 августа 1956 г.) государственный секретарь США Д.Ф. Даллес выдвинул план, предусматривавший изъятие Суэцкого канала из-под управления и суверенитета Египта, создание иностранного правления Суэцкого канала и применение "эффективных санкций" в первую очередь против Египта за любое действие, имеющее целью помешать такому управлению каналом 7. На второй Лондонской конференции (19-21 сентября 1956 г.) США, Англия и Франция добивались принятия плана создания так называемой "ассоциации пользователей" Суэцким каналом для оказания давления на Египет. Решительное отклонение Египтом всех этих посягательств на его суверенитет еще более восстанавливало Вашингтон против режима Насера.

Англия и Франция, планируя вооруженную агрессию против Египта, имели все основания рассчитывать на определенную поддержку этой акции со стороны США. В беседах с британским премьер-министром А. Иденом в тот период Д. Ф. Даллес высказывался в том смысле, что США не исключают возможности "использования вооруженной силы" на Ближнем Востоке. Из этого Идеи делал вывод, что в принципе США могут принять участие в англо-французской демонстрации силы в отношении Египта и лишь в самом худшем варианте займут позицию благожелательного нейтралитета 8. На состоявшихся в сентябре 1956 г. переговорах Д. Эйзенхауэра с британским министром иностранных дел Г. Макмилланом обе стороны пришли к убеждению в необходимости "свергнуть" Насера 9.

Вашингтон наотрез отказался публично осудить агрессоров и отклонил предложение Советского Союза о совместных действиях по восстановлению и поддержанию мира на Ближнем Востоке 10. Действия США в значительной мере были продиктованы стремлением поскорее вытеснить Англию и Францию из района Ближнего Востока и утвердить там преимущественно американское влияние. Как отмечалось в Заявлении ТАСС, "главной заботой США была не защита мира и национальной независимости арабских стран, а стремление воспользоваться ослаблением Англии и Франции на Ближнем Востоке, чтобы захватить их позиции в свои руки" 11.

Знаменем нового наступления США на силы национально-освободительного движения явилась "доктрина Эйзенхауэра" провозглашенная американским президентом в его послании конгрессу от 5 января 1957 г.

Подчеркнув особое значение Ближнего Востока с точки зрения американской "глобальной" стратегии и указав на угрозу поглощения этого района "международным коммунизмом", Эйзенхауэр просил конгресс санкционировать "оказание помощи и содействия, включая использование вооруженных сил США" в деле обеспечения "территориальной целостности и политической независимости" государств которые попросят о такой помощи "против прямой вооруженной агрессии со стороны любого государства, находящегося под контролем международного коммунизма" 12. 9 марта 1957 г. конгресс США принял резолюцию, официально оформившую "доктрину Эйзенхауэра" как определенный курс политики Соединенных Штатов.

Впоследствии толкование доктрины было расширено путем более гибкой интерпретации понятия "вооруженная агрессия". В соответствии с заявлением Даллеса от 1 июля 1958 г. это понятие должно было распространиться и на "вооруженную революцию, инспирированную извне или получающую помощь и поддержку извне" 13. Наконец, правительство Эйзенхауэра заявило о применении доктрины к случаям не только "прямой", но и "косвенной агрессии" 14 - термин, допускавший самое широкое толкование.

"Доктрина Эйзенхауэра" открывала зеленый свет для вооруженного и иного вмешательства Соединенных Штатов во внутренние дела стран Ближнего Востока. В практическом плане она ориентировала внешнюю политику США на использование всех средств в целях поддержки реакционных режимов на Ближнем Востоке, изоляции режима Насера в арабском мире и недопущения ослабления позиции колониализма в этом районе. Тот факт, что доктрина была отвергнута всеми арабскими странами, за исключением Ливии и Ливана, не смущал правящие круги США, решившие осуществить то, чего не добились Англия и Франция, предпринявшие совместно с Израилем вооруженное нападение на Египет в 1956 г.

Советский Союз, разоблачив агрессивную, колонизаторскую сущность этой доктрины, предложил США, Англии и Франции выступить с совместной декларацией, по которой четыре державы обязались бы следовать в своей политике на Ближнем и Среднем Востоке таким основным принципам, как: сохранение мира в этом районе путем урегулирования спорных вопросов исключительно мирными средствами, с помощью переговоров; невмешательство во внутренние дела; уважение суверенитета и независимости стран этого района; отказ от всяких попыток их вовлечения в военные блоки с участием великих держав; ликвидация иностранных баз и вывод иностранных войск с их территорий; взаимный отказ от поставок оружия странам Ближнего и Среднего Востока; содействие экономическому развитию стран этого района без предъявления при этом политических, военных или иных условий, несовместимых с достоинством и суверенитетом этих стран 15.

Однако западные державы отклонили миролюбивые предложения Советского Союза. Более того, в июле 1958 г., руководствуясь "доктриной Эйзенхауэра", США вместе с Англией совершили вооруженную агрессию в Ливане и Иордании в целях подавления революции в Ираке и насаждения в арабском мире угодных им режимов.

Высадка американской морской пехоты в Бейруте и английских десантных войск в Иордании сопровождалась прямыми угрозами в адрес независимых арабских государств. Волна протеста прокатилась по всему арабскому миру. Советское правительство потребовало от США и Англии прекратить агрессию и вывести войска из Ливана и Иордании. Были сделаны серьезные предупреждения Израилю и некоторым государствам НАТО о недопустимости использования их территории и воздушного пространства для переброски войск агрессоров. В поддержку независимости и суверенитета арабских стран выступила Чрезвычайная специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, созванная по инициативе Советского Союза. В конце 1958 г. интервенты были вынуждены уйти из Ливана и Иордании. В 60-х годах в стратегии США на Ближнем Востоке резко возросла роль Израиля в связи с тем, что, как показали суэцкий и ливанский кризисы, прямые агрессивные выступления самих западных держав против арабских народов сопряжены с риском утраты позиций империализма в этом районе. В результате всякого рода помощи - поставок оружия и боеприпасов из США, Англии и ФРГ Израиль смог создать сильную армию, насчитывавшую к началу войны 1967 г. более 300 тыс. человек. Ставка на превращение Израиля в главный опорный пункт США на Ближнем Востоке нашла отражение в принятой сессией Совета НАТО в ноябре 1966 г. резолюции, требовавшей всеми арабскими странами, за исключением Ливии и Ливана, не смущал правящие круги США, решившие осуществить то, чего не добились Англия и Франция, предпринявшие совместно с Израилем вооруженное нападение на Египет в 1956 г.

Советский Союз, разоблачив агрессивную, колонизаторскую сущность этой доктрины, предложил США, Англии и Франции выступить с совместной декларацией, по которой четыре державы обязались бы следовать в своей политике на Ближнем и Среднем Востоке таким основным принципам, как: сохранение мира в этом районе путем урегулирования спорных вопросов исключительно мирными средствами, с помощью переговоров; невмешательство во внутренние дела; уважение суверенитета и независимости стран этого района; отказ от всяких попыток их вовлечения в военные блоки с участием великих держав; ликвидация иностранных баз и вывод иностранных войск с их территорий; взаимный отказ от поставок оружия странам Ближнего и Среднего Востока; содействие экономическому развитию стран этого района без предъявления при этом политических, военных или иных условий, несовместимых с достоинством и суверенитетом этих стран 15.

Однако западные державы отклонили миролюбивые предложения Советского Союза. Более того, в июле 1958 г., руководствуясь "доктриной Эйзенхауэра", США вместе с Англией совершили вооруженную агрессию в Ливане и Иордании в целях подавления революции в Ираке и насаждения в арабском мире угодных им режимов.

Высадка американской морской пехоты в Бейруте и английских десантных войск в Иордании сопровождалась прямыми угрозами в адрес независимых арабских государств. Волна протеста прокатилась по всему арабскому миру. Советское правительство потребовало от США и Англии прекратить агрессию и вывести войска из Ливана и Иордании. Были сделаны серьезные предупреждения Израилю и некоторым государствам НАТО о недопустимости использования их территории и воздушного пространства для переброски войск агрессоров. В поддержку независимости и суверенитета арабских стран выступила Чрезвычайная специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, созванная по инициативе Советского Союза. В конце 1958 г. интервенты были вынуждены уйти из Ливана и Иордании. В 60-х годах в стратегии США на Ближнем Востоке резко возросла роль Израиля в связи с тем, что, как показали суэцкий и ливанский кризисы, прямые агрессивные выступления самих западных держав против арабских народов сопряжены с риском утраты позиций империализма в этом районе. В результате всякого рода помощи - поставок оружия и боеприпасов из США, Англии и ФРГ Израиль смог создать сильную армию, насчитывавшую к началу войны 1967 г. более 300 тыс. человек. Ставка на превращение Израиля в главный опорный пункт США на Ближнем Востоке нашла отражение в принятой сессией Совета НАТО в ноябре 1966 г. резолюции, требовавшей укрепления "флангов НАТО, в частности, на Юго-Востоке, как в военном, так и в политическом отношении" 16.

Правда, в первой половине 60-х годов в стратегических планах США на Ближнем Востоке определенное место занимали попытки предотвратить цепную эррозию американских позиций в арабском мире. Они выражались не только в мерах по укреплению реакционных режимов в некоторых арабских странах, но и в заигрывании США с Египтом, Алжиром, Ираком и Сирией. Переоценка администрациями Кеннеди и Джонсона отношения США к "нейтрализму" и. в частности, к "нейтрализму" арабских стран сыграла свою роль в том, что в ряде случаев США выступали с заявлениями, прямо или косвенно осуждавшими отдельные наиболее агрессивные провокации Израиля против арабских стран.

Характерно, что в тот период американские буржуазные авторы - специалисты по проблемам Ближнего Востока нередко выступали с рекомендациями правительству не осложнять до крайности отношения США с арабскими странами. Один из таких специалистов, Ч. Креминc, в книге "Арабы и мир" приходил к выводу, что арабо-израильский конфликт "извращает каждый аспект арабо-американских отношений", и призывал строить американскую стратегию на Ближнем Востоке с учетом стремления арабских стран "к политической независимости и экономическому прогрессу" 17. Другой американский автор, У. Полк, в фундаментальном исследовании политики США на Арабском Востоке видел в урегулировании арабо-израильского конфликта основную возможность сохранения и расширения влияния США в этом районе. Он предупреждал, что новая война Израиля с арабскими странами приведет к революционизации арабского национализма и отрицательно скажется на позициях США на Ближнем Востоке 18.

Однако при всех зигзагах американской политики правительство США в целом продолжало придерживаться произраильского курса, на деле благожелательно относилось к экспансионистским устремлениям Израиля. Все это, естественно, учитывалось в Тель-Авиве в процессе подготовки к нападению на арабские страны.

За несколько дней до начала войны США прибегли к прямой демонстрации военной силы в отношении Египта. 3 июня 1967 г. американский авианосец "Интерпид" с самолетами на борту прошел через Суэцкий канал. Американский 6-й флот был приведен в боевую готовность.

Одновременно в ходе израильско-американских переговоров в Вашингтоне было достигнуто соглашение о том, что США будут стремиться обеспечить баланс в соотношении сил между Израилем и арабскими странами, что означало, что Израиль всегда должен быть сильнее всех арабских стран вместе взятых. Соглашение предусматривало также, что США не будут добиваться возвращения арабских территорий, которые Израиль может захватить в случае войны, и не будут осуждать Израиль в ООН 19.

Военные успехи, достигнутые Израилем в ходе развязанной им 6 июня 1967 г. шестидневной войны против Египта, Сирии и Иордании, были благожелательно восприняты в Вашингтоне. На организованной 7 июня встрече государственного секретаря Д. Раска с 50 сенаторами царило приподнятое настроение. По словам сенатора К. Кейса, присутствовавшего на этой встрече, Раск был "очень доволен" развитием событий на Ближнем Востоке 20.

В час суровых испытаний для арабских народов Советский Союз, все братские социалистические страны заявили о полной солидарности с их справедливой борьбой. СССР разорвал дипломатические отношения с Израилем. В критический момент было заявлено, что если Израиль не прекратит немедленно военных действий, то Советский Союз совместно с другими миролюбивыми государствами примет в отношении него санкции со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Агрессору не удалось добиться главных политических целей шестидневной войны: свержения прогрессивных режимов в Египте и Сирии. Однако он захватил Синайский п-ов, Западный берег р. Иордан и сектор Газа, Голанские высоты и восточную часть Иерусалима. В результате агрессии Израиль завершил оккупацию всей территории, предназначенной по решению Генеральной Ассамблеи ООН для арабского государства. Еще сотни тысяч арабов, гонимые бесчинствами сионистов, покинули родную землю.

В центре борьбы арабских народов с тех пор встал вопрос о ликвидации последствий израильской агрессии, что предполагает полный вывод войск Израиля с захваченных им с 1967 г. арабских земель и удовлетворение законных национальных прав арабского народа Палестины, в том числе его права на самоопределение и создание собственного независимого государства.

Характерно, что в Совете Безопасности ООН, где с самого начала обстоятельно рассматривался вопрос об израильской агрессии 1967 г., США голосовали лишь за резолюции о прекращении огня, но решительно возражали против осуждения действий Израиля и принятия решения о немедленном отводе израильских войск на позиции, занимавшиеся ими до 5 июня 1967 г., т. е. до начала агрессии. Только вследствие позиции США Совет Безопасности оказался тогда не в состоянии вынести решение о немедленном отводе израильских войск с захваченных арабских территорий.

Даже в условиях действовавшего с 8 августа 1970 г. временного прекращения огня на Ближнем Востоке продолжалась американская военная помощь Израилю. Так, в конце того же года конгресс США в рамках "доктрины Никсона" ассигновал Израилю на закупку американского вооружения 500 млн. долл. 21, а в июне 1971 г. было объявлено о решении правительства США выделить 300 млн. долл. на военную помощь Израилю в 1971/72 г. 22. В соответствии с этими решениями Израиль получил большие партии современного, в том числе наступательного, оружия (истребители-бомбардировщики "Фантом", ракеты, электронные системы и т. п.), причем некоторые из поставленных Израилю видов оружия Вашингтон отказывался предоставить даже своим партнерам по НАТО 23.

Пользуясь политической поддержкой США, Тель-Авив сразу же приступил к осуществлению широкой программы мероприятий по так называемому "освоению" арабских территорий, превращению их в свой экономический придаток, насаждению там израильского военного присутствия. Большой размах приобрела конфискация и насильственная скупка арабских земель. Началось создание израильских военизированных поселений на Западном берегу р. Иордан. 27 июня 1967 г. израильский кнессет принял ряд законов о распространении израильской юрисдикции на весь Иерусалим, западная часть которого была в одностороннем порядке провозглашена столицей Израиля еще в 1950 г. 28 июня 1967 г. был принят закон о присоединении к Израилю Восточного Иерусалима, и город был объявлен столицей Израиля.

В создавшихся условиях Советский Союз и другие социалистические страны по справедливости рассматривались в арабском мире в качестве главной и надежной опоры в борьбе за ликвидацию последствий израильской агрессии. Именно СССР твердо и последовательно отстаивал интересы арабов в Совете Безопасности, на Генеральной Ассамблеи ООН и на других международных форумах. Именно он оказал арабским государствам всю необходимую, в том числе военную, помощь, благодаря которой они не только смогли вынести тяжесть поражения 1967 г., восстановить и укрепить свой оборонный потенциал, но и дать решительный отпор агрессору в ходе октябрьской войны 1973 г., развеяв миф о непобедимости израильской армии.

Обстановку разрядки начала 70-х годов Советский Союз активно использовал для продвижения дела подлинного всеобъемлющего ближневосточного урегулирования. В результате твердой линии СССР в ходе первой советско-американской встречи на высшем уровне в мае 1972 г. США согласились на включение в совместное коммюнике положения о необходимости мирного урегулирования на Ближнем Востоке на основе резолюции 242 Совета Безопасности, значение которой состояло прежде всего в том, что требование о выводе израильских войск со всех арабских территорий, захваченных в 1967 г. выдвигалось в ней как первый необходимый принцип установления справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке 24. Во время второй советско-американской встречи на высшем уровне в июне 1973 г. была достигнута договоренность о том, что такое урегулирование "должно быть осуществлено в соответствии с интересами всех государств данного района, должно отвечать их независимости и суверенитету и учитывать должным образом законные интересы палестинского народа" 25.

Значение советско-американских договоренностей по вопросам ближневосточного урегулирования в полной мере проявилось во время октябрьских (1973 г.) событий на Ближнем Востоке. Эти договоренности в совокупности с подписанным советско-американским соглашением о предотвращении ядерной войны и другими документами, закреплявшими разрядку в советско-американских отношениях, сыграли важную роль в локализации конфликта, что открывало путь к принятию мер по политическому урегулированию в этом районе.

22 октября 1973 г. Советский Союз и США внесли в Совет Безопасности совместный проект резолюции (одобрен в качестве резолюции Совета Безопасности 338), значение которого состояло в том, что вопрос о прекращении огня непосредственно увязывался с требованием немедленно приступить к переговорам с целью достижения всеобъемлющего политического урегулирования на Ближнем Востоке. В Совете Безопасности ООН с удовлетворением было воспринято заявление представителя США Д. Скали о том, что осуществление решения Совета Безопасности должно привести не просто к "еще одной передышке между двумя войнами", а к устранению "основных причин, которые так часто и так трагически ввергали Ближний Восток в войну" 26

Внешне конструктивная позиция США в Совете Безопасности ООН отнюдь не означала отказа Вашингтона от поддержки Израиля, а тем более от попыток использовать ситуацию на Ближнем Востоке для оказания давления на арабские страны. На протяжении вооруженного конфликта США осуществляли срочные крупномасштабные поставки Израилю всех видов вооружений и военной техники. 19 октября американский президент просил конгресс санкционировать "чрезвычайную помощь для обеспечения безопасности Израиля" в размере 2,2 млрд. долл. При этом он отметил, что за первые 12 дней конфликта США послали Израилю материалов на 825 млн. долл., включая стоимость их доставки 27.

21 декабря 1973 г. в Женеве открылась мирная конференция, в которой приняли участие министры иностранных дел СССР, США, Египта, Иордании, Израиля, а также генеральный секретарь ООН К. Вальдхайм. Сопредседателями конференции стали СССР и США. Женевская мирная конференция по Ближнему Востоку знаменовала собой создание политического механизма для достижения подлинного справедливого всеобъемлющего урегулирования в этом районе путем совместных коллективных усилий всех непосредственно заинтересованных сторон.

Как показали, однако, последующие события, этот механизм не был приведен в действие, ибо, вместо того, чтобы строго выполнять свои обязательства как одного из сопредседателей конференции. Соединенные Штаты направили усилия на то, чтобы подменить кардинальное решение ближневосточной проблемы сепаратными частичными сделками в расчете вбить клин в отношения между арабскими странами и продвинуть свои корыстные империалистические интересы на Ближнем Востоке.

Достигнутые при активном посредничестве США соглашения между Египтом и Израилем о первом и втором разъединении египетских и израильских войск на Синайском п-ове (подписаны соответственно в январе 1974 и сентябре 1975 гг.) были всего лишь прелюдией курса на сепаратные сделки. Не случайно, что в них не содержалось вообще никакого упоминания о законных национальных правах палестинского народа.

В Вашингтоне с нескрываемой враждебностью относились к палестинскому национально-освободительному движению, которое постепенно превращалось во влиятельную политическую силу на Ближнем Востоке.

К концу 70-х годов многочисленные палестинские организации объединились в рамках созданной в 1964 г. Организации освобождения Палестины (ООП), которая стала политическим авангардом и руководящим ядром палестинского движения сопротивления. На конференциях глав арабских государств в Алжире (1973 г.) и Рабате (1974 г.) ООП была признана единственным законным представителем арабского народа Палестины.

Правящие круги США повели решительную борьбу против международного признания ООП. В 1974 г. они вместе с Израилем проголосовали против принятой подавляющим большинством Генеральной Ассамблеи ООН резолюции 3236, которая подтверждала неотъемлемое право палестинского народа на самоопределение, национальную независимость и суверенитет, на возвращение к своим очагам и имуществу, провозглашала, что палестинский народ является одной из главных сторон в установлении справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке, а также признавала ООП в качестве единственного законного представителя палестинского народа.

Проблема осуществления законных национальных прав арабского народа Палестины - сердцевина справедливого всеобъемлющего урегулирования на Ближнем Востоке. Всемерная поддержка или игнорирование этих прав, в особенности права на самоопределение и создание собственного государства, наряду с отношением к признанию ООП в качестве единственного законного представителя палестинцев стали показателем действительных намерений тех, кто заявляет о своей приверженности к миру на Ближнем Востоке.

Пришедшая к власти в США в январе 1977 г. администрация Картера публично провозгласила своей целью достижение всеобъемлющего ближневосточного урегулирования, что сделало возможным подписание 1 октября 1977 г. совместного советско-американского заявления по Ближнему Востоку 28, в котором подчеркивалось, что именно в рамках всеобъемлющего урегулирования должны быть решены все кардинальные вопросы ближневосточной проблемы. Это, естественно, обязывало США отказаться от политики сепаратных сделок. Последующие события, однако, показали, что администрация Картера не собиралась следовать духу и букве советско-американского заявления. На деле она твердо взяла курс на сепаратные сделки, перечеркнув основополагающие принципы, заложенные в этом документе.

Глубокие политические и социально-экономические перемены в арабском мире, укрепление независимости арабских государств и расширение их сотрудничества с Советским Союзом и другими странами социалистического содружества, продолжающийся подъем национально-освободительного движения в регионе вызывают серьезное беспокойство и тревогу американского империализма. В особенности сильно в Вашингтоне опасаются влияния прогрессивных преобразований в ряде арабских стран на основные районы добычи нефти - Саудовскую Аравию, страны Персидского залива. Введенное арабскими странами в октябре 1973 г. и действовавшее всего около полугода эмбарго на поставки нефти в США явилось весьма ощутимым ударом как по американской экономике, так и по интересам западноевропейских союзников США.

В коренном пересмотре Садатом политики Насера, в предательстве им жизненных интересов арабского народа Палестины и других арабских народов правящие круги США усмотрели для себя уникальную возможность, чтобы попытаться обратить вспять неблагоприятные для них тенденции развития обстановки на Ближнем Востоке.

В марте 1976 г. Садат предпринял одностороннюю акцию, объявив о прекращении действия Договора 1971 г. о дружбе и сотрудничестве между СССР и АРЕ. За этой акцией стояло стремление Садата в корне переориентировать политику Египта на антиарабский союз с Израилем и США и на выход Египта из общеарабского фронта противодействия израильскому агрессору 29.

В целом Садат смотрел на договор с Советским Союзом преимущественно как на разменную монету в торге с США за спиной арабов и отнюдь не намеревался выполнять зафиксированные в нем обязательства Египта. Отбрасывая договор, фактическим инициатором которого был Г. А. Насер, Садат как бы устранял последнее препятствие на пути предательства им справедливого дела арабов.

Поездка Садата в Иерусалим в ноябре 1977 г. и установление им "уз дружбы" с израильским агрессором окончательно убедили Вашингтон в "надежности" обретенного партнера. На встрече в Кэмп-Дэвиде в сентябре 1978 г. Садат и израильский премьер-министр Бегин, а также президент США в качестве свидетеля подписали ряд документов, заложивших основу антиарабского сговора 30. В марте 1979 г. в Вашингтоне заключается сепаратный египетско-израильский договор 31, который вступил в силу после его ратификации 25 апреля 1979 г.

В обмен на возвращение Синая, по истечении трехлетнего периода, да и то при сильно ограниченном египетском суверенитете над этой территорией, Садат разорвал обязательства Египта перед другими арабскими странами о совместной борьбе против израильской агрессии, заключил с Израилем сепаратный мир, фактически согласился на продолжение оккупации им Голанских высот, Западного берега р. Иордан и Восточного Иерусалима, а также на ликвидацию палестинской проблемы как таковой путем установления под видом "административной автономии" израильского колониального протектората над палестинскими землями. Не случайно, в кэмп-дэвидских и вашингтонских договоренностях ни слова не говорится о за конном праве палестинцев на самоопределение и создание собственного независимого государства. Отсутствует в них и всякое упоминание об ООП.

Тесные отношения между США и Израилем были закреплены подписанием в Вашингтоне 26 марта 1979 г. так называемого "Меморандума о согласии". В этом документе содержатся обязательства США в случае нарушения условий "договора о мире" рассмотреть на чрезвычайной основе такие меры, как усиление присутствия США в этом районе, обеспечение срочных "необходимых поставок" Израилю, а также меры по нейтрализации возможной блокады международных водных путей для судов Израиля 32. Даже официальный Каир заявил протест против этого меморандума.

Совершенно очевидно, что египетско-израильский договор фактически развязывал руки израильскому агрессору для новых военных авантюр против арабских стран и Палестинского движения сопротивления. Вместе с тем он должен был послужить целям формирования военно-политического альянса США, Израиля и Египта, призванного, в частности, компенсировать утрату американского влияния в Иране в результате революции 1979 г. в этой стране и развал агрессивного блока СЕНТО.

Заключение кэмп-дэвидских соглашений стало возможным лишь в результате полной капитуляции Садата перед Израилем и его заокеанскими покровителями. Это, однако, весьма зыбкая и ненадежная основа политики сепаратных сделок.

Борьбу арабов против политики сепаратных сделок возглавили участники Фронта стойкости и противодействия (Сирия, Алжир, Ливия, Демократический Йемен и ООП), созданного на совещаниях в Триполи (декабрь 1977 г.) и Алжире (февраль 1978 г.) в ответ на поездку Садата в Иерусалим. Страны-участницы фронта, а также Ирак сразу же разорвали дипломатические отношения с Египтом. Закрыла свое представительство в Каире и ООП.

В ноябре 1978 г. в Багдаде состоялось совещание глав правительств арабских стран, в котором приняли участие 20 арабских государств и ООП. Оно единодушно осудило кэмп-дэвидские соглашения как противоречащие решениям арабских совещаний в верхах в Алжире и Рабате, Уставу Лиги арабских государств, резолюциям ООН по палестинской проблеме и высказалось за сплочение всех патриотических сил арабского мира в борьбе против политики сепаратных сделок.

В ответ на подписание египетско-израильского сепаратного договора экстренное совещание министров иностранных дел и экономики арабских стран (Багдад, март 1979 г.) приняло целую серию решений, предусматривавших политические и экономические санкции против египетского режима. В конечном счете все арабские государства, кроме Судана, Омана и Сомали, разорвали дипломатические отношения с Египтом. Было приостановлено членство Египта в Лиге арабских государств, в организации "Исламский конгресс" и в ряде арабских организаций и федераций.

Жизнь подтвердила антиарабский характер кэмп-дэвидского сговора, его направленность против справедливого ближневосточного урегулирования.

Воспользовавшись этим сговором, Израиль резко усилил политику агрессии и экспансии. Еще в марте 1978 г. он совершил прямую агрессию против Ливана и оккупировал его южную часть. В июле 1980 г. израильский кнессет принял закон, подтвердивший аннексию Израилем восточной части Иерусалима и провозгласивший Иерусалим в качестве "вечной и неделимой столицы" Израиля. В июне 1981 г. израильская авиация осуществила пиратский налет на Багдад с целью разрушения атомного центра, который, находясь под контролем Международного агентства по атомной энергии, использовался исключительно для исследований в мирных целях. В налете, как признал госдепартамент США, принимали участие американские самолеты, поставленные Израилю.

В декабре 1981 г. израильский кнессет принял решение распространить действие израильских законов на принадлежащие Сирии Голанские высоты, оккупированные Израилем в 1967 г. Советским Союзом это решение было расценено как попытка аннексии исконно сирийской территории, как грубое нарушение Устава ООН и международного права, в частности известных резолюций Совета Безопасности ООН по проблеме ближневосточного урегулирования.

Под прикрытием Кэмп-Дэвида Тель-Авив форсирует создание на оккупированных арабских территориях, в особенности на Западном Берегу р. Иордан и в секторе Газа, десятков новых военных израильских поселений, продолжает осквернение арабских исторических религиозных и культурных ценностей, репрессии и расовую дискриминацию арабского населения, террор против палестинцев и их руководителей.

Неотъемлемой составной частью кэмп-дэвидского сговора было оформление на рубеже 80-х годов американо-израильского стратегического альянса, направленного против арабских народов. Процесс этот был ускорен с приходом к власти в США администрации Рейгана и в особенности - после убийства Садата (6 октября 1981 г.), которое вызвало в Вашингтоне серьезное беспокойство за судьбы кэмп-дэвидской политики.

Уже в ноябре 1981 г. США и Израиль подписали так называемый "Меморандум о взаимопонимании в области стратегического сотрудничества", который предусматривал создание "координационного совета" для согласования по широкому спектру военно-политической деятельности на Ближнем Востоке.

В ноябре 1983 г. в ходе переговоров в Вашингтоне между Рейганом и премьер-министром Израиля Шамиром был оформлен новый сговор, в результате которого отношения между Вашингтоном и Тель-Авивом выводились на новую ступень военно-стратегического сотрудничества и тесной политической координации. Его осуществление ведет фактически к созданию агрессивной оси США-Израиль. В январе 1984 г. приступил к работе военно-политический комитет двух стран, занимающийся такими вопросами, как объединенное планирование, проведение совместных маневров, заблаговременное размещение американского снаряжения и техники в Израиле. Практически создается штаб по руководству совместными агрессивными операциями Ближнем Востоке. Израиль превращается в склад новейшего оружия, изготовленного в США, которое будет использовано в первую очередь против его арабских соседей. Израильские порты станут 6aзами кораблей 6-го флота США.

С особой силой антиарабский характер кэмп-дэвидских соглашений проявился в ходе развязанной Израилем в июне 1982 г. и продолжающейся в настоящее время агрессии против Ливана, предпринятой с согласия и при поддержке Вашингтона. Широко признанно, что США несут прямую ответственность за вторжение израильской армии на территорию Ливана, за бесчинства агрессора на ливанской земле, включая массовые убийства мирных жителей в лагерях Сабра и Шатила.

Основные цели агрессии заключались в том, чтобы применением военной силы попытаться обескровить и в конечном счете разгромить Палестинское движение сопротивления и Национально-патриотические силы Ливана, превратить Ливан в американо-израильский протекторат и использовать его территорию в качестве плацдарма для военно-политического нажима на Сирию, являющуюся главным препятствием на пути экспансии Израиля.

В стремлении выжать из израильской агрессии максимум политических преимуществ президент США выдвинул 1 сентября 1982 г. "план Рейгана", остающийся по сей день официальным изложением подхода США к принципиальным вопросам ближневосточного урегулирования. Как и кэмп-дэвидские соглашения, этот "план" является целиком и полностью антиарабским и направлен прежде всего на то, чтобы "закрыть" палестинскую проблему. Согласно плану палестинцам предоставляется лишь "административная" автономия и отказывается в праве на создание независимого государства. Не упоминается в плане и об ООП как об участнике ближневосточного урегулирования. Эта организация голословно объявлена американским президентом "террористической".

Подобно кэмп-дэвидским соглашениям "план Рейгана" вообще не предусматривает возвращения арабских территорий, оккупированных Израилем в 1967 г. В нем обходится молчанием и вопрос о выводе израильских войск из Ливана.

В "план Рейгана" специально включен ряд положений, направленных на то, чтобы столкнуть на путь сепаратных сделок вслед за Египтом другие "умеренные" арабские страны. Это, в частности, туманное заявление о том, что США-де не поддерживают аннексии Западного Берега р. Иордан и сектора Газа и выступают за "автономию" палестинцев на этих землях с перспективой объединения их с Иорданией в рамках "ассоциации". Это также заявление о том, что США против создания в этих районах новых израильских поселений, хотя тут же отвергается ликвидация уже существующих там (к тому времени более 100) поселений, которые мыслится совместить с "автономией" палестинцев.

Попытки дипломатии США с помощью "плана Рейгана" подобрать ключи к "умеренным" арабам не дают результатов. Об этом свидетельствуют итоги совещания глав государств и правительств арабских стран в Фесе (6-9 сентября 1982 г.). Одобренные там принципы урегулирования ближневосточной проблемы (создание палестинского государства, подтверждение статуса ООП как единственного законного представителя палестинского народа, освобождение всех оккупированных Израилем в 1967 г. арабских земель, включая Восточный Иерусалим, ликвидация израильских поселений) совершенно несовместимы с "планом Рейгана". Это относится также и к тому пункту фесской программы, который предусматривает роль Совета Безопасности ООН как гаранта установления мира на Ближнем Востоке в противоположность стремлению США взять этот процесс исключительно под свой контроль.

Фесская программа в главном и основном практически совпадает с подходом Советского Союза к ближневосточной проблеме. Этот подход в концентрированном виде сформулирован в Предложениях Советского Союза по ближневосточному урегулированию, опубликованных 30 июля 1984 г. Советская программа всеобъемлющего, справедливого урегулирования в своей основе предусматривает: строгое соблюдение недопустимости захвата чужих земель путем агрессии и возвращение арабам всех оккупированных Израилем с 1967 г. территорий; обеспечение неотъемлемого права палестинского народа, единственным законным представителем которого является Организация освобождения Палестины, на самоопределение, на создании собственного независимого государства; реальное обеспечение права всех государств района на безопасное и независимое существование и развитие; прекращение состояния войны и установление мира между арабскими государствами и Израилем. В программе предлагается установление международных гарантий урегулирования с участием постоянных членов Совета Безопасности ООН.

Советский Союз предлагает созвать специальную международную конференцию по Ближнему Востоку и считает, что в ее работе наряду со всеми арабскими странами, имеющими общую границу с Израилем, и с самим Израилем на равноправной основе обзантельно должна участвовать также Организация освобождения Палестины. Это - принципиальный вопрос, поскольку ближневосточное урегулирование недостижимо без решения палестинской проблемы, а она не может быть решена без участия ООП.

Участниками конференции должны быть также СССР и США как государства, играющие, в силу сложившихся обстоятельств, важную роль в ближневосточных делах.

В работе конференции могли бы при общем согласии участвовать и некоторые другие государства Ближнего Востока и примыкающих к нему районов, способные внести положительный вклад в решение ближневосточной проблемы.

Советская программа ближневосточного урегулирования и предложения о созыве международной конференции по Ближнему Востоку вызвали широкий резонанс в мире. Позитивную оценку они получили в арабских странах, прежде всего непосредственно вовлеченных в арабо-израильский конфликт.

Следуя курсу на нагнетание напряженности, США и Израиль отклонили советские предложения, оказавшись тем самым в международно-политической изоляции.

Определенный вклад в разрешение ближневосточной проблемы могли бы внести страны Западной Европы, расположенные в непосредственной близости от опасного очага напряженности и заинтересованные в бесперебойном поступлении арабской нефти для функционирования своей экономики. К сожалению, однако, под давлением США западноевропейские страны воздерживаются от поддержки советских инициатив, хотя они получили позитивный отклик в широких общественных кругах этих стран.

Попытки империализма США заблокировать путь ко всеобъемлющему ближневосточному урегулированию встречают растущее противодействие со стороны движения неприсоединившихся стран. Организации Объединенных Наций и других международных форумов. Не будет преувеличением сказать, что борьба арабских народов в защиту своих законных прав, попранных в результате израильской агрессии, находит понимание и поддержку подавляющего большинства государств. И, если справедливость до сих пор не восстановлена, то это происходит потому, что правящие круги Израиля упорствуют в своей экспансионистской политике, а империализм США поощряет такую политику в надежде устрашить арабские народы, накинуть на них петлю неоколониализма.

Взяв курс на нагнетание международной напряженности, администрация Рейгана пытается превратить Ближний Восток и прилегающие районы в опорный плацдарм своей глобальной стратегии, что предполагает подавление там освободительных движений и насаждение неоколониалистских порядков.

В январе 1983 г. начало функционировать так называемое "центральное командование" США, зона действия которого произвольно распространена на обширный район Юго-Западной Азии, включая 19 государств (Афганистан, Пакистан, Иран, Ирак, Кувейт, Бахрейн, ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия, Оман, ЙАР, НДРЙ, Сомали, Судан, Кения, Эфиопия, Джибути, Египет и Иордания). В распоряжении командования находятся армейские военно-воздушные и военно-морские соединения численностью в 200 тыс. человек, причем костяком их являются "силы быстрого развертывания". В Вашингтоне не скрывают, что эти силы имеют своей мишенью главным образом Ближний Восток, а внутри региона - Персидский залив. В спешном порядке создается система военных баз в ряде стран региона, там заблаговременно складируется тяжелая военная техника, включая танки и артиллерию, для последующего использования "силами быстрого развертывания". В регионе систематически проводятся крупные военные маневры с отработкой тактики глобальной и локальных войн. Наличие ядерного оружия на кораблях 6-го американского флота в Средиземном море и стремление Израиля обладать таким оружием усиливают ядерную опасность для Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья.

Мощный военный кулак создается в районе Персидского залива. В Аравийском море и в Оманском заливе действует крупнейшая со времен второй мировой войны армада боевых кораблей. Расширяется крупная военная база на о-ве Диего-Гарсия; предпринимаются попытки привлечь европейских союзников к военным акциям США в Индийском океане.

Открытым вызовом арабскому миру явились вмешательство США в конфликт, возникший в марте 1979 г. между ЙАР и Демократическим Йеменом, попытки оказать давление на НДРЙ, народ которой избрал путь социалистической ориентации. Дж. Картер отдал распоряжение об отправке к берегам НДРЙ кораблей 7-го флота США во главе с авианосцем "Констеллейшн", что вызвало протесты со стороны как НДРЙ, так и ЙАР. Попытки США вмешаться в положение на юге Аравии не прекращаются и после того, как в марте 1979 г. оба йеменских государства решили урегулировать конфликт мирными средствами и нормализовать отношения между собой.

Составной частью расширяющегося военного присутствия США на Ближнем Востоке является крупный контингент американских войск (1200 человек), направленный в 1982 г. под прикрытием ширмы так называемых "многонациональных сил" на Синайский п-ов., который был возвращен Израилем Египту на условиях ограничения там его суверенитета и в качестве платы за предательство Садата. Этот контингент не просто заменяет израильскую оккупацию Синая фактической оккупацией США, но и предназначен для обеспечения планируемых карательных операций "сил быстрого развертывания" повсюду на Ближнем Востоке. Не случайно, что основой контингента является батальон 82-й авиадесантной дивизии (600 парашютистов-десантников), входящий в состав "сил быстрого развертывания". Синай на деле стал базой передового базирования и командным центром США в этом районе.

В 1982 г. после отвода из Западного Бейрута израильских войск в Ливан были направлены воинские контингенты США (1200 - 1600 человек), Великобритании, Франции и Италии, также получившие название "многонациональных сил". Действия американского контингента, находившегося в непосредственном соприкосновении с израильскими войсками, обеспечивала группа кораблей 6-го флота ВМС США, базировавшаяся на морском рейде Бейрута.

Пентагон совершил варварские преступления на земле Ливана. Президент Рейган санкционировал нанесение ударов силами палубной авиации и корабельной артиллерии флота США по позициям национально-патриотических сил Ливана и сирийских войск, входящих в состав межарабских сил по поддержанию мира в этом государстве. На ливанский народ была обрушена огневая мощь самой крупной империалистической державы. Под дулами американских орудий Ливану было навязано 17 мая 1983 г. кабальное ливано-израильское соглашение, превращавшее Ливан в фактический американо-израильский протекторат.

В результате отпора патриотических сил арабского мира очередная военная авантюра США потерпела провал. В феврале-марте 1984 г. "многонациональные силы" были выведены из Ливана, а ливано-израильское соглашение было аннулировано. Однако до сих пор Израиль не оставляет попыток закрепиться на юге Ливана. Целям закрепления на долговременной основе военно-политических позиций США в регионе призвана служить и выдвинутая Рейганом концепция так называемого "стратегического консенсуса", суть которой состоит в попытке дополнить американо-израильский союз партнерством с умеренным крылом арабского мира, куда в Вашингтоне относят Египет, Саудовскую Аравию, Оман, Марокко, Тунис, Иорданию и ряд других стран. Тот факт, что большинство арабских государств сразу же отвергло эту концепцию, не обескуражил Вашингтон. Там все еще лелеют надежду, что размахивание жупелом советской угрозы побудит хотя бы некоторые страны подключиться к "консенсусу".

Концепция "стратегического консенсуса" не исключает, а предполагает продолжение курса США на разжигание вражды между народами, использование излюбленного метода империализма "разделяй и властвуй". Империализм и колониализм способствовали возникновению и обострению многих конфликтов на Ближнем и Среднем Востоке. Это, в частности, относится и к конфликту между Ираком и Ираном, который со всех точек зрения выгоден лишь империализму.

Разговоры о "консенсусе", о необходимости "сбалансированной) американской политики на Ближнем Востоке в Вашингтоне считают полезными и потому, что они до некоторой степени отвлекают внимание от продолжающегося курса на форсированное укрепление Израиля как главной опоры империализма и неоколониализма в этом районе. Как следствие заключенных соглашений о стратегическом сотрудничестве продолжает возрастать американская помощь Израилю. В 1985 финансовом году она составила 2,6 млрд. долл., из которых 1,4 млрд. долл. пошло на военные цели. В отличие от прошлых лет эта помощь предоставляется не в форме займов, а в виде субсидий.

"Израиль, - заявил Рейган в интервью газете ,,Вельт ам зонтаг" 2 февраля 1982 г., - это стратегическое сокровище. После свержения шаха (Ирана. - А. Б.) Израиль остается единственным надежным союзником США на Ближнем Востоке".

Поощрение экспансионистских амбиций Израиля целиком укладывается в рамки глобального подхода США к Ближнему Востоку как объявленной сфере своих "жизненных интересов" и плацдарму в антисоветской стратегии. Там же, где, но мнению Вашингтона, Израилю не под силу или по каким-то причинам не с руки выполнять роль главного орудия в борьбе против арабских патриотических сил, в ход пускаются средства шантажа и угроз непосредственно из американского арсенала, а то и прямое вооруженное вмешательство США.

После убийства Садата Вашингтон прибег к угрозе вооруженного вмешательства в дела Египта, чтобы удержать эту страну под американским контролем. Именно так повсеместно было расценено направление к берегам Египта военных кораблей США, приведение в состояние повышенной боеготовности частей морской пехоты, находящихся в районе Средиземного моря, а также расположенных на территории США "сил быстрого развертывания".

Попытки прямого вмешательства в дела Египта, угрозы в адрес Сирии и Ливана, поддержка агрессии Израиля в Ливане - это лишь немногие примеры активизации американской военной машины в районе Средиземного моря. В этом районе сконцентрировано большое количество американских "средств передового базирования" - подводных лодок-ракетоносцев, самолетов-носителей ядерного оружия, размещенных на борту авианосцев и на базах ряда стран. Особое беспокойство арабских народов вызывает установка американских ядерных крылатых ракет на Сицилии.

Политике нагнетания напряженности в районе Ближнего Востока и Средиземноморья Советский Союз противопоставляет линию на обеспечение прочного мира и безопасности, уважение суверенных прав народов. В этом плане большое значение имеют предложения СССР, направленные на превращение Средиземноморья из района военно-политических конфронтаций в зону устойчивого мира и сотрудничества. Эти предложения, выдвинутые еще в июне 1981 г., предусматривают достижение международных соглашений по таким вопросам, как распространение на район Средиземного моря мер доверия в военной области, согласованное сокращение в этом районе вооруженных сил, вывод оттуда кораблей-носителей ядерного оружия, отказ от размещения ядерного оружия на территории средиземноморских неядерных стран, принятие ядерными державами обязательства не применять ядерного оружия против любой средиземноморской страны, не допускающей размещения у себя такого оружия.

В 1986 г. в связи с острым кризисом, вызванным разбойничьим нападением США на Ливию, Советский Союз предложил вывести из Средиземного моря флоты СССР и США. Он также выдвинул идею созыва представительного совещания, аналогичного общеевропейскому, чтобы рассмотреть весь комплекс вопросов упрочения мира в этом регионе.

Широкую поддержку арабских народов, как и всей прогрессивной мировой общественности, получили советские предложения об обеспечении мира и безопасности в районе Персидского залива.

Советский Союз предложил США, другим западным державам, Китаю, Японии, всем государствам, которые проявят к этому интерес, договориться о следующих взаимных обязательствах:

- не создавать иностранных военных баз в районе Персидского залива и на прилегающих островах; не размещать там ядерного или какого-либо другого оружия массового уничтожения;

- не применять и не угрожать применением силы против стран района Персидского залива, не вмешиваться в их внутренние дела;

- уважать статус неприсоединения, избранный государствами района Персидского залива; не вовлекать их в военные группировки с участием ядерных держав; - уважать суверенное право государств этого района на их природные ресурсы;

- не создавать каких-либо препятствий или угроз нормальному торговому обмену и использованию морских коммуникаций, связывающих государства этого района с другими странами мира 33.

Советский Союз убежден, что такого рода договоренность, полноправными участниками которой, естественно, стали бы и сами государства данного района, отвечала бы их кровным интересам, явилась бы надежным залогом обеспечения их суверенных прав и безопасности.

Предложения Советского Союза развеивают миф о некоей советской угрозе нефтяным богатствам Ближнего и Среднего Востока. В отличие от США Советский Союз никогда не претендовал на чужие нефтяные богатства, тем более что он полностью обеспечивает свои потребности в нефти за счет собственных источников. Глубоко чужды Советскому Союзу экспансионистские устремления "к теплым морям", которые то и дело приписываются ему американскими "советологами" 34.

В последние годы происходит массированное вторжение американской военщины в район Персидского залива. Еще в августе 1977 г. в президентской директиве № 18 были даны указания о создании специальных военных сил США для отправки в районы, подобные Персидскому заливу, для охраны деятельности американских монополий. В начале 1979 г., когда в Иране развертывалась антимонархическая революция, в Индийский океан и Персидский залив были переброшены из Тихого океана авианосцы и десантные суда. Весной 1980 г. администрация Картера уже заявляла о том, что оставляет за собой право использования тактического ядерного оружия в Персидском заливе.

Долгое время Вашингтон пытался обосновать усиление военного присутствия США в Персидском заливе необходимостью освободить американских заложников в Иране. Однако заложники были освобождены, а американское военное присутствие продолжает наращиваться еще более высокими темпами.

Развитие событий на Ближнем Востоке убедительно подтверждает, что США и Израиль несут всю ответственность за взрывоопасную ситуацию в этом районе.

Вашингтон отклонил и продолжает отклонять все советские инициативы, предложения других миролюбивых стран, направленные на достижение всеобъемлющего ближневосточного урегулирования, нормализацию обстановки в Ливане, обеспечение мира и безопасности в Персидском заливе. США не только поощряют и поддерживают агрессию Израиля, но и сами нередко прибегают к прямой вооруженной интервенции против арабских стран, к оказанию на них военного давления. В Совете Безопасности ООН Вашингтон систематически прибегает к вето, блокируя принятие им санкций против Израиля, вынесение решений о безотлагательном выводе израильских войск со всех захваченных им с 1967 г. арабских территорий, а также решений в защиту независимости и территориальной целостности Ливана, по обеспечению законного права палестинского народа на создание собственного независимого государства.

На Ближнем Востоке американская политика "с позиции силы" в последнее время потерпела ряд крупных поражений. США были вынуждены вывести свои интервенционистские войска из Ливана, было аннулировано навязанное этой стране кабальное соглашение с Израилем, серьезно подорванной оказалась произвольно взятая на себя Вашингтоном роль "честного посредника" в ближневосточных делах. Решение Тель-Авива о выводе израильских войск из Ливана, какими бы оговорками оно не обставлялось, по существу означает признание краха израильской авантюры в Ливане, осуществлявшейся в тесной координации с США.

Вместе с тем ни Израиль, ни США не собираются отказываться от своих экспансионистских замыслов на Ближнем Востоке. Наряду с методом прямого силового давления теперь они все чаще прибегают к политике "разделяй и властвуй", пускают в ход подачки и посулы "помощи", еще активнее и изощреннее используют затасканный миф о "советской угрозе", ведут настоящую психологическую войну против Сирии, Демократического Йемена и других прогрессивных арабских стран.

Выявившиеся в последнее время трудности в Палестинском движении сопротивления, глубокие различия в политической ориентации арабских государств и, в частности, наличие среди них все еще идущих в фарватере политики западных держав, борьба между отдельными арабскими государствами за влияние в регионе - все эти факторы активно используются империализмом США в целях ослабления освободительных, патриотических сил арабского мира.

Совершенно очевидно, что успех борьбы арабских народов за прочный мир и свои неотъемлемые права во многом зависит от солидарности и единства действий всех патриотических, антиимпериалистических сил арабского мира. В этом деле Советский Союз всегда оказывал и оказывает им необходимое содействие.

Арабские народы все больше понимают, что причина всех бед на Ближнем Востоке - агрессивная экспансионистская политика Израиля и тех, кто ее поощряет - Вашингтона и его ближайших союзников по НАТО, стремящихся установить в регионе неоколониалистские порядки.

Хорошо знают арабские народы и то, что оказываемая им Советским Союзом всесторонняя помощь и поддержка носят искренний бескорыстный характер, что Советский Союз никогда не вмешивается в их внутренние дела.

Высшей целью внешней политики Советского государства было, есть и остается обеспечение мира. Важное значение придается в этой связи проблеме ликвидации очагов напряженности, достижению политического урегулирования международных конфликтов на основе уважения законных прав государств и народов. Советский Союз прилагает, в частности, большие усилия к тому, чтобы добиться ликвидации опасного военного очага на Ближнем Востоке, тем более что этот район находится в непосредственной близости от рубежей стран Варшавского Договора. Эти усилия органически вписываются в ту борьбу, которую он ведет за прекращение гонки вооружений, в защиту мира и укрепление международной безопасности.

Как отмечено в Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду партии, Советский Союз решительно выступает за то, чтобы "активизировать коллективные поиски путей разблокирования конфликтных ситуаций на Ближнем и Среднем Востоке" 35. Справедливое политическое урегулирование международных кризисов и региональных конфликтов - неотъемлемая часть всеобъемлющей системы международной безопасности.

"Американский экспансионизм" Новейшее время. Москва, "Наука" 1986 г.
Академия Наук СССР, Институт Всеобщей Истории.

к оглавлению


 

При использовании материалов ссылка на сайт http://www.barichev.ru обязательна

 

Об авторе | О проекте | Документы ЦК | Публикации | Выступления | Книги | Письма | Ссылки| Архив