Об авторе

О проекте

Документы ЦК

Публикации

Выступления

Книги

письма

Ссылки

Архив

1992-1995

1996-1999

2000-2003

 

ГОД 1975

Организации Объединённых Наций - 30 лет

Оглавление

У истоков создания ООН.

ООН и поворот от "холодной войны" к разрядке международной напряженности.

Борьба против империалистической агрессии, за урегулирование международных конфликтов.

ООН и проблема разоружения.

ООН и борьба за ликвидацию колониализма и неоколониализма.

За повышение эффективности ООН.

Историческое противоборство сил социализма и империализма, прогресса и реакции охватило ныне весь мир, все основные области общественной жизни, в том числе международные отношения. Ареной этого противоборства является и Организация Объединенных Наций - самый широкий международный политический форум, в котором представлены ныне 138 государств мира.

На протяжении своего тридцатилетнего существования Организация Объединенных Наций 1 является важным центром в системе международных отношений, призванным служить поддержанию международного мира и безопасности. Этим она всецело обязана силам мира, демократии и прогресса, которые ведут неустанную борьбу за претворение в жизнь благородных целей Устава ООН, направленных на то, чтобы "избавить грядущие поколения от бедствий войны", утвердить в международных отношениях принципы равенства, суверенитета, самоопределения, содействовать экономическому и социальному развитию, основанному на равноправии всех людей, на уважении к правам и демократическим свободам человека.

ООН была создана прежде всего как всемирная организация коллективной безопасности. Устав ООН впервые в истории юридически поставил вне закона агрессивную войну, возложил на членов этой организации обязательство воздерживаться в международных отношениях от угрозы силой или ее применения, закрепил в качестве общепризнанной нормы международного права принцип мирного сосуществования государств, принадлежащих к различным общественно-политическим системам.

ООН - это не какая-то самодовлеющая сила: ее позиция и действия отражают определенное соотношение сил между государствами мира, господствующую тенденцию в международной жизни. В современных условиях, когда мировая система социализма оказывает решающее воздействие на ход мировых событий, когда великий союз социализма, международного рабочего и национально-освободительного движения ведет широкое и неослабное наступление на империализм, на силы реакции, агрессии и войны, создаются возможности для значительного повышения эффективности ООН в вопросах поддержания мира. Эти возможности подкрепляются крупными сдвигами в соотношении сил внутри самой ООН, которые отражают, хотя и не вполне адекватно, коренные изменения в соотношении сил на международной арене.

Последовательная, принципиальная борьба Советского Союза совместно с братскими социалистическими странами и всеми миролюбивыми силами за мир и международное сотрудничество, за свободу и независимость народов активно способствует выполнению поставленных перед ООН задач, препятствует попыткам империализма использовать эту международную организацию в целях, несовместимых с Уставом ООН.

В своем выступлении в Кишиневе 11 октября 1974 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев сказал: "...Социалистические государства - главная опора всеобщего мира и безопасности народов в нашу эпоху. Все, кто хочет мира и мирного сотрудничества, кто проявляет добрую волю, кто стоит на почве реализма, могут твердо рассчитывать на позитивный отклик со стороны Советского Союза. Мы и впредь будем лояльно и честно сотрудничать с другими государствами в этих вопросах. Вместе с тем мы по-прежнему будем давать решительный отпор организаторам международных провокаций и авантюр, сторонникам гонки вооружений и "холодной войны", врагам мира и международной безопасности".

Эти слова ярко характеризуют и деятельность Советского Союза в Организации Объединенных Наций. Руководствуясь Программой мира, принятой на XXIV съезде КПСС, Советский Союз стремится в полной мере использовать и возможности ООН для утверждения в международных отношениях принципов мирного сосуществования государств с различным социальным строем, для решения острых международных проблем и урегулирования кризисных ситуаций и конфликтов, для отпора любым актам агрессии и международного произвола, для поддержки движений народов за свое национальное и социальное освобождение.

Апрельский (1975 г.) Пленум ЦК КПСС отметил, что борьба, которую наша партия и государство ведут вместе с другими странами социализма, со всеми демократическими, миролюбивыми силами, привела к оздоровлению международной обстановки. Доминирующей стала тенденция разрядки напряженности. Империалистическая политика "холодной войны" терпит поражение. Вместе с тем на мировой арене продолжается острая классовая борьба и предстоит еще многое сделать, чтобы обуздать силы реакции, агрессии и войны. Определенную роль в этом призвана сыграть и Организация Объединенных Наций.

У истоков создания ООН

9 мая советский народ торжественно отметил 30-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Разгром главной ударной силы международного империализма - фашистской Германии и милитаристской Японии - стал событием всемирно-исторического значения, оказавшим глубочайшее воздействие на весь последующий ход мирового развития.

Решающий вклад Советского Союза в дело Победы показал, что социализм - самый надежный оплот мира, демократии и социального прогресса.

Возглавив борьбу за создание системы послевоенной международной безопасности, Советский Союз придавал, в частности, исключительно важное значение учреждению Организации Объединенных Наций.

Советское правительство еще в сентябре 1941 г. подчеркнуло, что в вопросах послевоенного устройства мира Советский Союз будет отстаивать право каждого государства на свою независимость и территориальную неприкосновенность, право устанавливать такой общественный строй и избирать такую форму правления, какие оно считает необходимым. Именно эти прогрессивные и демократические принципы стали основополагающими в Уставе Организации Объединенных Наций.

Известно, что первое упоминание в официальном международном документе о необходимости создания организации по поддержанию мира содержалось в Декларации правительства Советского Союза и правительства Польской Республики о дружбе и взаимной помощи, подписанной 4 декабря 1941 г. В ней указывалось, что обеспечение прочного и справедливого мира может быть достигнуто лишь новой организацией международных отношений, основанной на объединении демократических стран в прочный союз.

Коренной перелом во второй мировой войне, наступивший в результате исторических побед Советской Армии под Сталинградом и на Курской дуге, придал особую актуальность рассмотрению проблем укрепления мира и безопасности в послевоенный период.

В октябре 1943 г. на созванной в Москве по инициативе Советского Союза конференции министров иностранных дел СССР, США и Англии был сделан первый практический шаг на пути к созданию ООН. В подписанной на конференции декларации указывалось на необходимость учреждения в возможно короткий срок "всеобщей Международной Организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства - большие и малые".

Важной вехой в подготовке к созданию будущей организации международной безопасности явилась встреча руководителей трех держав антигитлеровской коалиции в Тегеране (ноябрь-декабрь 1943 г.). В ходе этой встречи состоялся предварительный обмен мнениями о целях и структуре организации и было достигнуто взаимопонимание относительно того, что главная ответственность за поддержание послевоенного мира должна быть возложена на великие державы.

Советский Союз с самого начала считал, что лучшей гарантией в деле поддержания мира в послевоенный период и предпосылкой развития мирного сотрудничества между всеми государствами мира явилось бы устранение угрозы вооруженного конфликта между великими державами, обеспечение их единодушия и согласованности усилий в вопросах поддержания мира и укрепления международной безопасности. В соответствии с этим он добивался того, чтобы фундаментом будущей организации, ее краеугольным камнем стал принцип единогласия великих держав в Совете Безопасности - главном органе ООН по поддержанию международного мира и безопасности. Соблюдение этого принципа означало бы на деле признание равноправия двух социальных систем, утверждение отношений мирного сосуществования и сотрудничества между ними. В отличие от Советского Союза, твердо отстаивавшего принцип единогласия великих держав в Совете Безопасности, позиция западных держав в этом центральном вопросе, от правильного решения которого зависела сама судьба будущей организации, была противоречивой и непоследовательной.

Не будет преувеличением сказать, что в период, непосредственно последовавший за нападением фашистской Германии на Советский Союз (июнь 1941 г.), правящие круги западных держав вообще не допускали мысли о том, что в послевоенном мире Советский Союз займет равное с ними положение великой державы. В тот период президент Ф. Рузвельт, например, считал, что к исходу войны США и Англия будут занимать фактически господствующие позиции в мире. Исходя из этого он выдвигал идею создания "международной полиции" в составе американских и английских вооруженных сил как главного средства обеспечения "мирового порядка" и гарантию "стабильности" в послевоенном мире.

Только после сокрушительного поражения фашистских армий в битве под Москвой (декабрь 1941 г.) в руководстве западных держав стало постепенно утверждаться мнение о невозможности игнорирования Советского Союза в решении коренных вопросов послевоенного устройства мира и, в частности, вопросов создания системы международной безопасности. В Вашингтоне и Лондоне стали отдавать должное возраставшему влиянию Советского Союза на международные дела и проявлять понимание того, что послевоенная система международной безопасности может быть создана только в результате взаимоприемлемой договоренности между США, Англией, Советским Союзом и другими государствами относительно ее основных целей и принципов.

На всех основных этапах выработки Устава ООН, последовавших за Тегеранской встречей: конференция в Думбартон-Оксе (август-октябрь 1944 г.), Ялтинская конференция (февраль 1945 г.), конференция в Сан-Франциско (апрель-июнь 1945 г.) - правящие круги западных держав исходили из необходимости закрепления в Уставе ООН принципа единогласия великих держав как основы создаваемой международной организации безопасности.

С одной стороны, в этом сказывалось признание правящими кругами США и Англии великого вклада, вносимого тогда Советским Союзом в дело победы антигитлеровской коалиции. И в Вашингтоне, и в Лондоне не могли не отдавать отчета в том, что единственно реальный путь к созданию подлинно международной организации по безопасности - это путь, обеспечивающий полноправное участие Советского Союза в качестве одной из великих держав в работе организации. С другой стороны, принцип единогласия великих держав обеспечивал США и Англии надежную гарантию защиты их собственных интересов в ООН.

Вопрос об отношении западных держав к принципу единогласия в Совете Безопасности во многом решался в свете той оценки, которую они давали соотношению сил, сложившемуся на международной арене к концу войны, а также их расчетов (и просчетов) в вопросах перспектив послевоенного развития. Влиятельные силы в руководстве западных держав считали, например, что Советский Союз, вынесший на себе основную тяжесть борьбы против фашизма, безнадежно отстанет в экономическом отношении. Соответственно эти силы усматривали в будущей международной организации лишь одно из многочисленных средств для осуществления своих экспансионистских планов в послевоенном мире.

Именно поэтому, соглашаясь положить в основу деятельности ООН принцип единогласия великих держав в Совете Безопасности, Вашингтон и Лондон повели дело к тому, чтобы обусловить его осуществление такими оговорками, которые давали бы им возможность в необходимых случаях действовать в обход и в нарушение этого принципа.

Острая дипломатическая борьба по вопросу о порядке голосования в Совете Безопасности при принятии им мер по поддержанию мира развернулась на конференции в Думбартон-Оксе.

Американская и английская дипломатия упорно добивалась на этой конференции включения в Устав ООН положений, содержавших двусмысленные и неясные формулировки по принципиальному вопросу деятельности будущей организации. В стремлении достичь этой цели представители США и Англии предложили такую процедуру голосования в Совете Безопасности, которая предусматривала, что государство, участвующее в споре (в том числе и великая держава - постоянный член Совета), должно было автоматически "воздерживаться" при голосовании с тем, чтобы не препятствовать "эффективным действиям" Совета. При этом речь шла о действиях Совета с использованием всего объема его полномочий, включая применение санкций.

Политическая направленность этих предложений не вызывала сомнений: западные державы явно хотели использовать будущую организацию в целях оказания давления на Советский Союз, в особенности в вопросах послевоенного урегулирования в Европе.

Однако исторические победы Советской Армии в 1944-1945 гг., приступившей к освобождению стран Восточной Европы от ига фашизма, упрочение и расширение антигитлеровской коалиции крайне затрудняли маневры западной дипломатии в вопросе о принципе единогласия великих держав в Совете Безопасности.

5 декабря 1944 г. президент Ф. Рузвельт направил И. В. Сталину послание, из которого следовало, что в позиции США по этому вопросу произошли определенные позитивные сдвиги. Рузвельт предложил компромиссную формулу, в соответствии с которой постоянный член Совета Безопасности - непосредственный участник того или иного спора мог наложить вето на любое решение Совета, связанное с применением принудительных мер (санкций), и обязывался "воздерживаться" только при принятии мер с использованием процедуры мирного урегулирования споров.

В ходе всестороннего обсуждения этой формулы на конференции руководителей СССР, США и Англии в Ялте (4-11 февраля 1945 г.) стороны пришли к соглашению относительно того, что предложения, сделанные Рузвельтом, "могут служить основой будущего сотрудничества великих и малых держав в вопросах международной безопасности". При этом были учтены сделанные в Ялте государственным секретарем США Э. Стеттиниусом и премьер-министром Англии У. Черчиллем заявления о том, что "власть международной организации" не может быть использована против интересов великих держав. В принятом впоследствии на конференции в Сан-Франциско 7 июня 1945 г. Заявлении правительств США, СССР, Англии и Китая, к которому позднее присоединилась и Франция, давались четкие и ясные разъяснения, отклоняющие неприменимость вето при мирном решении вопросов.

На конференции в Сан-Франциско (25 апреля - 26 июня 1945 г.) представители США и Англии выступили с предложениями, направленными на расширение прав Генеральной Ассамблеи ООН в ущерб соответствующим полномочиям Совета Безопасности. Лишь благодаря настойчивым усилиям СССР в Устав ООН не были включены положения, наделявшие Генеральную Ассамблею правом одобрять или не одобрять любые рекомендации по докладам Совета Безопасности, а также давать рекомендации сторонам о пересмотре тех международных договоров, которые, по мнению Ассамблеи, могли бы повредить "общему благополучию".

Дипломатия США и Англии пыталась помешать включению в Устав ООН положения о принципе равноправия и самоопределения народов. На конференции в Сан-Франциско, как указывает американский автор Р. Рассел, США согласились с соответствующим предложением СССР лишь потому, что "против этого принципа было трудно возражать".

Настойчивая борьба СССР на конференции в Думбартон-Оксе и в Сан-Франциско привела к закреплению в Уставе ООН принципа самоопределения как в общей форме (ст. 1, п. 2, ст. 55), так и в виде требования независимости для народов, не имеющих своей государственности (ст. 76).

При выработке положений Устава ООН, касающихся международного сотрудничества в экономических и социальных областях, западные державы выступили против упоминания в Уставе основных прав человека, в частности, против того, чтобы ООН взяла на себя обязательство содействовать обеспечению полной занятости населения, то есть устранению безработицы в капиталистических странах. Лишь после упорной борьбы они сняли эти возражения и в Уставе ООН по инициативе Советского Союза была зафиксирована формулировка о том, что в целях развития мирных и дружественных отношений ООН содействует повышению уровня жизни, полной занятости населения, экономическому и социальному прогрессу, международному сотрудничеству в экономической, социальной, культурной и других областях, выступает за уважение прав человека без различия расы, пола, языка, религии.

История создания ООН убедительно свидетельствует о том, что основополагающие принципы Устава были заложены в нем прежде всего благодаря последовательной и настойчивой борьбе Советского Союза за обеспечение подлинно прогрессивного и демократического характера этой организации. Именно Советскому Союзу ООН обязана тем, что в ее Уставе были зафиксированы принципы суверенитета, равноправия, независимости и территориальной неприкосновенности каждого государства, невмешательства во внутренние дела, уважения прав всех народов избирать свой общественный строй.

Характерно, что в последние годы в трудах многих видных американских ученых-специалистов по истории международных отношений (Д. Флеминга, Д. Горовица, Д. и Г. Колко, М. Паренти и др.) подчеркивается, что Советский Союз с самого начала проявлял исключительную активность в выработке Устава ООН, сочетая твердость и целеустремленность в подходе к принципиальным вопросам с гибкой тактикой в достижении компромиссных решений. Указывая, например, на законность требований СССР об обеспечении его безопасности в рамках системы ООН, Д. Флеминг пишет о конструктивном подходе Советского Союза к вопросам учреждения ООН, о его готовности идти в некоторых вопросах на уступки в стремлении преодолеть тупики на пути к созданию ООН.

Основополагающие принципы и цели, провозглашенные в Уставе ООН, естественно и в полной мере сообразуются с целями и принципами внешней политики Советского Союза. Последовательно проводя политику мира, вытекающую из самой природы нашего государства, Советский Союз выступает за то, чтобы неуклонно повышался авторитет ООН в международных делах, чтобы политический механизм ООН эффективно служил осуществлению целей и принципов Устава, укреплению международной безопасности. Советский Союз стоит за неукоснительное выполнение Устава ООН, за осуществление принципов Объединенных Наций без каких-либо исключений.

ООН и поворот от "холодной войны" к разрядке международной напряженности

В конкретных исторических условиях завершающего периода второй мировой войны подписание Устава ООН западными державами по существу явилось объективной необходимостью. Правящие круги США и Англии не могли не считаться с возросшим авторитетом СССР на международной арене, с мощным антифашистским и освободительным движением народов.

Проявляя политический реализм и государственную мудрость, президент США Ф. Рузвельт усматривал в сотрудничестве с Советским Союзом прочную гарантию такого развития международных отношений, которое исключило бы военное столкновение великих держав и тем самым предотвратило бы новую всемирную катастрофу. К концу войны Ф. Рузвельт пересмотрел свои первоначальные взгляды о западных державах как единственных "гарантах" стабильности в послевоенном мире. Он выступил в пользу установления тесных и конструктивных отношений между США и Советским Союзом, в том числе в ООН, придавая этой организации большое значение как форуму сотрудничества с Советским Союзом в вопросах поддержания международного мира.

Вместе с тем одобрение руководством США целей и принципов Устава ООН отнюдь не исключало наличия острых разногласий в американских правящих кругах по вопросам подхода к этой организации. Тот факт, что Устав ООН закреплял "право вето" не только за США, но и за Советским Союзом, что многие положения Устава явно вступали в противоречие с претензиями США на руководящую роль в мировых делах, вызывал в правящих кругах США определенную неуверенность в целесообразности участия Вашингтона в этой международной организации. Характерно, что и президент Ф. Рузвельт, умерший за несколько дней до открытия конференции в Сан-Франциско, собирался выступить на ней с речью, имея в виду при этом сделать акцент на возможность "изменений и улучшений" Устава ООН в будущем.

Новое руководство США, пришедшее к власти после смерти Ф. Рузвельта, осуществило коренной пересмотр его внешнеполитического курса прежде всего в области взаимоотношений с Советским Союзом. Опираясь на американскую атомную монополию, оно стало проводить в международных отношениях политику "с позиции силы" в расчете на устранение Советского Союза от решения вопросов послевоенного урегулирования, на подрыв его позиций как великой державы, на ослабление своих империалистических соперников и на установление американской гегемонии в мире.

Еще 23 апреля 1945 г. новый президент США Трумэн в беседе с министром иностранных дел СССР В. М. Молотовым, прибывшим в США, чтобы возглавить советскую делегацию на учредительной конференции ООН в "Сан-Франциско, в грубой форме отклонил всякую возможность сотрудничества с Советским Союзом в выполнении ялтинских соглашений, в частности, договоренности о принципе единогласия великих держав в Совете Безопасности. И это несмотря на то, что со стороны Советского Союза были сделаны ясные заверения о его готовности продолжать курс на сотрудничество с США в вопросах поддержания мира в послевоенный период.

Провозглашенная в марте 1947 г. "доктрина Трумэна" фактически означала намерение США взять на себя роль мирового жандарма. Мир был ввергнут в пучину "холодной войны", которая надолго омрачила международные отношения.

Ставка нового руководства США на "холодную войну" с Советским Союзом и нагнетание международной напряженности не одобрялась тогда многими влиятельными американскими государственными и политическими деятелями. Против перехода США к тактике грубого давления на Советский Союз в вопросах устройства будущей организации международной безопасности в той или иной форме возражали бывший вице-президент Г. Уоллес, государственный секретарь К. Хэлл и его преемник Э. Стеттиниус, члены американской делегации на конференции в Сан-Франциско Л. Пасвольский и сенатор Т. Коннэли, известный обозреватель У. Липпман и многие другие. Бывший заместитель государственного секретаря США С. Уэллес в опубликованной в 1946 г. книге "Куда мы держим путь?" подчеркивал, что непременным залогом эффективности ООН должно быть развитие дружественных отношений между Соединенными Штатами и Советским Союзом. "Успех ООН, - писал он, - зависит от способности США и Советского Союза разрешать свои разногласия и работать совместно..."

К этим здравым мыслям новое руководство США не пожелало прислушаться. В соответствии с установкой на всемерное использование американской атомной монополии для достижения гегемонистских целей США на международной арене оно выступило инициатором широкой кампании за коренную реформу ООН. "Атомная дипломатия" США угрожала только что рожденной Организации Объединенных Наций. Реакционные круги страны объявили крестовый поход против "предательства" в Сан-Франциско. Некоторые американские политические деятели уверяли, что если бы США имели атомную бомбу за несколько месяцев раньше, то Устав ООН был бы совершенно иным. "Когда мы весной 1945 года находились в Сан-Франциско, - заявлял впоследствии Дж. Ф. Даллес, - никто из нас не знал об атомной бомбе... Таким образом, Устав ООН является уставом доатомного века. В этом смысле Устав был устаревшим уже до того, как он фактически вступил в силу".

Стратегическая цель правящих кругов США, сделавших ставку на политику "с позиции силы" и на раздувание "холодной войны", состояла в том, чтобы подорвать принцип единогласия великих держав в Совете Безопасности, а со временем преобразовать ООН на принципиально иной основе. В те годы ООН всерьез представлялась им в качестве одной из основ такой системы "международной безопасности", которая обеспечила бы США господствующие позиции и доминирующую роль в послевоенных международных отношениях.

В годы "холодной войны" империалистические державы стремились активно использовать ООН в целях блокирования советских предложений о запрещении атомного оружия и всеобщем сокращении вооружений под строгим международным контролем, проведения идеологических и политических диверсий против социалистических стран и вмешательства в их внутренние дела. Высшей точкой в усилиях империализма превратить ООН в орудие борьбы против социализма явилась проведенная в вопиющее нарушение Устава ООН операция по маскировке флагом ООН американской агрессии в Корее в 1950-1953 гг.

Империалисты пытались прикрыть авторитетом ООН создание в 40-50-х годах системы агрессивных военных блоков, изобразить эти блоки в качестве региональных организаций, предусмотренных Уставом ООН. На деле создание агрессивных военных блоков подрывало систему всемирной коллективной безопасности, воплощенную в Организации Объединенных Наций, вело к расколу мира на противостоящие группировки, к обострению международной напряженности.

Военные агрессивные блоки, созданные для осуществления империалистических и колониалистских целей, построены на отрицании принципов мирного сосуществования, лежащих в основе Устава ООН. Все развитие международной обстановки за последние десятилетия показывает, что создание глобальной системы агрессивных военных союзов нанесло серьезный удар по ООН, подрывало и подрывает ее эффективность в деле поддержания мира и международной безопасности.

Политике агрессии и навязывания своей воли другим странам и народам дипломатия социализма в ООН с самого начала противопоставила политику активной защиты мира и международной безопасности, поддержки движений народов за свое национальное и социальное освобождение, решительного отпора силам агрессии и войны.

В первое десятилетие существования ООН социалистические страны вели борьбу за мир в этой организации в крайне трудных условиях, ибо США вместе с другими западными державами, по существу, были хозяевами в Генеральной Ассамблее и в ряде других важных органов ООН. В 1945 г. из 51 государства- члена ООН на Америку, Западную Европу и Британское содружество приходилось 35 государств, что уже обеспечивало квалифицированное большинство (2/3голосов), необходимое для принятия решений в Ассамблее по существенным вопросам. С другой стороны, социалистические и афро-азиатские государства не располагали даже 18 голосами (блокирующая треть), для того чтобы помешать принятию неугодных для них решений. Главным звеном "машины голосования" в Генеральной Ассамблее ООН были тогда 20 государств Латинской Америки, как правило, действовавших в ООН по указке Вашингтона.

При всем этом уже опыт первых лет деятельности ООН показал, что она не может быть полностью приспособлена к потребностям внешнеполитического курса империалистических держав: этому мешала решительная и последовательная борьба Советского Союза в защиту Устава ООН, борьба, подкрепленная возросшим международным авторитетом и могуществом образовавшейся мировой социалистической системы. Советский Союз активно использовал имевшиеся у него возможности в Совете Безопасности, вплоть до наложения вето, когда, например, афро-азиатские страны, сталкиваясь с угрозой образования в Совете прозападного большинства, обращались к СССР за поддержкой.

Советский Союз и другие социалистические страны явились инициаторами постановки в ООН актуальных проблем поддержания международного мира и разоружения.

В 40-х годах по инициативе Советского Союза Генеральная Ассамблея ООН приняла ряд важных решений, положивших начало послевоенным переговорам по вопросам разоружения. Одной из самых первых позитивных акций ООН было одобрение Генеральной Ассамблеей 24 января 1946 г. резолюции относительно необходимости "исключения из национальных вооружений атомного оружия и всех других основных видов вооружения, пригодных для массового уничтожения". Через некоторое время по предложению Советского Союза Генеральная Ассамблея ООН признала необходимость всеобщего сокращения вооружений и вооруженных сил. Голосование западных держав за принятие этих решений Генеральной Ассамблеей ООН, конечно, было позитивной, хотя и вынужденной акцией. Последующие события, однако, показали, что они не собирались выполнять эти исторические решения Генеральной Ассамблеи.

Во многом благодаря энергичным усилиям социалистической дипломатии, в том числе в ООН, были положительно разрешены вопросы о выводе иностранных войск с территорий Сирии и Ливана (1946 г.), Египта (1947 г.), мирно урегулирован индонезийский вопрос и провозглашена независимость Республики Индонезии. В Совете по опеке и других органах ООН социалистические страны с самого начала решительно выступили за предоставление независимости колониальным народам, против расовой дискриминации в Южно-Африканской Республике (ЮАР).

В 1947 г. по инициативе Советского Союза Генеральная Ассамблея одобрила резолюцию о запрещении пропаганды войны. Это - важный документ во всей истории деятельности ООН.

При активном участии СССР Генеральная Ассамблея одобрила в 1948 г. Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую демократические права и обязанности человека в политической, экономической, социальной и культурной областях. Империалистическая дипломатия помешала, однако, включению в этот документ четких положений о гарантиях записанных прав, на чем настаивал Советский Союз.

В 50-е годы Советский Союз и другие социалистические страны активно разоблачали в ООН агрессивную политику империалистических держав, боролись за прекращение развязанной ими "холодной войны", за смягчение международной напряженности. Они решительно осудили использование ООН в качестве орудия агрессии США против Корейской Народно-Демократической Республики (1950-1953 гг.), требовали немедленного прекращения тройственной агрессии против Египта (1956 г.) и американо-английской интервенции в Ливане и Иордании (1958 г.), выступили за принятие Советом Безопасности мер по пресечению агрессии против Гватемалы (1954 г.).

Дипломатия социализма внесла в ООН новые конструктивные предложения о запрещении атомного оружия и о всеобщем сокращении вооружений под строгим международным контролем. Тем не менее ООН не сумела принять в тот период ни одного важного решения, направленного на прекращение или хотя бы ограничение гонки вооружений. Больше того, с помощью "машины голосования" США навязали Генеральной Ассамблее ряд резолюций, явившихся шагом назад по сравнению с резолюциями, принятыми ею в 1946 г.

Среди решений, одобренных ООН в 50-е годы и оказавших положительное воздействие на международную атмосферу, выделяется резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 1 октября 1957 г. о мирном сосуществовании государств. В этом документе, принятом по инициативе Советского Союза, отмечалась необходимость развития мирных и добрососедских отношений "между государствами, независимо от их различий и относительного уровня и характера их политического, экономического и социального развития". В 1958 г. по предложению Чехословакии XIII сессия Генеральной Ассамблеи одобрила резолюцию о необходимости практического применения всеми государствами принципов мирного сосуществования, соблюдения Устава ООН и принятия эффективных мер для обеспечения мирных добрососедских отношений.

Важное место в деятельности ООН в 50-е годы занимали вопросы борьбы против колониализма, за национальное освобождение народов. Социалистическая дипломатия, действуя в тесном контакте с дипломатией афро-азиатских стран, выступила в поддержку требований Туниса, Марокко, Кипра и Алжира о предоставлении им независимости. В результате длительного обсуждения соответствующих вопросов в ООН были опрокинуты попытки западных держав задержать образование новых суверенных государств, и они были приняты в члены ООН.

В начале 60-х годов в ООН произошли большие изменения, отразившие, хотя и не в полной мере, коренные сдвиги в соотношении сил на мировой арене в пользу социализма. Ушло в прошлое "ядерное превосходство" США. Открытие Советским Союзом космической эры привело к огромному росту авторитета нашей страны и социалистического содружества в целом. Мировая система социализма превратилась в главный и решающий фактор современного развития общества. В результате крушения колониальной системы империализма на международной арене появились десятки молодых независимых государств, выступающих за мир и укрепление международной безопасности.

Характерной особенностью политической обстановки в ООН стало укрепление единства и сотрудничества между социалистическими странами и развивающимися государствами Азии, Африки и Латинской Америки по актуальным проблемам борьбы против империалистической политики агрессии и войны, за прочный мир, международную безопасность и разоружение.

Под воздействием всех этих факторов затрещала и развалилась американская "машина голосования" в Генеральной Ассамблее. В Совете Безопасности после увеличения в 1966 г, числа его непостоянных членов с 6 до 10 за счет представительства государств Азии и Африки также обозначились тенденции к изоляции империалистических держав. Генеральный секретарь ООН в новых условиях стал действовать в конкретных вопросах с учетом мнения всех великих держав, а также опираясь на антиимпериалистическое большинство в Генеральной Ассамблее.

60-е годы ознаменовались принятием ООН по инициативе Советского Союза и развивающихся стран ряда важных решений по общим проблемам мира, разоружения, ликвидации колониализма, по проблемам социально-экономического развития и прав человека. Историческое значение имеют резолюция Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 г. о всеобщем и полном разоружении, Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам (1960 г.), Декларация об укреплении международной безопасности (1970 г.). Необходимо также отметить Декларацию о ликвидации всех видов расовой дискриминации (1963 г.), Декларацию о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета (1965 г.), Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества государств в соответствии с Уставом ООН, Декларацию по случаю двадцать пятой годовщины ООН (1970 г.).

Коренные сдвиги в соотношении сил в мире в пользу социализма позволили навязать империализму ряд важных международных соглашений, ограничивших гонку вооружений. Возможности ООН, в частности, были широко использованы Советским Союзом для заключения Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах (1963 г.), Договора о принципах деятельности государств в космосе (1967 г.), Договора о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), Договора о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах оружия массового уничтожения (1971 г.), Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (1972 г.).

На протяжении 60-х годов Советский Союз и другие социалистические страны при поддержке развивающихся государств продолжали активно использовать трибуну и возможности ООН для разоблачения агрессивных действий империализма против свободолюбивых народов. Они решительно осудили империалистическую агрессию против Республики Конго (1960-1964 гг.), агрессивные действия Вашингтона в отношении Кубы (1960-1962 гг.), попытки империализма подорвать независимость Республики Кипр (1964 г.), агрессию США против Доминиканской Республики (1965 г.).

Суровым осуждением агрессии США во Вьетнаме явилось принятие Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств и Декларации об укреплении международной безопасности. В результате упорной борьбы социалистических и других миролюбивых стран за ликвидацию последствий израильской агрессии на Ближнем Востоке, за справедливое мирное урегулирование в этом районе Совет Безопасности одобрил 22 ноября 1967 г. резолюцию № 242, которая оказывает определенное сдерживающее влияние на агрессора и его заокеанских покровителей.

Под воздействием сил мира повысилась роль ООН как органа, призванного содействовать мирному разрешению международных конфликтов.

В период Карибского кризиса (1962 г.) ООН выступила в роли посредника, к услугам которого с взаимного согласия прибегали США, СССР, Куба. ООН в меру своих возможностей содействовала предотвращению опасности крупного столкновения между США и СССР и вместе с тем обеспечению независимости Республики Куба.

Направление войск ООН на Кипр (1964 г.) с согласия правительства Республики ослабило напряженность в районе Восточного Средиземноморья, помогло срыву планов НАТО, направленных против независимости Республики Кипр и ее территориальной целостности.

ООН способствовала также прекращению военных конфликтов между Индией и Пакистаном в 1965 и 1971 гг., хотя не все ее действия как организации по поддержанию мира отвечали задачам предотвращения вмешательства империализма в эти конфликты.

Признавая важную роль ООН, нельзя, конечно, закрывать глаза на то, что эта международная организация далеко не всегда оказывалась на высоте тех больших и благородных задач, ради осуществления которых она была создана.

В ряде случаев империалистам удавалось использовать ООН для достижения своих неблаговидных целей. Достаточно в этой связи напомнить о так называемой "операции ООН" в Конго, приведшей к устранению от власти в этой стране прогрессивного правительства во главе с П. Лумумбой.

В особенности пагубное влияние на деятельность ООН в области поддержания мира оказывала "холодная война", многие годы отравлявшая международную атмосферу. Один из ведущих американских специалистов по ООН профессор Колумбийского университета Л. Гудрич на основе изучения опыта ее деятельности в 40-50-х годах пришел, например, к выводу об "ограниченных возможностях ООН до тех пор, пока продолжается холодная война". Другой американский ученый - видный специалист по внешней политике США С. Гофман отмечал, что "холодная война обрекает эту международную организацию на импотентность". Автор обстоятельного исследования американской внешней политики С. Крэб признает, что "стратегия холодной войны против коммунистического блока... наносила ущерб престижу ООН".

В начале 70-х годов мрачные тучи "холодной войны" стали рассеиваться и горизонты международных отношений значительно посветлели. Доминирующей чертой развития обстановки в мире ныне является происходящий поворот от "холодной войны" к разрядке напряженности, от военной конфронтации к упрочению безопасности и широкому сотрудничеству государств с различным социальным строем.

Решающая заслуга в этом принадлежит Советскому Союзу, всему социалистическому содружеству, выступающему в авангарде прогрессивных и миролюбивых сил современности. Мобилизующим фактором в борьбе за разрядку послужила Программа мира, выдвинутая XXIV съездом КПСС и последовательно осуществляемая Советским Союзом на международной арене.

Разрядка международной напряженности ознаменовалась крупными позитивными изменениями на мировой арене. Главное - уменьшилась, хотя и не устранена полностью, опасность возникновения новой мировой войны. Возникла целая система договоров, соглашений и договоренностей, которые закладывают основы для мирных, конструктивных отношений между странами с различным социальным строем. В международных отношениях все более широкое применение получают принципы мирного сосуществования государств. Предпринимаются шаги по сдерживанию гонки вооружений, в том числе ракетно-ядерных.

Конструктивные изменения произошли в последние годы в отношениях между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Значение этих изменений для других стран состоит прежде всего в том, что две сильнейшие державы мира - социалистическая и капиталистическая - обязались положить в основу своих взаимоотношений принципы мирного сосуществования и проводить свою политику так, чтобы не допустить возникновения ядерной войны.

Для деятельности ООН важное значение имеет то обстоятельство, что в советско-американских документах, принятых в ходе встреч на высшем уровне в 1972- 1974 гг., подчеркивается особая ответственность, которую эти державы как постоянные члены Совета Безопасности несут за обеспечение всеобщего мира. В этих документах отмечается также, что конечной задачей своих усилий СССР и США считают решение проблемы всеобщего и полного разоружения и обеспечения эффективной системы международной безопасности в соответствии с целями и принципами ООН.

Продолжает развиваться плодотворное сотрудничество между СССР и другим постоянным членом Совета Безопасности - Францией. В ходе советско-французской встречи на высшем уровне в Рамбуйе в декабре 1974 г. обе стороны подтвердили верность целям и принципам Устава ООН и отметили "важность роли, возложенной на эту организацию в поддержании мира и международной безопасности".

В результате переговоров между советскими руководителями и премьер-министром Великобритании Г. Вильсоном в Москве в феврале 1975 г. был открыт новый этап в развитии советско-английских отношений. Достигнутые договоренности подводят под советско-английские отношения прочную базу, основанную на принципах мирного сосуществования, что зафиксировано в совместном советско-английском заявлении и в протоколе о консультациях. Стороны высказались з поддержку деятельности ООН по содействию закрепления разрядки международной напряженности, по укреплению международного мира и безопасности и заявили о своей решимости способствовать приданию разрядке необратимого характера.

Соглашения и договоренности между Советским Союзом и другими постоянными членами Совета Безопасности: США, Францией и Англией о совместных действиях во имя поддержания мира имеют принципиальное значение для деятельности ООН. Соблюдение принципа единогласия между постоянными членами Совета Безопасности - лучшая гарантия укрепления международного мира и безопасности, надежная основа защиты интересов всех миролюбивых государств и народов, борющихся за свое освобождение.

В итоге инициативной целеустремленной внешней политики Советского Союза, проводимой в тесном взаимодействии с братскими социалистическими странами, выполнена в основном одна из ключевых задач Программы мира - осуществлен коренной поворот к разрядке и миру в Европе. Развитие отношений между европейскими социалистическими и капиталистическими странами (Францией, ФРГ, Англией, Италией и др.) создало необходимые условия для плодотворной работы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, призванному содействовать созданию системы коллективной безопасности на этом континенте и его превращению в континент прочного мира и сотрудничества. Это в полной мере отвечало бы и выполнению важнейших задач ООН в области поддержания международного мира и, в частности, осуществлению Декларации об укреплении международной безопасности. В настоящее время есть все возможности для успешного завершения работы общеевропейского совещания в кратчайший срок и для проведения его третьего этапа на высшем уровне, как того требует историческая значимость этого уникального международного форума.

Позитивные перемены в Европе непосредственно сказываются на деятельности ООН, в которой теперь представлены почти все европейские государства. Отражением этих перемен явился прием в члены ООН в сентябре 1973 г. Германской Демократической Республики наряду с ФРГ. Все большее число государств Западной Европы (как нейтралистских, так и входящих в военные блоки) выступают в ООН с позиций, продиктованных заботой о закреплении разрядки международной напряженности, стремлением распространить ее на все районы мира.

Не осталась в стороне от позитивных перемен в международной жизни и Азия. Победа, одержанная патриотическими силами Южного Вьетнама в борьбе за выполнение парижского соглашения, ликвидация прогнивших марионеточных режимов в Сайгоне и Пномпене, служивших долгое время опорой империалистического присутствия в этом районе, восстановление мира в Лаосе - все это создает необходимые условия для улучшения обстановки в районе Индокитая.

Нормализовалось в основном положение и в Южной Азии. Укрепляется Республика Бангладеш, рожденная в борьбе бенгальского народа за свою независимость, борьбе, получившей активную поддержку со стороны социалистических государств, в том числе и в ООН. Полезным вкладом в улучшение обстановки на континенте являются предложения КНДР о мирном демократическом объединении Кореи.

Советский Союз стремится к тому, чтобы совместными усилиями государств были исключены войны и вооруженные конфликты на Азиатском континенте, гарантированы каждой стране и народу этого региона условия для свободного развития и национального возрождения, утвердился дух доверия и взаимопонимания в отношениях между азиатскими странами. Этими целями Советский Союз руководствовался, выдвинув идею создания системы коллективной безопасности в Азии, в основу которой были бы положены принципы мирного сосуществования и взаимовыгодного сотрудничества государств с различным социальным строем. В общих прениях на XXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1974 г.) эта идея в той или иной форме была поддержана многими азиатскими государствами.

Разрядка международной напряженности создает благоприятные условия для деятельности ООН как центра согласования усилий государств по осуществлению стоящих перед нею задач обеспечения международного мира и безопасности. Идеи мирного сосуществования и сотрудничества государств с различным социальным строем ныне все более утверждаются в ООН как определяющая тенденция в деятельности этой организации.

При новом соотношении сил в мире и в ООН все отчетливее обнаруживается невозможность использования этой международной организации как прямого орудия империалистической политики. Безвозвратно ушли времена, когда империализм добивался таких "впечатляющих успехов" в ООН, как прикрытие ее голубым флагом американской агрессии в Корее и как использование "войск ООН" для подавления сил национального освобождения в Конго.

Характерно, что, развязав широкую агрессивную войну во Вьетнаме, правящие круги США были вынуждены отказаться от самой мысли направления "войск ООН" в этот район. Огромное большинство государств - членов ООН решительно осудило американскую агрессию и требовало ее немедленного прекращения. Пропагандистские акции США в Совете Безопасности и Генеральной Ассамблеи, а также стремление Вашингтона заручиться поддержкой Генерального секретаря ООН в проведении курса на затяжку войны во Вьетнаме оказались тщетными. Одним из политических итогов вьетнамской войны было то, что она не только подтвердила полную несостоятельность расчетов в современных условиях прикрывать флагом и именем ООН крупномасштабные агрессивные действия, но и показала банкротство попыток империализма эффективно использовать ООН для оправдания политики агрессии и войны.

В условиях разрядки международной напряженности еще более укрепляется тенденция к превращению ООН в орган морально-политического давления на империализм в коренных вопросах поддержания международного мира и разоружения. Повышается роль ООН в решении крупных международных политических проблем, в урегулировании международных споров и конфликтов на основе строгого соблюдения Устава ООН.

В выступлении на XXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН глава советской делегации, член Политбюро ЦК КПСС, министр иностранных дел СССР А. А. Громыко подчеркнул: "В своем отношении к Организации Объединенных Наций Советский Союз исходит из того, что она может и должна играть важную роль в развитии и закреплении положительных процессов, характерных для современной мировой обстановки". Эта задача ООН непосредственно вытекает из положений Устава, определяющих стержневое направление деятельности ООН - всемерно содействовать сохранению и укреплению международного мира и безопасности. Закрепить разрядку, сделать ее необратимой, распространить ее на все районы земного шара - это значит в конечном счете обеспечить прочный мир во всем мире.

Борьба против империалистической агрессии, за урегулирование международных конфликтов

На современном этапе задачи борьбы за разрядку международной напряженности требуют разрешения многих больших и малых проблем, так или иначе находящихся в поле зрения Организации Объединенных Наций. Вместе с тем очевидно, что активная защита мира и укрепления международной безопасности делает необходимым сосредоточение усилий миролюбивых сил на главных направлениях, где решаются кардинальные вопросы, определяющие судьбы мира на нашей планете.

Одно из таких направлений определяется задачей ликвидации очагов военной опасности, достижения политического урегулирования международных конфликтов на основе уважения законных прав государств и народов, подвергшихся агрессии. Без справедливого разрешения этих проблем невозможно полностью нормализовать международную обстановку.

В течение многих лет продолжает сохраняться взрывоопасная обстановка на Ближнем Востоке, где международные империалистические круги пытаются обратить вспять развитие национально-освободительного движения арабских народов, подорвать прогрессивные режимы в арабских странах, обеспечить контроль империализма над нефтяными богатствами этого района, добиться укрепления там своего политического влияния.

В качестве главного тарана для разрушения экономических и социальных завоеваний арабских народов международный империализм активно использует Израиль, продолжающий оккупировать захваченные им путем агрессии территории арабских стран. "Поскольку США не решаются применить собственную военную мощь на Ближнем Востоке, нынешняя американская политика направлена на использование Израиля как поставщика военной силы для сдерживания социальной революции на Ближнем Востоке", - писал известный американский финансист и публицист Дж. Уорберг в своей книге "Противоречивые тенденции на Ближнем Востоке". За годы своего существования Израиль получил от США экономической и военной помощи на многие миллиарды долларов. Причем нарастание военной помощи в последние годы происходит ускоренными темпами.

В борьбе против израильской агрессии за справедливое мирное урегулирование на Ближнем Востоке арабские страны опираются прежде всего на активную всестороннюю поддержку со стороны Советского Союза. "Наша линия в этом вопросе ясна и последовательна от начала до конца, - говорил Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев на Всемирном конгрессе миролюбивых сил в Москве 26 октября 1973 г.- Исходя как из общих принципов социалистической внешней политики, так и из того факта, что этот район находится в непосредственной близости от нашей границы, мы заинтересованы в том, чтобы на Ближнем Востоке установился действительно прочный и справедливый мир, чтобы были обеспечены безопасность всех стран и народов этого района, их право спокойно строить свою жизнь так, как они хотят. Именно поэтому Советский Союз все время настаивал на том, чтобы арабским государствам были возвращены оккупированные Израилем земли, чтобы восторжествовала справедливость в отношении палестинского народа. Советский Союз проводил такую политику, будет проводить ее и впредь".

В ООН дипломатия социализма последовательно выступает за осуществление резолюции Совета Безопасности от 22 ноября 1967 г., в которой требование о выводе израильских войск со всех оккупированных территорий выдвигается как первый необходимый принцип установления справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке.

Советский Союз сделал все возможное, чтобы помочь арабским государствам, подвергшимся агрессии в 1967 г., и прежде всего АРЕ и Сирии, восстановить и укрепить их военно-оборонительный потенциал. Выражением крепнущей солидарности нашей страны с арабскими государствами явились Договоры о дружбе и сотрудничестве Советского Союза с АРЕ (1971 г.) и с Иракской Республикой (1973 г.). Прогрессивные режимы на Арабском Востоке окрепли, упрочилось единство между арабскими странами в борьбе за преодоление последствий израильской агрессии 1967 г.

Перед лицом становления новых реальностей на Ближнем Востоке в правящих кругах США постепенно росло понимание бесперспективности расчетов на использование политики агрессии и военного авантюризма Израиля для подрыва прогрессивных режимов в этом районе. Политика активного пособничества израильским агрессорам подвергалась все более острой критике как внутри, так и за пределами США. В ООН десятки стран Азии и Африки открыто осудили эту политику.

Затяжка политического урегулирования ближневосточного кризиса, являвшаяся прямым следствием односторонней ориентации США на Израиль, все больше вступала в противоречие с долговременными интересами американского нефтяного монополистического капитала. Настоятельная необходимость мира на Ближнем Востоке и нормализации отношений США с арабскими странами подчеркивалась обострившимся энергетическим кризисом, грозящим американской экономике.

По американским официальным данным, к 1980 г. импорт нефти будет покрывать около половины потребностей США (от 600 до 750 млн. т), причем две трети этого тоннажа должны поступать с Ближнего и Среднего Востока. От импорта арабской нефти зависит экономика западноевропейских союзников США, а также Японии, в результате чего правительства этих стран стремятся по возможности отмежеваться от поддержки произраильских аспектов политики США на Ближнем Востоке. Наконец, известно, что американские вооруженные силы удовлетворяют 50% своих потребностей за счет импортируемой нефти, а нефтепродукты для американской армии во Вьетнаме на 100% поступали из района Персидского залива.

При всем значении политических и экономических факторов локального порядка особую важность в определении курса США на Ближнем Востоке в 70-е годы приобретала заинтересованность США в недопущении такого развития в этом районе, которое могло бы привести к столкновению между великими державами, к вовлечению США в глобальный конфликт со всеми губительными для них последствиями.

Все эти факторы заставляют правящие круги США так или иначе воздерживаться от поощрения наиболее оголтелых агрессивных действий и территориальных притязаний израильских экстремистов, проявлять определенную гибкость в подходе к политическому урегулированию в этом районе.

В ходе советско-американских переговоров на высшем уровне в мае 1972 г. США согласились на включение в совместное коммюнике положения о необходимости мирного урегулирования на Ближнем Востоке на основе резолюции № 242 Совета Безопасности. В июне 1973 г. во время второй советско-американской встречи на высшем уровне была достигнута договоренность сторон о том, что мирное урегулирование на Ближнем Востоке "должно быть осуществлено в соответствии с интересами всех государств данного района, должно отвечать их независимости и суверенитету и учитывать должным образом законные интересы палестинского народа".

Значение советско-американских договоренностей по вопросам ближневосточного урегулирования в полной мере проявилось во время октябрьских (1973 г.) событий на Ближнем Востоке. Эти договоренности в совокупности с подписанным советско-американским соглашением о предотвращении ядерной войны и другими документами, закрепляющими разрядку в советско-американских отношениях, сыграли выдающуюся роль в локализации ближневосточного конфликта, что позволило приступить к конкретным мерам по политическому урегулированию в этом районе.

22 октября 1973 г. Советский Союз и США внесли в Совет Безопасности совместный проект резолюции. Этот проект, одобренный 14 голосами в качестве резолюции № 338 (представитель КНР в голосовании не участвовал), призывал все стороны, участвовавшие в боевых действиях, немедленно прекратить огонь и все военные действия с оставлением войск на занимаемых позициях; призывал заинтересованные стороны начать немедленно после прекращения огня практическое выполнение резолюции № 242 Совета Безопасности и постановлял начать одновременно с прекращением огня переговоры между заинтересованными сторонами под соответствующей эгидой, направленные на установление справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке.

В соответствии с единодушно принятой Советом Безопасности резолюцией № 340 от 25 октября 1973 г. (делегат КНР при голосовании не присутствовал) были созданы под руководством Совета Чрезвычайные вооруженные силы ООН (ЧВС) в составе государств-членов ООН за исключением постоянных членов Совета Безопасности. Перед ЧВС была поставлена задача осуществлять наблюдение за соблюдением прекращения огня и возвращением сторон на позиции, которые они занимали в момент вступления в силу немедленного прекращения огня, предписанного резолюцией Совета № 338 от 22 октября. ЧВС поручалось также делать все возможное для предотвращения возобновления военных действий.

Впервые в истории ООН в решениях и практике Совета Безопасности закреплялась отведенная ему Уставом руководящая роль во всех вопросах, касающихся создания и функционирования вооруженных сил ООН, Командование Чрезвычайными вооруженными силами, возложенное на Генерального секретаря ООП, осуществляется под руководством Совета Безопасности. С согласия Совета был назначен и командующий вооруженными силами на местах. В решениях Совета особо оговорено, что "все вопросы, которые могут повлиять на характер или постоянную эффективность функционирования вооруженных сил, будут передаваться на решение Совета Безопасности".

Совет Безопасности определил круг стран-членов ООН, принявших участие в формировании ЧВС, и официально закрепил в своем решении принцип, согласно которому для этой цели отбираются страны от каждого географического района без всякого исключения или какой-либо дискриминации. Тем самым были сняты искусственные ограничения против участия в вооруженных силах ООН социалистических и неприсоединившихся стран 2.

Направление на Ближний Восток Чрезвычайных вооруженных сил ООН призвано содействовать нормализации обстановки в этом районе, как того требуют решения Совета Безопасности. Поддержка США этой акции Совета явилась важным элементом в усилиях по созданию необходимых предпосылок для справедливого и прочного политического урегулирования на Ближнем Востоке.

В целом конструктивная позиция США в Совете Безопасности ООН отнюдь не означала отказа Вашингтона от поддержки Израиля и от попыток использовать ситуацию на Ближнем Востоке для оказания давления на арабские страны. Так, например, США выступили против принятия в отношении Израиля наиболее эффективных мер, предусматриваемых Уставом ООН: санкций Совета Безопасности на основе главы VII Устава о применении принудительных мер в отношении агрессора. Не поддержали США и предложения неприсоединившихся государств о том, чтобы Совет Безопасности обратился ко всем членам ООН с просьбой разорвать дипломатические отношения с Израилем.

На протяжении вооруженного конфликта на Ближнем Востоке США осуществляли срочные крупномасштабные поставки Израилю всех видов вооружений и военной техники. 19 октября 1973 г. американский президент просил конгресс санкционировать "чрезвычайную помощь для обеспечения безопасности Израиля" в размере 2,2 млрд. долларов. При этом он отметил, что за первые 12 дней конфликта США послали Израилю материалов на 825 млн. долл., включая стоимость их доставки.

25 октября в Вашингтоне было принято решение привести в состояние повышенной готовности вооруженные силы США в ряде районов мира, в том числе в Европе. Попыткой запугать арабские страны явилось направление 30 октября в Индийский океан крупного оперативного соединения ВМС США.

Последовательная, твердая и вместе с тем сдержанная позиция Советского Союза не позволила империализму добиться устрашения арабских народов. В разгар кризиса Советское правительство предупредило правительство Израиля о самых тяжелых последствиях, которые повлечет продолжение его агрессивных действий против Египта и Сирии. Что касается приведения вооруженных сил США в повышенную готовность, то в заявлении ТАСС от 27 октября 1973 г. говорилось: "Этот шаг США, который отнюдь не способствует разрядке международной напряженности, явно предпринят в попытке припугнуть Советский Союз. Однако его инициаторам уместно сказать, что они выбрали для указанной цели не тот адрес".

Одновременно Советское правительство поддерживало тесный контакт с правительством США, что содействовало проявлению американским руководством необходимого политического реализма и более трезвого взгляда на ход и возможные перспективы развития событий на Ближнем Востоке.

21 декабря 1973 г. во исполнение резолюции Совета Безопасности № 338 в Женеве открылась мирная конференция, главная задача которой состоит в том, чтобы разработать конкретную программу претворения в жизнь резолюции Совета от 22 ноября 1967 г. В конференции приняли участие министры иностранных дел СССР, США, АРЕ, Иордании, Израиля, а также Генеральный секретарь ООН К. Вальдхайм.

Для достижения действительно прочного политического урегулирования на Ближнем Востоке важно, чтобы конференция закрепила в международно-правовом порядке договоренности, к которым придут между собой заинтересованные стороны. С учетом пожеланий сторон Советский Союз готов вместе с соответствующими другими державами взять на себя надлежащие обязательства (в том числе в рамках Совета Безопасности ООН), которые придали бы этим договоренностям дополнительный вес.

В комплексе вопросов политического урегулирования на Ближнем Востоке одно из ключевых мест занимает палестинская проблема. Советский Союз считает, что справедливый и прочный мир на Ближнем Востоке невозможен без обеспечения законных национальных прав арабского народа Палестины, его права на самоопределение, включая собственную государственность. Поэтому Советский Союз голосовал за принятую XXIX сессией Генеральной Ассамблеи ООН резолюцию, которая подтвердила право палестинского народа на самоопределение, национальную независимость и суверенитет, признала палестинский народ "одной из главных сторон в установлении справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке", а также признала Организацию освобождения Палестины (ООП) представителем палестинского народа. За резолюцию было подано 89 голосов и только 8 делегаций проголосовали против (Израиль, США, Боливия и др.). Подавляющим большинством голосов Генеральная Ассамблея ООН вынесла также решения пригласить делегацию ООП во главе с Я. Арафатом принять участие в обсуждении на сессии вопроса о Палестине, а также предоставить ООП статус постоянного наблюдателя при ООН. Эти решения ООН являются важным вкладом в дело скорейшего мирного политического урегулирования на Ближнем Востоке.

Советский Союз рассматривает Женевскую мирную конференцию как наиболее подходящий форум, который может обеспечить разрешение ближневосточной проблемы на справедливой основе, учитывающей интересы всех заинтересованных сторон. Поэтому он выступает за безотлагательное возобновление работы Женевской мирной конференции с участием всех заинтересованных сторон, включая и представителей Организации освобождения Палестины.

К сожалению, приходится констатировать, что определенные круги на Западе хотели бы подменить работу Женевской конференции групповыми переговорами по разводу войск противников на отдельных фронтах. В качестве самой первой меры осуществленное в январе и мае 1974 г.. разъединение войск АРЕ и Израиля, а также Сирии и Израиля было полезным. Но это не решило главного вопроса: полного урегулирования.

Попытки заменить кардинальное урегулирование на Ближнем Востоке полумерами фактически направлены на то, чтобы затормозить дело установления справедливого и прочного мира в этом районе. Между тем дальнейшие проволочки на этом пути чреваты угрозой нового военного столкновения в этом взрывоопасном районе мира. "Решения ООН по Ближнему Востоку,- подчеркивал 29 января 1974 г. на митинге советско-кубинской дружбы в Гаване Л.И. Брежнев, - должны быть выполнены полностью, во всех их частях, и притом в кратчайшие сроки. Советский Союз вносил и будет вносить активный вклад в это важное дело".

В районе, непосредственно прилегающем к Ближнему Востоку, - Восточном Средиземноморье внимание ООН привлечено к событиям на Кипре. Истоки напряженности кроются здесь в непрекращающихся попытках империалистических держав использовать ими же подогреваемые разногласия между греческой и турецкой общинами киприотов в целях вмешательства во внутренние дела Республики Кипр, подрыва ее государственного суверенитета и дискредитации политики неприсоединения к военным блокам, проводимой правительством Кипра.

В 1960 г. народ Кипра в результате многолетней и упорной борьбы сбросил английское колониальное иго и добился политической независимости. Однако молодой Республике Кипр были навязаны цюрихско-лондонские соглашения, которые ограничивали ее суверенитет и, в частности, предусматривали сохранение на территории Кипра вооруженных сил Англии и двух других членов НАТО (Греции и Турции), а также английских военных баз, фактически превращенных в военные базы НАТО и используемых Соединенными Штатами в качестве мощных форпостов империализма в Восточном Средиземноморье.

С первых дней своего существования Республика Кипр провозгласила курс на неприсоединение основой своей внешней политики. Правительство Кипра установило дипломатические отношения с Советским Союзом, который с самого начала выступал, в том числе в ООН, в поддержку справедливых требований кипрского народа о ликвидации английского колониального господства и о предоставлении Кипру независимости. Правительство Кипра объявило, что неравноправные соглашения, заключенные в Цюрихе и Лондоне, утратили свою силу. Одновременно оно начало проводить эффективные мероприятия, направленные на преодоление разногласий между греческой и турецкой общинами на острове.

С самого начала стремление Кипра укрепить свою независимость и избавиться от вмешательства извне было встречено в лагере НАТО с нескрываемой враждебностью. Под предлогом восстановления порядка, нарушенного происшедшими в декабре 1963 г. столкновениями между греческой и турецкой общинами на Кипре, Англия увеличила свои войска на острове и выступила инициатором плана создания "международных войск" для Кипра, составленных из военных контингентов стран-членов НАТО.

Все это происходило в обстановке резкого обострения отношений между Грецией и Турцией, преследовавшими собственные интересы на Кипре. Турция открыто угрожала вторжением на Кипр, дабы "защитить права турецкой общины", которые якобы ущемлялись мероприятиями правительства Кипра по нормализации обстановки в стране, В Греции на эти угрозы ответили заявлениями о готовности "поддержать" греков-киприотов, а наиболее реакционные греческие круги подняли на щит идею "энозиса", т. е. присоединения Кипра к Греции.

Между тем правительство Кипра решительно отвергло все посягательства на независимость республики и заявило о недопустимости разрешения кипрской проблемы в рамках НАТО. Твердая позиция правительства Кипра подкреплялась эффективной поддержкой, которую оно получило со стороны Советского Союза.

В стремлении разрядить обстановку на острове и помешать маневрам натовской дипломатии правительство Кипра обратилось в конце января 1964 г. в ООН с просьбой направить на Кипр вооруженные силы ООН, имея в виду, что эта акция будет предпринята с санкции Совета Безопасности и что Совет будет осуществлять практическое руководство и контроль за ее осуществлением.

В принципе западные державы отнеслись к этой инициативе с явным неодобрением, расценив ее как посягательство на "особые интересы" НАТО в районе Кипра. Вместе с тем дальнейшее обострение отношений между членами НАТО - Грецией и Турцией ставило под угрозу позиции НАТО в Восточном Средиземноморье и заставляло Вашингтон и Лондон лихорадочно искать выхода из создавшегося положения. В условиях категорического отказа правительства Кипра на "решение" проблемы "в рамках НАТО" Соединенные Штаты и Англия в конце концов согласились с идеей направления па Кипр войск ООН.

На заседаниях Совета Безопасности по этому вопросу (февраль-март 1964 г.) вскрылись глубокие разногласия между США и Англией, с одной стороны, и Республикой Кипр - с другой, по вопросам о целях направления войск ООН на Кипр и о руководстве соответствующей операцией ООН.

Из выступлений представителей США и Англии в Совете Безопасности следовало, что как Вашингтон, так и Лондон делали ставку на использование войск ООН на Кипре прежде всего в целях вмешательства во внутренние дела республики. В особенности упорно они добивались того, чтобы в решении Совета о создании войск ООН содержался призыв "ко всем заинтересованным странам" выполнять цюрихско-лондонские соглашения 1960 г., отвергнутые правительством Кипра.

С другой стороны, в выступлениях министра иностранных дел Кипра в Совете Безопасности подчеркивалось, что главной задачей войск ООН должна быть "защита территориальной целостности и независимости Кипра". Эта принципиальная позиция правительства Кипра была поддержана Советским Союзом.

4 марта 1964 г. Совет Безопасности единогласно принял резолюцию, которая санкционировала направление войск ООН на Кипр. Хотя в эту резолюцию усилиями западной дипломатии был включен ряд двусмысленных положений, в целом она была направлена на то, чтобы воспрепятствовать агрессии против Республики Кипр и оградить законные права и интересы этого государства. Важно, что в преамбуле резолюции содержалась прямая ссылка на положение Устава ООН об обязательствах членов ООН воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства. Направление войск ООН на Кипр объективно содействовало разрядке напряженности в этом районе, укреплению внутриполитического положения законного правительства республики во главе с архиепископом Макариосом.

В условиях осуществления ООН своей миссии на Кипре западные державы не прекращали попыток подорвать независимость и территориальную целостность республики с тем, чтобы использовать этот остров в качестве плацдарма НАТО в стратегически важном районе Восточного Средиземноморья. Натовская агентура на острове всячески разжигала противоречия между греческими и турецкими общинами, добивалась срыва достижения соглашения на проходивших между их делегациями в присутствии представителя Генерального секретаря ООН и в соответствии с рекомендованной Советом Безопасности процедурой переговорах о мирном урегулировании и по конституционным вопросам. Особую активность при этом проявлял греческий режим, пытавшийся диктовать правительству Кипра условия окончательного завершения переговоров между общинами. Одновременно вынашивались планы "посредничества" НАТО во внутрикипрских переговорах, с тем чтобы так или иначе перевести обсуждение кипрского вопроса в сферу НАТО.

В июле 1974 г. греческая военщина, опираясь на реакционные силы внутри Кипра и при поддержке внешних империалистических кругов организовала мятеж против законного правительства Республики Кипр во главе с президентом Макариосом. Мятеж был направлен на ликвидацию существования Кипра как самостоятельного государства, проводящего политику неприсоединения.

В ходе обсуждения в Совете Безопасности положения, создавшегося на Кипре, Советский Союз твердо выступил в защиту самостоятельности кипрского государства-члена ООН, за суверенитет, независимость и территориальную целостность Республики Кипр. Советское правительство подчеркнуло необходимость принять действенные меры к тому, чтобы оградить Республику Кипр от вмешательства извне, обеспечить вывод с территории Кипра всех иностранных войск, предоставить киприотам возможность самим решать вопросы своего государства. Оно привлекло внимание к тому, что развитие событий на Кипре и вокруг него идет вразрез с процессом разрядки международной напряженности и, следовательно, затрагивает жизненные интересы всех народов.

20 июля 1974 г. Совет Безопасности принял резолюцию, в которой четко и недвусмысленно указывалось на необходимость прекращения вмешательства извне во внутренние дела республики, вывода всех иностранных войск с кипрской территории и обеспечения восстановления конституционного порядка на острове. Совет Безопасности высказался в поддержку суверенитета, независимости и территориальной целостности Кипра.

Дальнейшее развитие событий показало, что империалистические круги объявили бойкот осуществлению решения Совета Безопасности. Действуя в обход Совета, они вновь попытались урегулировать проблему Кипра в узком кругу НАТО, организовав с этой целью в Женеве переговоры между Англией, Грецией и Турцией. Провал женевских переговоров вследствие выявившихся острых разногласий между их участниками лишний раз показал несостоятельность утверждений натовской пропаганды о надежности гарантий Англии, Греции и Турции в отношении Кипра, взятых ими на себя по навязанным кипрскому народу цюрихско-лондонским соглашениям 1960 г.

В августе 1974 г. Советское правительство выдвинуло предложение о созыве в рамках ООН международной конференции с участием Кипра, Греции, Турции и всех государств-членов Совета Безопасности. К участию в конференции могут быть привлечены и другие государства, в частности, из числа неприсоединившихся. Конференция должна выработать решения, которые действительно обеспечили бы существование Кипра как независимого, суверенного и территориально-целостного государства, отвечали бы интересам киприотов-греков и киприотов-турок.

Кипрский вопрос обстоятельно рассматривался на XXIX сессии Генеральной Ассамблеи (1974 г.). В принятой единогласно резолюции подтверждается территориальная целостность, суверенитет и независимость Республики Кипр и содержится призыв к скорейшему выводу с Кипра всех иностранных вооруженных сил, прекращению иностранного военного присутствия и всякого вмешательства извне в его дела. В ходе обсуждения кипрского вопроса на сессии предложение Советского Союза о созыве в рамках ООН международной конференции по Кипру получило широкую поддержку. За ее проведение высказались президент Кипра Макариос, представители социалистических и многих неприсоединившихся государств. Обсуждение вопроса на сессии показало, что подавляющее большинство государств выступает против обанкротившейся системы трехсторонних гарантий, навязанных Кипру со стороны членов НАТО, за замену ее подлинно международными гарантиями, которые надежно обеспечат независимость, суверенитет и территориальную целостность Кипра.

В марте 1975 г. вопрос о положении на Кипре был вновь передан на рассмотрение Совета Безопасности. Совет без голосования принял резолюцию, которая, подтвердив его прежние решения, указывает на недопустимость попыток раздела Кипра или его объединения с любой другой стороной. Совет осудил односторонние сепаратистские действия турецкой общины, выразившиеся в провозглашении "федеративного турецкого государства Республики Кипр". Генеральному секретарю ООН было поручено играть важную роль в переговорах между греческой и турецкой общинами, что дает возможность Совету следить за их ходом и принимать в случае необходимости должные меры.

Обстановка на Кипре и вокруг него продолжает оставаться напряженной, и ответственность за это несет НАТО. Значительная часть острова занята иностранными войсками. Экономика страны дезорганизована. Кипрский народ испытывает тяжелые лишения. Остро стоит вопрос о судьбе более чем 200 тыс. беженцев, покинувших свои жилища в результате военных действий. Страны НАТО, а также Китай упорно сопротивляются реализации советского предложения о созыве международной конференции по Кипру в рамках ООН.

Создавшаяся ситуация требует незамедлительного выполнения в полном объеме решений ООН по Кипру Долг всех государств - способствовать этому и предпринять энергичные усилия для сохранения Кипра как самостоятельного, суверенного и территориально-целостного государства.

До последнего времени внимание ООН было постоянно привлечено к попыткам сайгонского режима и агрессивных империалистических сил США сорвать выполнение парижского соглашения и не допустить доведения до конца политического урегулирования во Вьетнаме. С трибуны ООН социалистические, многие неприсоединившиеся и другие миролюбивые государства поддерживали усилия ДРВ и ВРП РЮВ по выполнению парижского соглашения. Они решительно осуждали действия внешних империалистических сил и внутренней реакции, препятствовавших установлению прочного и справедливого мира в Индокитае.

Историческая победа патриотических сил Южного Вьетнама была воспринята в ООН с глубоким удовлетворением. Интересы мира требуют, чтобы народы Индокитая решали свои дела сами, без какого-либо вмешательства извне.

В противоречии с тенденцией к разрядке международной напряженности находится и продолжающееся пребывание иностранных (в основном американских) войск на территории Южной Кореи, незаконно использующих флаг ООН. Только из-за противодействия западных держав ООН пока что не вынесла решения о выводе этих войск из Южной Кореи, хотя это требование поддерживается большой группой социалистических и неприсоединившихся стран.

Советский Союз исходит из того, что лучшей гарантией мира была бы скорейшая ликвидация еще существующих очагов военной опасности, создание систем коллективной безопасности в Европе, Азии и других частях земного шара, а в конечном счете - всеобщая система коллективной безопасности, предусмотренная Уставом ООН.

Предложения Советского Союза, направленные на укрепление международной безопасности, урегулирование международных проблем за столом переговоров, на уменьшение военной опасности и дальнейшую разрядку международной напряженности, отвечают интересам народов, указывают реальные перспективы установления прочного мира на земле.

к оглавлению


При использовании материалов ссылка на сайт http://www.barichev.ru обязательна

 

Об авторе | О проекте | Документы ЦК | Публикации | Выступления | Книги | Письма | Ссылки| Архив