Об авторе

О проекте

Документы ЦК

Публикации

Выступления

Книги

письма

Ссылки

Архив

1992-1995

1996-1999

2000-2003

 

ГОД 1975

КТО И ПОЧЕМУ ТРЕБУЕТ ПЕРЕСМОТРА УСТАВА ООН?

Александр БАРЫШЕВ
кандидат исторических наук

24 октября исполняется 30 лет со дня вступления в силу Устава Организации Объединенных Наций.

Рожденная в результате великой победы над гитлеровским фашизмом и японским милитаризмом, ООН призвана всемерно содействовать сохранению и укреплению всеобщего мира и безопасности. Эта задача, четко сформулированная в Уставе ООН, определяет главное, стержневое направление во всей деятельности этой международной организации.

Основополагающие принципы

Устав ООН включает целый ряд прогрессивных принципов международного права и международных отношений, получивших наиболее четкое и последовательное воплощение в политике СССР и других стран социалистического содружества.

Впервые в истории Устав ООН юридически поставил вне закона агрессивную войну, возложил на членов этой организации обязательство воздерживаться в международных отношениях от угрозы силой или ее применения, закрепил в качестве общепризнанных норм международного права принципы суверенного равенства государств, свободы и самоопределения народов, мирного сосуществования государств с различным общественным строем.

Базирующийся на этих принципах, Устав ООН выдержал проверку временем. Действуя на его основе, ООН внесла значительный вклад в борьбу миролюбивых народов за обеспечение всеобщего мира и международной безопасности.

Она содействовала, например, урегулированию ряда острых международных конфликтов, достижению целого ряда соглашений об ограничении гонки вооружений, в том числе ракетно-ядерного оружия, ООН оказывает поддержку борьбе народов за скорейшую ликвидацию колониализма и расизма во всех их формах и проявлениях. Она активно способствует делу оздоровления международных экономических отношений, уважения и защиты прав и демократических свобод человека.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что фиксирование тех или иных принципов не означает еще автоматического претворения ИХ В ЖИЗНЬ. Путь к реализации этих возможностей проходит через борьбу не только противоречивых, а порой и прямо противоположных тенденций внутри самой ООН, но и главным образом через борьбу основных классовых сил на международной арене, борьбу двух основных общественных систем. И тот факт, что ООН сумела добиться определенных результатов на этом пути, несомненная заслуга стран социализма, всех прогрессивных и демократических сил.

"Пересмотреть Устав"?

На протяжении всего периода деятельности ООН на ее Устав не прекращались всякого рода нападки. Предпринимаются они и в настоящее время. Ставя вопрос о необходимости пересмотра Устава ООН, определенные силы хотели бы отвлечь внимание этой международной организации от наиболее острых и актуальных проблем современности, в первую очередь - ликвидации еще имеющихся военных очагов, закрепления и углубления происходящего ныне процесса разрядки международной напряженности, перестройки современной системы международных отношений на основе принципов мирного сосуществования.

За коренную ломку Устава ООН открыто выступает, например, маоистское руководство Китая, преследующее свои, гегемонистские цели и смыкающееся с самыми агрессивными кругами империалистической реакции в их борьбе против разрядки напряженности.

Явно узкогрупповыми или индивидуальными интересами продиктованы подобные предложения и со стороны других, в том числе и некоторых развивающихся, государств.

Характерно, однако, что наиболее ожесточенным нападкам тех, кто ратует за пересмотр Устава ООН, подвергается принцип единогласия, или, как его называют, право вето, постоянных членов Совета Безопасности - единственного органа ООН, правомочного принимать решения, обязательные для всех ее членов. Предлагается либо ликвидировать этот принцип, либо передать полномочия Совета Безопасности Генеральной Ассамблее или другим органам ООН.

В этой связи необходимо подчеркнуть, что принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности - краеугольный камень всего фундамента Организации. Он не привилегия тех или иных государств. В нем закреплено признание равноправия двух основных социальных систем, выражена особая ответственность постоянных членов Совета Безопасности за укрепление всеобщего мира, их особый долг перед человечеством, поскольку именно от этих государств прежде всего зависит обеспечение мира и международной безопасности. Последовательное соблюдение этого принципа должно помешать использованию ООН в узкогрупповых интересах и, следовательно, способствовать укреплению принципа суверенного равенства всех стран, который является одним из основополагающих принципов Устава ООН.

Показательно также, что неотъемлемым элементом атак на принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности всегда была и остается клевета на Советский Союз, ссылки на то, что именно СССР, дескать, использует больше всего этот принцип в своих собственных интересах, прибегая в тех или иных случаях к праву вето. Инициаторы подобных утверждений "забывают" при этом, что именно их попытки заставить ООН свернуть на путь, несовместимый с ее Уставом, и вызвали неоднократное применение Советским Союзом права вето. Поступая таким образом, СССР защищал и защищает интересы не только свои собственные или других стран социализма, но и сам Устав ООН, интересы нормального функционирования этой Организации, а также интересы стран и народов, борющихся против колониализма и неоколониализма.

В качестве одного из аргументов в пользу пересмотра Устава ООН иногда ссылаются и на увеличение числа членов Организации - с 51 в 1945 году до 138 в текущем году. Но разве сам этот факт не подтверждает силы и жизненности Устава ООН, поскольку, вступая в эту организацию, государства неизменно заявляют о своей приверженности основным ее целям и принципам? И разве Устав ООН не предоставляет развивающимся государствам неограниченные возможности для активного участия в работе Организации? Тем более, что еще в 1966 году, учитывая увеличение числа членов ООН, был расширен состав Совета Безопасности и Экономического Социального Совета ООН /ЭКОСОС/. Развивающиеся страны нередко играют решающую роль при принятии решений на сессиях Генеральной Ассамблеи и на сессиях ЭКОСОС, без их непосредственного участия невозможно принятие каких бы то ни было решений, противоречащих их интересам.

Некоторые сторонники пересмотра Устава ООН утверждают, что он якобы "устарел" вследствие изменений в международной обстановке за последние десятилетия. Действительно, изменения в международной обстановке произошли, и немалые. Но разве главное направление этих изменений идет не в русле осуществления высоких целей и принципов Организации?

Об этом свидетельствует прежде всего тот факт, что благодаря действиям миролюбивых сил удалось значительно отодвинуть угрозу мировой войны, хотя она пока и не устранена полностью.

И не случайно в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе руководители 35 стран заявили о своей решимости действовать в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Ссылки на Устав ООН содержатся во всех достигнутых за последние годы договорах и договоренностях, как двусторонних, так и многосторонних, закладывающих основы мирного сотрудничества государств с различным социальным строем.

СТРОГО соблюдать положение Устава

Признавая важную роль ООН в современной международной жизни, нельзя, конечно, закрывать глаза на то, что эта международная организация не всегда оказывалась на высоте тех больших и благородных задач, ради которых она была создана. Но недостатки и слабости ООН объясняются не пороками ее Устава, а тем, что агрессивные и реакционные силы нарушают Устав ООН, пытаются саботировать выполнение многих принятых ООН решений, в частности по вопросам разоружения, ликвидации еще сохраняющихся очагов военной опасности, борьбы за окончательное искоренение колониально-расистского господства.

Строгое выполнение Устава ООН всеми ее членами - непременное условие успешного функционирования этой международной организации. Только на этой основе может быть повышена ее эффективность в деле поддержания международного мира и безопасности и развития равноправного сотрудничества государств.

Как говорится в письме Правительства СССР Генеральному секретарю ООН по вопросу об Уставе ООН от 31 мая с.г., "Обязанность всех государств-членов ООН - сосредоточить усилия и внимание не на вопросах пересмотра Устава, а на том, чтобы строго и последовательно выполнять его. Именно такой курс отвечает коренным интересам народов, так как расширяет возможности ООН вносить свой вклад в закрепление разрядки, в придание ей стабильного и необратимого характера, в упрочение мира на земле".

Советский Союз, другие страны социалистического содружества полны решимости претворять в жизнь высокие цели и принципы Устава ООН, сохранять и укреплять мир на земле. Совместными усилиями социалистических государств уже немало сделано для оздоровления международного климата. Они стремятся к тому, чтобы международная разрядка во все большем объеме наполнялась конкретным материальным содержанием, чтобы она углублялась и расширялась, распространяясь на все районы мира. Эта последовательная линия социализма в решающей степени содействует повышению авторитета и роли ООН в международных делах, совершенствованию, на основе Устава, работы ее политического механизма, призванного эффективно служить целям поддержания международного мира и развития мирного сотрудничества государств.

Вестник агентства печати "Новости" - "Советская панорама" , № 189 (695) 26 сентября 1975 год

к оглавлению


При использовании материалов ссылка на сайт http://www.barichev.ru обязательна

 

Об авторе | О проекте | Документы ЦК | Публикации | Выступления | Книги | Письма | Ссылки| Архив