Об авторе

О проекте

Документы ЦК

Публикации

Выступления

Книги

письма

Ссылки

Архив

1992-1995

1996-1999

2000-2003

 

Год 1979

ЗА СПРАВЕДЛИВЫЙ И ПРОЧНЫЙ МИР НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

А. Барышев
Доктор исторических наук

Статья была подготовлена к публикации для журнала "Международная жизнь". На сайте публикуется ее верстка, направленная автору. Решением Коллегии МИД СССР статья, однако, была снята с публикации без объяснения причин.

Одной из ключевых проблем современности является задача ликвидации очагов военной опасности, достижения политического урегулирования международных конфликтов на основе уважения суверенных прав государств и народов. Как отмечал Л. И. Брежнев, "интересы мира бесспорно требуют, чтобы разрядка приобрела глобальный характер, чтобы в каждом уголке земли люди могли пользоваться плодами мира и свободно устраивать собственную жизнь" 1. Решение этой задачи настоятельно требует устранения опасного очага напряженности и конфликтов на Ближнем Востоке.

Первопричина и основной источник напряженности в этом районе, не раз перераставшей в военные пожары, кроются в непрекращающихся попытках империализма подавить освободительное движение арабских народов, лишить их возможности самим распоряжаться своими природными богатствами и навязать им неоколониалистское господство. В качестве главного орудия для достижения этих целей используется Израиль, правящие круги которого возвели экспансию и агрессию в ранг государственной политики. Без огромной финансовой и военной помощи со стороны мирового империализма и сионизма Израиль был бы не в состоянии совершить агрессию 1967 года и до сих пор удерживать захваченные им арабские земли, препятствовать арабскому народу Палестины осуществить свое законное право на создание собственного независимого государства.

В результате заключения сепаратного израильско-египетского договора обстановка на Ближнем Востоке стала еще более острой и опасной. Практически выведен из строя механизм, специально созданный в 1973 году для решения кардинальных вопросов ближневосточного урегулирования - Женевская мирная конференция. Под эгидой Вашингтона формируется создание военно-политического альянса Египта и Израиля. Используя сговор с Каиром, Израиль наращивает агрессию в Ливане, пытаясь разгромить национально-патриотические силы страны и Палестинское движение сопротивления (ПДС).

Буржуазная пропаганда упорно изображаем борьбу арабских народов против сепаратной сделки в качестве фактора, усиливающего напряженность на Ближнем Востоке и действующего против разрядки. Одновременно предпринимаются попытки бросить тень, на миролюбивую политику Советского Союза на том основании, что он решительно осудил антиарабский сговор и выступил в поддержку патриотических сил арабского мира. Продолжается фальсификация и извращение основ политики СССР на Ближнем Востоке в последние десятилетия. Но клеветнические измышления западных пропагандистских центров не могут заслонить того непреложного факта, что Советский Союз неизменно и последовательно выступает за справедливое всеобъемлющее урегулирование ближневосточного конфликта, за подлинный и прочный мир всех народов этого района планеты. *

ВЕРНЫЙ ленинским заветам, Советский Союз всегда выступал и выступает на стороне сил прогресса, демократии и национальной независимости, относится к освободившимся странам как к своим друзьям и соратникам по борьбе. "Наша партия оказывает и будет оказывать поддержку народам, которые сражаются за свою свободу,- отмечал Л. И. Брежнев на XXV съезде КПСС - Советский Союз при этом не ищет никаких выгод для себя, не охотится за концессиями, не добивается политического господства, не домогается военных баз. Мы поступаем, как велит нам наша революционная совесть, наши коммунистические убеждения" 2.

СССР с самого начала последовательно отстаивал право арабских народов на национальную независимость. Из великих держав только наша страна поддержала в конце 40-х годов требования народов Египта, Сирии и Ливана о выводе английских и французских войск с их территорий. Советский Союз решительно выступил за ликвидацию английского колониального мандата над Палестиной, за выполнение резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года, предусматривавшей создание в Палестине наряду с еврейским независимого арабского государства, а также интернациональной зоны Иерусалима.

Временем крупных конфликтов и кризисов на Ближнем Востоке, как известно, были 50-е годы. Оккупировав в ходе палестинской войны 1948-1949 годов большую часть территории, предназначенной по решению Генеральной Ассамблеи ООН для создания арабского государства, и Западный Иерусалим, Израиль готовился к новым военным авантюрам. Очаг напряженности на Ближнем Востоке приобрел еще более угрожающий характер после создания агрессивного блока НАТО, с которым Тель-Авив сразу же установил тесные связи. Багдадский пакт, созданный в 1955 году под эгидой США и Англии, внес дополнительное осложнение в обстановку в регионе. Острие этого военного союза направлялось против прогрессивного антиимпериалистического режима, утвердившегося в Египте в результате революции 23 июля 1952 года. На состоявшихся в сентябре 1956 года переговорах президента США Эйзенхауэра и министра иностранных дел Англии Макмиллана обе стороны высказали убеждение о необходимости "свергнуть Насера, и вопрос состоял лишь в том, какой путь избрать для этого" 3.

Развязанная в октябре 1956 года тройственная вооруженная агрессия против Египта окончилась провалом. Нынешний президент Египта Садат в своих публичных выступлениях не раз пытался объяснить это в основном позицией США, которые якобы выступили за прекращение агрессии. К этой версии широко прибегают и американские буржуазные фальсификаторы истории. На деле же США занимали по меньшей мере двусмысленную позицию. С одной стороны, они высказывались за прекращение военных действий, а с другой - отказывались от осуждений агрессоров и от принятия эффективных мер по пресечению агрессии. Как отмечается в мемуарах Эйзенхауэра, США отклонили предложение СССР о совместных действиях по восстановлению и поддержанию мира на Ближнем Востоке, охарактеризовав его как "немыслимое" 4.

Советский Союз в период этих событий занял решительную позицию в поддержку Египта и 5 ноября 1956 года заявил о своей решимости применением силы сокрушить агрессию и восстановить мир на Ближнем Востоке. Объединёнными усилиями Советского Союза, египетского народа и других миролюбивых сил пожар, угрожавший международному миру, был потушен.

Советский Союз был на стороне арабских народов и тогда, когда в июле 1958 года США вместе с Англией осуществили вооруженную агрессию в Ливане и Иордании и готовились развязать военные действия против Ирака, где произошла революция, свергнувшая реакционный режим Нури Саида. По инициативе Советского Союза была созвана чрезвычайная специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Она потребовала соблюдать принципы отказа от агрессии и уважения территориальной целостности и суверенитета арабских государств. Интервенты были вынуждены вывести свои войска из Ливана и Иордании.

Суэцкий и ливанский кризисы показали, что прямые агрессивные выступления самих империалистических стран против арабских народов сопряжены с риском полной утраты позиций Запада на Ближнем Востоке. В связи с этим в 60-х годах в стратегии империализма резко возросла роль Израиля, который стал все шире использоваться в качестве главного орудия для подрыва прогрессивных режимов и сдерживания революционных процессов в этом районе. Благодаря экономической и военной помощи США, Англии и других западных стран Израиль смог в короткие сроки создать сильную армию, насчитывавшую к началу июньской войны 1967 года более 300 тысяч человек.

Агрессору не удалось достигнуть основной цели - свержения прогрессивного режима президента Насера в Египте. Однако в ходе шестидневной войны он оккупировал арабские земли площадью в 60 тысяч квадратных километров, что втрое превышало территорию Израиля. В результате агрессин 350 тысяч палестинских арабов были вынуждены покинуть свои очаги и искать убежища в других странах. Общее же число беженцев, покинувших Палестину, спасаясь от репрессий сионистов, составило к июлю 1968 года более 1 миллиона 700 тысяч человек. В Совете Безопасности ООН, где обсуждался вопрос об агрессии Израиля, Советский Союз решительно встал на сторону арабских народов, потребовав осуждения агрессии и немедленного отвода израильских войск на позиции, которые занимались ими до 5 июня, то есть до начала войны. На созванной по его инициативе чрезвычайной специальной сессии Генеральной Ассамблеи (июнь-июль 1967 года) Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин изложил принципиальную позицию Советского Союза. "Верный идеалам мира, свободы и независимости народов,- заявил он,- Советский Союз предпримет со своей стороны все зависящие от него меры как в ООН, так и вне рамок этой организации, с тем чтобы добиться ликвидации последствий агрессии и содействовать налаживанию прочного мира в этом районе" 5.

Советский Союз поддержал принятие Советом Безопасности ООН резолюции 242 от 22 ноября 1967 года, значение которой состоит прежде всего в том, что в ней требование о выводе войск Израиля с оккупированных им арабских территорий в 1967 году выдвигается как первый необходимый принцип установления справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке. Такое понимание подтверждается тем, что в преамбуле резолюции Совета Безопасности указывается на "недопустимость приобретения территорий путем войны". Резолюция подчеркивала необходимость уважения и признания суверенитета, территориальной целостности и политической независимости каждого государства в данном районе, имея в виду при этом "достижение справедливого урегулирования проблемы беженцев". Понятно, что действительно справедливое урегулирование этой проблемы может быть найдено лишь путем обеспечения законных национальных прав арабского народа Палестины. Советский Союз энергично поддержал справедливые требования арабских народов в ходе советско-американских переговоров на высшем уровне в 1972-1973 годах. На первой советско-американской встрече, в мае 1972 года, США согласились на включение в совместное коммюнике положения о необходимости мирного урегулирования на Ближнем Востоке на основе резолюции 242 Совета Безопасности ООН. Во время второй встречи, в июне 1973 года, была достигнута договоренность сторон о том, что мирное урегулирование на Ближнем Востоке должно быть осуществлено в соответствии с интересами всех государств данного района, отвечать их независимости и суверенитету, учитывать законные интересы палестинского народа.

Значение советско-американских договоренностей в полной мере проявилось во время октябрьских (1973 год) событий па Ближнем Востоке. Они в совокупности с подписанным советско-американским соглашением о предотвращении ядерной войны и другими документами, закреплявшими разрядку, сыграли, важную роль в локализации ближневосточного конфликта, что открыло путь к принятию мер по политическому урегулированию в этом районе.

Опираясь на военную и политическую поддержку Советского Союза и других социалистических стран, арабские государства в ходе октябрьской войны 1973 года дали решительный отпор агрессору и полностью развеяли миф о непобедимости израильской армии. В тот период по воздуху и морем Советский Союз в срочном порядке поставил Египту и Сирии новейшие виды вооружения, необходимые для боев с агрессором. Признавая значение советской помощи, Садат в августе 1974 года говорил: "Когда началась битва, Советский Союз создал воздушный мост для снабжения нас оружием, и мы благодарны ему за это".

Арабские страны, демонстрируя свою сплоченность, единым фронтом выступили в поддержку Египта и Сирии. В военных операциях на фронте приняли участие воинские подразделения ряда арабских государств. В знак протеста против поддержки Вашингтоном агрессивной политики Израиля арабские страны наложили эмбарго на поставки нефти в Соединенные Штаты, а также значительно повысили цены на это топливо.

Твердая линия Советского Союза, преобладание в международной обстановке тенденций к разрядке в сочетании с качественно новыми факторами развития обстановки на Ближнем Востоке в решающей степени содействовали принятию Советом Безопасности ООН резолюции 338. Её особое значение состояло в том, что вопрос о прекращении огня непосредственно увязывался с требованием немедленно приступить к переговорам между заинтересованными сторонами с целью практического выполнения в полном объеме резолюции Совета Безопасности 242. Тем самым подчеркивалось, что только справедливое всеобъемлющее политическое урегулирование может быть прочной гарантией мира и безопасности на Ближнем Востоке.

Именно за достижение такого урегулирования выступил Советский Союз на Женевской мирной конференции, открывшейся под сопредседательством СССР и США в декабре 1973 года. Советская программа всеобъемлющего ближневосчного урегулирования была изложена в выступлении Л.А. Громыко на конференции 21 декабря 1973 года, в "Предложении Советского Союза об урегулировании на Ближнем Востоке и Женевской мирной конференции" от 2 октября 1976 года и в ряде других документов. Наиболее полно и детализированно она была сформулирована Л.И. Брежневым в его выступлении на XVI съезде профсоюзов СССР.

Эта программа исходит из следующих главных принципов и направлений мирного урегулирования на Ближнем Востоке:
1. В основу итогового документа (или документов) о мире на Ближнем Востоке должны быть положены принцип недопустимости приобретения территории путем войн, право всех государств этого района на независимое существование и безопасность. Должны быть обеспечены неотъемлемые права палестинского арабского народа, включая его право на самоопределение, на создание собственного государства.
2. Документы о мире должны предусматривать вывод израильских войск со всех оккупированных в 1967 году арабских территорий. Такой вывод мог бы быть осуществлен не сразу, а по этапам, в течение, например, нескольких месяцев, в строго определенные сроки. Должны быть четко определены соответствующие линии границ между Израилем и его арабскими соседями - участниками конфликта. Эти границы должны быть объявлены окончательно установленными и нерушимыми.
3. С момента завершения вывода израильских войск между арабскими государствами - участниками конфликта и Израилем прекратится состояние войны и будут установлены отношения мира. При этом все стороны возьмут на себя взаимные обязательства уважать суверенитет, территориальную целостность, неприкосновенность и политическую независимость друг друга, разрешать свои международные споры мирными средствами.
4. Итоговые документы конференции могли бы содержать и положение о свободе прохода для судов всех стран, включая Израиль (после прекращения состояния войны) по Тиранскому проливу и Акабскому заливу, а также заявление Египта о проходе судов по Суэцкому каналу, который находится целиком под египетским суверенитетом.
5. По обе стороны установленных границ могли бы быть созданы, конечно с согласия соответствующих государств, демилитаризованные зоны - без односторонних преимуществ для кого-либо. В пределах этих зон были бы размещены на какой-то определенный срок либо чрезвычайные вооруженные силы ООН, либо наблюдатели ООН.
6. Выполнение условий мирного урегулирования могло бы быть гарантировано, если того пожелают договаривающиеся стороны, Советом Безопасности ООН, а возможно, и отдельными державами, например СССР, США, Францией, Англией. Государства-гаранты могли бы иметь своих наблюдателей в контингентах ООН в соответствующих зонах.

Таким образом, Советский Союз выдвинул широкую, конструктивную и конкретно-детализированную программу всеобъемлющего ближневосточного урегулирования. Эта программа сохраняет силу и сегодня, а это доказывает полную необоснованность утверждений западной пропаганды о том, что, отказываясь поддержать политику сепаратных сделок, Советский Союз якобы занимает негативную позицию в отношении ближневосточного урегулирования.

Особо следует подчеркнуть, что Советский Союз с самого начала оказал всестороннюю, прежде всего политическую, поддержку палестинскому национально-освободительному движению. Познав горечь поражений, разброда и шатаний в своих рядах, это движение в середине 60-х годов оформилось в Организацию освобождения Палестины (ООП), которая возглавила борьбу арабского народа Палестины за свои законные права. В начале 1969 года в рамках ООП объединились все основные организации ПДС и председателем Исполкома ООП был избран Ясир Арафат. В феврале 1970 года возглавляемая им делегация ООП по приглашению Советского комитета солидарности стран Азии и Африки посетила Советский Союз. В сообщении о ее визите отмечалось, что советский народ решительно выступает на стороне арабских народов, против израильских агрессоров и их империалистических покровителей, в поддержку национально-освободительной антиимпериалистической борьбы палестинского арабского народа.

Совещания глав арабских государств в Алжире (1973 год) и Рабате (1974 год) приняли решение о признании ООП в качестве единственного законного представителя арабского народа Палестины. И когда после Рабата борьба за политическое признание национальных прав арабского народа Палестины была перенесена в ООН, Советский Союз энергично поддержал справедливое дело палестинцев. Он во многом содействовал принятию XXIX сессией Генеральной Ассамблеи резолюции 3236, в которой сформулированы основы решения палестинской проблемы. Резолюция подтверждала неотъемлемое право палестинского народа на самоопределение, национальную независимость и суверенитет, на возвращение к своим очагам и имуществу, признавала палестинский народ одной из главных сторон в установлении справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке, а ООП в качестве единственного законного представителя палестинского народа. Подавляющим большинством голосов Генеральная Ассамблея пригласила делегацию Организации освобождения Палестины принять участие в обсуждении палестинской проблемы, а также решила предоставить ООП статус наблюдателя в ООН.

В своей справедливой борьбе палестинский народ добился немалых успехов и превратился в один из ведущих отрядов арабского национально-освободительного движения. Большую роль в этом сыграло и продолжает играть укрепляющееся сотрудничество Палестинского движения сопротивления со своими естественными союзниками - Советским Союзом и другими странами социалистического содружества. Принимая в марте 1978 года делегацию ООП во главе с Я. Арафатом Л.И. Брежнев подчеркнул, что Советский Союз неизменно выступает и будет выступать на стороне справедливого дела арабского народа Палестины, который стойко ведет борьбу за свою свободу и национальную независимость. *

СОВЕТСКИЙ СОЮЗ активно выступал за обсуждение ближневосточной проблемы на Женевской мирной конференции, рассматривая её как политический механизм для достижения подлинного всеобъемлющего урегулирования в этом районе путем совместных усилий всех непосредственно заинтересованных сторон. Однако США вместо того, чтобы строго выполнять свои обязательства как одного из сопредседателей конференции, направили усилия к тому, чтобы подменить кардинальное решение ближневосточной проблемы сепаратными, частичными сделками в расчете вбить клин в отношения между арабскими странами и укрепить свои позиции на Ближнем Востоке. В результате работа Женевской мирной конференции была заблокирована, и она так и не приступила к рассмотрению поставленных перед нею задач.

В проведении линии, идущей вразрез с интересами достижения всеобъемлющего урегулирования, Соединенные Штаты большие надежды возлагают на президента Египта Садата, который уже вскоре после прихода к власти дал понять Вашингтону, что готов проводить антисоветскую политику.

Достигнутые в 1974-1975 годах при активном посредничестве США соглашения о первом и втором разъединении египетских и израильских войск на Синае не решали ни одной проблемы всеобъемлющего политического урегулирования и только осложнили положение на Ближнем Востоке. Израиль передавал Египту лишь 10 процентов территории Сипая. В соглашениях вообще не содержалось никакого упоминания о законных национальных правах арабского народа Палестины. В связи с соглашением 1975 года США взяли на себя обязательство об оказании военной поддержки Израилю и об увеличении ему военной и экономической помощи в размере до 2,5 миллиарда долларов в год. США также заверили Израиль, что продолжат политику непризнания ООП.

Пришедшая к власти в США в январе 1977 года администрация Картера на начальном этапе деятельности публично провозгласила своей целью достижение всеобъемлющего урегулирования на Ближнем Востоке. Это сделало возможным подписание 1 октября 1977 года совместного советско-американского заявления по Ближнему Востоку.

В заявлении отмечалось, в рамках всеобъемлющего урегулирования ближневосточной проблемы должны быть решены все конкретные вопросы урегулирования, в том числе такие ключевые, как вывод израильских войск с территорий, оккупированных во время агрессии 1967 года, палестинский вопрос, включая обеспечение законных прав палестинскою народа, прекращение состояния войны и установление нормальных мирных отношений на основе взаимного признания принципов суверенитета, территориальной целостности и политической независимости.

Особо подчеркивалось, что единственно правильным и эффективным путем для обеспечения кардинального решения всех аспектов ближневосточной проблемы в комплексе являются переговоры в рамках специально созданной для этих целей Женевской мирной конференции при участии в ее работе представителей всех вовлеченных в конфликт сторон, в том числе палестинского народа, и договорно-правовое оформление достигнутых на конференции решений.

Советско-американское заявление в целом было положительно воспринято в арабском мире. Прежде всего оно обязывало США отказаться от политики сепаратных сделок, которая с самого начала вызвала глубокое недовольство арабов. Имело значение и то, что впервые США упомянули о "законных правах" палестинцев (ранее, в 1973 году, они согласились на включение в совместный советско-американский документ лишь формулировки о "законных интересах" палестинцев). Это был определенный сдвиг в позиции США, и, как таковой, он приветствовался руководством ООП.

Открыто враждебную позицию по отношению к данному заявлению заняли правительства Израиля и Египта. Первое усмотрело в них чуть ли не предательство со стороны США, второе - угрозу политике сепаратных сделок и связанному с ней курсу на прозападную переориентацию страны.

Правительство Картера в этот период вместо того, чтобы твердо отстаивать договоренности с Советским Союзом, начало проявлять колебания. Военно-промышленный комплекс требовал от него "отстранить" Советский Союз от урегулирования и "не допускать" его на Ближний Восток. Американские сионисты угрожали контрмерами в конгрессе США. Лидеры республиканской партии обвиняли администрацию в том, что она растрачивает мнимые преимущества, которые США получили в результате челночной дипломатии Киссинджера.

В результате 5 октября 1977 года в Нью-Йорке был опубликован так называемый рабочий американо-израильский документ, который практически перечеркивал основополагающие принципы советско-американского заявления.

Советский Союз неоднократно предупреждал, что путь односторонних уступок Израилю уводит от цели установления прочного мира на Ближнем Востоке. Однако эти предостережения игнорировались инициаторами политики сепаратных сделок. Апофеозом предательства жизненных интересов арабов явились кэмп-дэвидские договоренности (сентябрь 1978 года) и подписанный на их основе в марте 1979 года под эгидой США сепаратный израильско-египетский договор. Активная, если не решающая роль Вашингтона в разработке этих документов показала, что Соединенные Штаты открыто выступили противником всеобъемлющего ближневосточного урегулирования.

Сепаратный договор подтвердил, что крупнейшая страна арабского мира покинула своих союзников по борьбе за ликвидацию последствий израильской агрессии и встала на путь соглашательства с агрессором. Это обстоятельство фактически развязало руки агрессору для новых военных авантюр против арабских стран и Палестинского движения сопротивления.

Капитуляция Садата по всем коренным вопросам ближневосточного урегулирования и есть, собственно, та основа, на которой зиждется израильско-египетский "мирный" договор. Но политика капитулянтства обречена на провал. "Организаторы сепаратных сделок,- отмечал Л.И. Брежнев,- действуют так, будто кроме Египта, чье руководство покорно склоняется перед американо-израильским диктатом, на Ближнем Востоке нет других арабских стран. Но арабы - не безропотные пешки в игре, а творцы своей собственной судьбы. Без них, за них и вопреки их законным правам и интересам никому не удастся обеспечить прочное урегулирование конфликта на Ближнем Востоке" 6. *

ПОЛИТИКА сепаратных сделок вызвала бурю возмущения и протеста в арабском мире. Ответом на поездку Садата в Иерусалим было создание на совещаниях в Триполи (декабрь 1977 года) и Алжире (февраль 1978 года) Фронта стойкости и противодействия, в который вошли Сирия, Алжир, Ливия, Демократический Йемен и ООП. Участники фронта решили заморозить политические и дипломатические отношения с египетским правительством, приостановить с ним контакты на арабской и международной арене. Был намечен ряд мер по укреплению единства прогрессивных арабских стран. Алжирское совещание высказалось за укрепление сотрудничества фронта с социалистическими государствами во главе с Советским Союзом.

В январе-марте 1978 года Москву посетили руководители всех арабских государств - участников фронта. Состоявшиеся переговоры выявили полное совпадение позиций сторон в отношении политики сепаратных сделок и капитулянтского курса Садата. Выступая 21 февраля на обеде в Кремле в честь президента Сирийской Арабской Республики Хафеза Асада, Л.И. Брежнев дал высокую оценку усилиям прогрессивных арабских государств и ООП, которые на совещаниях в Триполи и Алжире "заложили основу для укрепления фронта противодействия политике капитуляции и распродажи арабских интересов" 7.

В связи с агрессией Израиля против Ливана в марте 1978 года было опубликовано заявление ТАСС, в котором особо указывалось на непосредственную связь между агрессией Израиля против Ливана и политикой сепаратных сделок: "Все разговоры и маневры вокруг сепаратных египетско-израильских переговоров были и остаются ширмой для продолжения агрессивных действий против арабских стран - соседей Израиля" 8. Советский Союз решительно осудил вооруженное вторжение Израиля в Ливан, призвал всех, кому дорог мир, объединить усилия для того, чтобы агрессия Израиля была прекращена и его войска были немедленно выведены с территории этой страны.

Сделка в Кэмп-Дэвиде во многом изменила обстановку на Ближнем Востоке. Она воочию показала народам стран региона, что речь идет о широком заговоре против арабов и их жизненных прав. Это послужило сигналом к сплочению всех патриотических сил арабского мира.

Движущей силой этого процесса стали прогрессивные арабские государства и ООП. 20-23 сентября 1978 года в Дамаске состоялось третье совещание глав государств Алжира, Ливии, Сирии, НДРЙ и руководства ООП - участников Фронта стойкости и противодействия. В принятом совещанием Политическом заявлении резко осуждались договоренности, достигнутые в Кэмп-Дэвиде, и отмечалось, что они не имеют никакой юридической силы.

Участники совещания пришли к выводу, что продолжение Соединенными Штатами империалистической политики, враждебной правам и целям арабской нации, не позволяет рассматривать США в качестве посредника в усилиях, предпринимаемых для осуществления справедливого мира на Ближнем Востоке. Вместе с тем они призвали к укреплению сотрудничества с социалистическими странами во главе с Советским Союзом в целях защиты независимости арабских стран, их свободного прогресса и завоеваний арабского освободительного движения.

В ходе переговоров с советскими руководителями в Москве 5-6 октября 1978 года президент Сирии X. Асад по поручению дамасского совещания проинформировал советскую сторону о его результатах. В совместном советско-сирийском коммюнике отмечалось, что в создавшейся обстановке нет более актуальной задачи, чем сплочение и активизация всех сил, противостоящих капитулянтской, антиарабской линии в ближневосточных делах, выступающих за то, чтобы народы Ближнего Востока обрели мир и уверенность в завтрашнем дне.

2 ноября 1978 года в Багдаде открылось совещание глав государств и правительств арабских стран, в котором приняли участие 20 арабских государств и ООП. Несмотря на их различные политические взгляды и вопреки предсказаниям буржуазной пропаганды, совещание завершилось успехом. Оно приняло декларацию, которая осуждает кэмп-дэвидские соглашения, как противоречащие решениям арабских совещаний в верхах в Алжире и Рабате, уставу Лиги арабских стран, резолюциям ООН по палестинской проблеме. Участники встречи заявили, что они отказываются быть причастными к любым вытекающим из кэмп-дэвидских соглашений результатам и отвергают любые политические, экономические, юридические и прочие их последствия. Совещание высказалось за сплочение всех патриотических сил арабского мира в борьбе против политики сепаратных сделок. Оно показало, что арабские страны ясно осознают опасность капитулянтской линии Садата для коренных жизненных интересов арабов и судеб арабского национально-освободительного движения.

После подписания сепаратного израильско-египетского договора борьба арабских народов против политики капитулянтства вступила в новый этап. В повестку дня был поставлен вопрос о применении санкций в отношении Каира, предусмотренных решениями багдадского совещания в верхах. Состоявшееся 27-31 марта 1979 года в Багдаде совещание министров иностранных дел и экономики арабских стран решительно осудило не только унизительную сделку Каира с Тель-Авивом, но и США, под эгидой которых были подписаны соглашения в Кэмп-Дэвиде и сепаратный египетско-израильский договор. Совещание приняло ряд конкретных решений, предусматривающих политические и экономические санкции против египетского режима.

Выполняя эти решения, с Египтом разорвали дипломатические отношения все арабские государства, за исключением Судана, Омана и Сомали. С момента подписания сепаратного договора приостановлено членство Египта в Лиге арабских государств. Штаб-квартира ЛАГ, генеральный секретариат и другие учреждения Лиги временно переведены из Каира в Тунис. Х конференция министров иностранных дел мусульманских государств, состоявшаяся в марокканском городе Фесе, приняла решение приостановить членство Каира в организации "Исламский конгресс". Кроме арабских стран многие другие государства поддерживают идею исключения Египта из движения неприсоединения и из ОАЕ.

Багдадское совещание одобрило также развернутую программу экономических санкций против каирского режима. Эта программа предусматривает прекращение предоставления арабскими странами правительству Египта и его организациям любых займов, гарантий, банковских средств, финансовой, материальной и технической помощи, наложение запрета на предоставление Каиру экономической помощи из арабских фондов, банков и финансовых организаций в рамках ЛАГ, эмбарго на поставку нефти Египту из арабских стран и ряд других мер.

Претворение в жизнь решений багдадских совещаний ведет к усиливающейся политической изоляции Египта в арабском мире и за его пределами. Положение египетского режима в этом смысле еще больше осложнилось после того, как в конце апреля 1979 года новое правительство Ирана разорвало с Каиром дипломатические отношения и установило тесные политические связи с ООП. Специалисты разных стран пытаются определить реальные последствия предпринятых санкций на экономику Египта. Они делают различные оценки, но сходятся в одном - санкции уже начинают сказываться на экономической жизни Египта. Потеря финансовой помощи таких государств, как Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, является серьезным ударом по садатовскому режиму, ведь только после 1973 года Каир получил от них около 17 миллиардов долларов.

Советский Союз и другие социалистические страны в этот ответственный для судеб арабского мира период решительно выступили на стороне патриотических сил, борющихся против политики сепаратных сделок. На совещании Политического консультативного комитета государств - участников Варшавского Договора в ноябре 1978 года они заявили о своей поддержке решений багдадского совещания глав государств и правительств арабских стран, подчеркнув, что эти решения сыграют важную положительную роль в борьбе за эффективное и справедливое урегулирования ближневосточной проблемы в интересах мира на Ближнем Востоке, в интересах всеобщего мира.

Его участники, говорится в Декларации государств - участников Варшавского Договора, вновь подтвердили свою принципиальную позицию на установление справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке, за всеобъемлющее политическое урегулирование ближневосточных проблем, которое должно включать: вывод израильских войск со всех оккупированных в 1967 году арабских территорий; осуществление неотъемлемого права арабского народа Палестины на самоопределение, включая создание собственного государства; обеспечение независимого существования и безопасности всех государств этого района, в том числе и Израиля. За такое урегулирование, которое может быть достигнуто только при участии всех заинтересованных сторон, включая Организацию освобождения Палестины, они будут и дальше бороться вместе с арабскими государствами и народами, вместе со всеми прогрессивными силами.

Положить конец политике сепаратных сделок, опрокинуть вашингтонский договор - в этом видят сейчас свою главную задачу патриотические силы арабского мира и это - непреложное условие для того, чтобы вернуть дело ближневосточного урегулирования на путь коллективных усилий всех заинтересованных сторон.

В ходе переговоров в Вене Л.И. Брежнева с президентом США Дж. Картером с советской стороны было указано на необъективный характер американского толкования политики Советского Союза в некоторых регионах Азии и Африки. Была также изложена соответствующая позиция нашей страны относительно путей и методов урегулирования ближневосточной проблемы. Л.И. Брежнев ясно заявил, что не может быть и речи о том, чтобы Советский Союз поддержал антиарабский договор или какой-либо механизм, который создается для того, чтобы обслуживать этот договор.

Советский Союз проводит в ближневосточных делах принципиальную и последовательную линию. Наша страна неизменно выступает за ликвидацию существующего здесь опасного военного очага, тем более что этот район находится в непосредственной близости от рубежей Советского Союза и других стран Варшавского Договора. СССР борется за ликвидацию последствий израильской агрессии, обеспечение законных национальных прав арабского народа Палестины, за прочный и справедливый мир да Ближнем Востоке.

Публикуется впервые

7 августа 1979 года

к оглавлению


При использовании материалов ссылка на сайт http://www.barichev.ru обязательна

 

Об авторе | О проекте | Документы ЦК | Публикации | Выступления | Книги | Письма | Ссылки| Архив