Об авторе

О проекте

Документы ЦК

Публикации

Выступления

Книги

письма

Ссылки

Архив

 

Информация о советско-китайских и советско-албанских конфликтах и разногласиях в 60-70 г.г.

Решающая роль Советского Союза в разгроме немецкого фашизма и японского милитаризма в ходе Второй мировой войны создала все необходимые условия и предпосылки для успеха народно-демократических революций и победы социализма в ряде стран Европы и Азии. Образовался могучий социалистический лагерь во главе с Советским Союзом, неотъемлемыми частями которого с самого начала стали Китайская Народная Республика (провозглашена 1 октября 1949г.) и Албанская Народная Республика (провозглашена 11 января 1946г.)

До утверждения у власти в СССР ревизионистской группировки во главе с Н. Хрущевым советско-китайские и советско-албанские отношения в целом развивались по восходящей. Советский Союз оказывал КНР и НРА всестороннюю помощь и поддержку в осуществлении планов развития их народного хозяйства, в отражении посягательств империализма на их суверенитет и независимость, в укреплении их позиций на международной арене. Успешно развивалось двустороннее сотрудничество во всех областях: политической, экономической, научно-технической, военной и культурной. На основе принципов пролетарского интернационализма осуществлялось сотрудничество между коммунистическими партиями обеих стран, проводились встречи и переговоры по актуальным вопросам между И.В. Сталиным, Мао Цзэдуном и Э. Ходжей.

14 февраля 1950г. в Москве был подписан сроком на 30 лет советско-китайский Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи, призванный по словам И.В. Сталина "служить делу обеспечения мира на Дальнем Востоке против всех и всяких агрессоров и поджигателей войны."

Для укрепления мира на Балканах большую роль сыграло заключение в декабре 1947г. Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Албанией и Болгарией, с которой вскоре (в марте 1948г.) Советский Союз в свою очередь заключил Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. В феврале 1949г. Албания вступила в СЭВ. 14 мая 1955г. она подписала Варшавский Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который ставил своей целью обеспечение безопасности стран-участниц договора и поддержание мира в Европе.

Ревизионистская политика хрущевского руководства нанесла колоссальный ущерб отношениям дружбы и сотрудничества, утвердившимся при И.В. Сталине между СССР и КНР, СССР и Албанией. Особо пагубную роль при этом сыграли решения XX (февраль 1956г.), XXI (январь-февраль 1959г.) и XXII (октябрь 1961г.) съездов КПСС, положившие начало перерождению КПСС и её превращению из революционной марксистско-ленинской партии в партию ревизионистского типа. Эти решения вызвали разброд и шатания в мировом коммунистическом и рабочем движении, ослабили потенциал и возможности борьбы народов за своё национальное и социальное освобождение. Антисталинизм, порожденный безответственной и антигосударственной политикой хрущевского руководства, сомкнулся с международным империализмом и стал его важнейшим орудием для подрыва мирового социалистического лагеря.

К чести руководства Коммунистической партии Китая, оно сразу же отвергло огульную критику И.В. Сталина, содержавшуюся в докладе Хрущева на XX съезде КПСС. Ознакомившись с содержанием доклада, Мао Цзэдун в беседах с советским послом в Пекине подчеркивал, что "Сталин , безусловно, является великим марксистом, хорошим и честным революционером", что " по большинству крупных проблем" он осуществлял "правильную линию". Такие же оценки образа и деятельности И.В. Сталина прозвучали и на VIII Всекитайском съезде КПК (сентябрь 1956г.), хотя съезд и осудил сам по себе культ личности как отрицательное явление. Следует также отметить, что вплоть до своего полного разрыва с КПСС руководство КПК продолжало исходить из того, что социалистический лагерь может и должен возглавляться только Советским Союзом.

На Московском совещании представителей коммунистических и рабочих партий (ноябрь 1957г.) делегация КПК во главе с Мао Цзэдуном добилась включения в советский проект Декларации совещания поправок и дополнений, закреплявших, в частности, такие важные положения: американский империализм- центр мировой реакции, злейший враг народных масс; если империализм развяжет мировую войну, он обречёт себя на гибель; принцип сочетания всеобщей истины марксизма-ленинизма с конкретной практикой революции и строительства социализма в различных странах; необходимость применения диалектического материализма в практической работе; безусловная необходимость диктатуры пролетариата в переходный период; отказ от абсолютизации мирного перехода от капитализма к социализму, на чём фактически настаивали советские ревизионисты; наличие буржуазного влияния - внутренний источник ревизионизма, а капитулянтство под давлением со стороны империализма - его внешний источник и ряд других. С другой стороны, китайские товарищи, выразив несогласие с формулировкой Декларации совещания относительно "великого значения решений XX съезда КПСС", не настаивали на её изменении, "учитывая трудное положение, в котором находилось в тот период руководство КПСС".

Проявившиеся на Московском совещании идеологические разногласия в дальнейшем переросли в открытую полемику между КПСС и КПК по основным проблемам современности. Китайские коммунисты остро и справедливо критиковали принятую XXII съездом Программу КПСС, в особенности включение в неё положений об общенародном государстве и о КПСС как партии "всего народа". Они решительно отвергли грубые нападки Хрущева на албанское руководство и лично на Э. Ходжу, посмевших выступить в критикой ревизионистской линии XX съезда КПСС. Были также отвергнуты положения XXII съезда КПСС, касающиеся осуждения И.В. Сталина, фактически отрицавшие роль диктатуры пролетариата и ориентировавшие международное коммунистическое движение преимущественно на парламентские методы борьбы и мирное завоевание власти.

В ходе развернувшейся полемики между КПК и КПСС проявились также разногласия по вопросам внешней политики. Китайские товарищи не соглашались с трактовкой хрущевскими ревизионистами принципа мирного сосуществования с капиталистическими странами в отрыве от принципов классовой борьбы и пролетарского интернационализма. Они выступили против нормализации отношений КПСС с югославскими ревизионистами, обвиняя при этом руководство КПСС в игнорировании Заявления Совещания коммунистических и рабочих партий в Москве (ноябрь 1960г.), исходившего из того, что разоблачение югославских ревизионистов должно оставаться "необходимой задачей марксистско-ленинских партий".

В Пекине резко отрицательно реагировали на согласие Хрущева вывезти, в ходе Карибского кризиса 1962г., советское ракетное оружие с территории Кубы, охарактеризовав эту позицию как капитулянтство под нажимом США. На это в Москве было заявлено, что иной подход граничил бы с авантюризмом, чреватым развязыванием термоядерной войны с её катастрофическим последствиями для всего мира.

Китайские коммунисты подвергли критике хрущевское руководство за то, что оно отказалось поддержать КНР в территориальном споре с Индией. Москва в свою очередь обвинила Китай в стремлении поссорить СССР с Индией.

Резкий обмен мнениями произошёл между Москвой и Пекином в связи с подписанием в Москве в августе 1963г. Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой, а в дальнейшем - в связи с подписанием Договора о нераспространении ядерного оружия 1968г.. В Китае считали, что чем больше социалистических стран будет обладать ядерным оружием, тем больше будет возможность обеспечить мир во всём мире.

Как известно, 15 октября 1957г. между СССР и КНР было заключено соглашение о новой оборонной технике, в соответствиями с которым Советский Союз обязался предоставить КНР образцы атомной бомбы и всю необходимую техническую документацию. Однако уже 20 июня 1959г. Москва отказалась от выполнения этого двустороннего соглашения.

Сложность проблем, по которым развернулась полемика между Москвой и Пекином очевидна. В этих условиях умудренному богатым опытом руководству КПСС следовало с самого начала проявлять должное терпение, мудрость и дальновидность, чтобы не допустить необратимого характера осложнения советско-китайских отношений. Однако этого не было сделано. Проигнорировано было и прямое указание И.В. Сталина тем, кто при его жизни непосредственно работал на китайском направлении: "Как угодно, любой ценой сохранить дружеские отношения с Китаем. Наш союз с Китаем обеспечит революционное преобразование мира". Совершенно ясно, что это указание носило стратегический характер. И если бы оно было выполнено, мир сегодня стал бы совершенно иным: мировая система социализма, самой силой своего существования и развития давно привела бы к параличу обреченный историей капиталистический строй.

Между тем безрассудство хрущевских ревизионистов дошло до того, что именно они проявили инициативу в поспешном и ничем не оправданном свертывании экономического и научно-технического сотрудничества СССР с Китаем : в июле 1960г. по личному указанию Хрущева из Китая были отозваны все советские специалисты, работавшие на стройках социализма; соответствующие контракты были односторонне разорваны под глупейшим предлогом о том, что эти специалисты якобы подвергались воздействию антисоветской китайской пропаганды. Всё это не помешало однако Москве развернуть впоследствии в СМИ широкую кампанию по осмеянию "большого скачка" и ряда других, не всегда продуманных мер, принятых китайским руководством во многом в поисках выхода из тяжелейшего положения, создавшегося в результате отзыва из Китая советских специалистов.

Параллельно с этим Москва обрушилась с нападками на маленькую Албанию. В декабре 1961г. было объявлено об отзыве советского посольства из Тираны и о нежелательности пребывания в Москве посольства Албании, что фактически являлось разрывом дипломатических отношений. Всякие контакты КПСС с Албанской партией труда (так стала называться Коммунистическая партия Албании с ноября 1948г.) были прерваны. Ответом были не менее резкие действия: с конца 1961г. Албания перестала участвовать в деятельности СЭВ, а в 1968г. заявила о своем выходе из Варшавского договора. Политически и в иных отношениях Албания круто переориентировалась на Китай.

С середины 60-х годов советско-китайские отношения приобрели открыто враждебный характер. Обе стороны фактически "отлучили" друг друга от социализма. С момента первого вооруженного столкновения на острове Даманском (2 марта 1969г.) и жесткого отпора попытке китайских войск вторгнутся на этот остров (14-15 марта 1969г.) советско-китайская граница превратилась в постоянный очаг напряженности, что подогревалось неоднократными заявлениями китайского руководства о неумеренных и не обоснованных территориальных притязаниях Китая к Советскому Союзу. Началось массированное наращивание советской военной группировки в Монголии и в пограничных с КНР регионах.

В связи с начавшимся развитием сотрудничества СССР с Пакистаном, Китай стал обвинять Советское руководство в стремлении "окружить Китай" системой военных баз. Притчей во языцех стали исходившие из Пекина заявления о советском "социал-империализме". Китай даже отказался координировать с СССР предоставление военной помощи ДРВ в отражении американской агрессии во Вьетнаме. Вакханалия взаимных обвинений, порою с заведомым и явным искажением смысла тех или иных заявлений противоположной стороны не утихала.

На крайне низком уровне продолжали оставаться советско-китайские отношения и после смерти Мао Цзэдуна (9 сентября 1976г.). 3 апреля 1979г. китайское руководство заявило о своем намерении не продлевать Договор 1950г. о дружбе, союзе и взаимной помощи. В результате Договор, согласно содержавшимся в нем условиям, утратил свою силу с 11 апреля 1980г.

Ещё в начале 70-х годов Мао Цзэдун в стремлении преодолеть грозившую Китаю изоляцию среди социалистических стран пошёл на нормализацию отношений КНР с США. В декабре 1978г. было достигнуто соглашение о взаимном дипломатическом признании КНР и США и установлении между ними с 1 января 1979г. официальных отношений в полном объёме (на уровне посольств). Преемники Мао Цзэдуна стали в открытую говорить о необходимости союза КНР с США в борьбе против советского "социал-империализма". Во внутренних делах, при Председателе КНР Хуа Гофене (1976-1978гг), всё ещё звучали призывы о необходимости продолжения проводившейся Мао Цзэдуном с 1966 года "культурной революции", которую с самого начала резко осуждало Советское руководство и которая, хотя и сыграла определённую роль в мобилизации китайского общественного мнения против угрозы реставрации капитализма, в целом закончилась для Китая катастрофой и была прекращена только по решению XI Всекитайского съезда КПК (август 1977г.)

События в Китае сразу же повлияли на обстановку в Албании: после смерти Мао Цзэдуна и в знак протеста против сближения КНР с США и другими западными странами Э. Ходжа разорвал в 1978г. отношения Албании с Китаем и вплоть до своей смерти в 1985г. отказывался от сотрудничества со всеми великими державами. Был провозглашен курс на создание модернизированной социалистической республики, которая отныне должна была строить социализм собственными силами и полагаться только на саму себя. На предложения руководства КПСС и СССР в тот период о восстановлении дружественных отношений с Албанией Э. Ходжа не реагировал.

После смерти Э. Ходжи его преемник Рамиз Алия какое-то время пытался усовершенствовать систему, унаследованную от Э. Ходжи. В стране началась "перестройка по-албански", нанесшая сильные удары по социалистическому строю. Были предприняты меры к нормализации отношений с СССР. В феврале 1991г. в Тиране подписывается долгосрочное соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Албанией и СССР. Однако Албания уже пребывала в хаосе, многие албанцы бежали в Италию, Грецию и Югославию, и Р. Алия был вынужден разрешить в 1991г. всеобщие выборы. Коммунисты добились на выборах неплохих результатов, однако правительство потерпело крах, а в 1992г. Народное собрание Албании избрало президентом страны лидера Демократической партии С. Беришу, сменившего на этом посту Р. Алию, который был арестован и обвинен в казнокрадстве. В стране полным ходом проводилась реставрация капиталистических порядков. Албания получила щедрую помощь от США, вступила в Совет Европы и переориентировала свою внешнюю политику на Запад. Бериша ввел запрет на деятельность компартии и бросил в тюрьму даже "розового социалиста" Фатос Нано.

Капитализация страны усугубила развал промышленности и сельского хозяйства Албании. Безработица и эмиграция населения за границу приобрели массовый характер. Чудовищная коррупция чиновничества, разгул преступности и , наконец, крах "албанских пирамид", поставивший сотни тысяч человек на грань выживания не просто вывели народ на улицы, но и заставили его взяться за оружие. В стране началась народная революция , продолжавшаяся с марта по июнь 1997г. Под контролем повстанцев оказались более десятка городов и значительные территории на юге, востоке и севере страны. Повсюду создавались повстанческие комитеты, в состав которых входили представители различных организаций и партий, в том числе Коммунистической партии Албании.

Коммунистическая партия Албании образовалась сразу же после того, как 10-й съезд Албанской партии труда в июне 1991г. постановил преобразовать АПТ в Социалистическую партию Албании. Утвержденная съездом новая программа партии провозгласила ее отказ от марксистско-ленинской идеологии. СПА была принята в Социалистический интернационал, а её харизматический лидер Ф. Нано, бывший номенклатурный коммунист и соратник Э. Ходжи, полностью перешёл на позиции социал-демократизма.

Образовавшаяся на этом фоне КПА активно проявила себя в ходе событий марта-июня 1997г. Члены партии были в каждом местном повстанческом комитете и нередко именно они оказывали решающее воздействие на их работу.

В итоге народной революции 1997г. президент Бериша подал в отставку. На выборах в парламент, состоявшихся 29 июня 1997г., победила Социалистическая партия Албании, которая остается у власти и в настоящее время. С июля 2002г. президентом Албании является А. Моисиу,отставной генерал- ярый сторонник вступления Албании в НАТО, а премьер-министром, с того же времени,- Ф. Нано.

Народную революцию 1997г. в Албании считают "незавершенной". Массовые выступления трудящихся, к которым примкнула и часть армии, удалось нейтрализовать путём отстранения от власти демократов и последовавших правительственных перестановок, осуществленных победившими на выборах социалистами. Большую роль при этом сыграло вмешательство в обстановку иностранных держав - направление в Албанию 7-и тысячного контингента международных (фактически итальянских) вооруженных сил, патрулирование берегов Албании американскими военными кораблями, подтасовка результатов выборов и т.п. Отставка Бериши отвечала интересам США и НАТО, поскольку его режим полностью дискредитировал себя в глазах народа. Пришедшие к власти социалисты твердо держат курс на вступление Албании в НАТО, пытаются оказывать влияние на ситуацию в Косово и Македонии, опираясь на албанскую диаспору в регионе; внутри страны проводятся реформы, направленные на её дальнейшую капитализацию. Отношения между Албанией и РФ в настоящее время нормализовались, в обеих странах действуют посольства.

В 1998г. парламент Албании, в котором большинство составляют социалисты, принял закон о легализации Коммунистической партии Албании. КПА считает себя пролетарской и народной партией, исходит из того, что Демократическая и Социалистическая партии представляют интересы буржуазии и империализма, выступает за революционное свержение капитализма и установление пролетарской демократии.

Раскол социалистического лагеря в 60-70-х годах, вызванный в основном ревизионистским курсом хрущевского, а потом и брежневского руководства имел крайне негативные и болезненные последствия для всего международного коммунистического и рабочего движения. Коммунистические партии многих стран раскололись на просоветские и прокитайские. Попытки тогдашнего руководства КПСС объяснить создавшуюся ситуацию исключительно раскольнической деятельностью КПК и даже "идеологией маоизма" мало кого убедили. В равной степени вред отношениям между двумя партиями и странами наносили исходившие из Пекина обвинения руководства СССР в "социал-империализме", в его стремлении организовать сговор СССР и США против Китая и национально-освободительного движения и т.п. После 1969г., когда в Москве состоялось (без участия КПК) Международное совещание коммунистических и рабочих партий таких широких и представительных форумов коммунистов больше не созывалось.

Правда, в 1985-1991гг. в советско-китайских отношениях произошли определенные позитивные сдвиги. На состоявшейся в Пекине в мае 1989г. встрече на высшем уровне было отмечено, что она знаменует собою "нормализацию межгосударственных отношений между Советским Союзом и КНР". Дэн Сяопин в ходе переговоров с М.Горбачевым заявил о намерении китайской стороны "закрыть прошлое, открыть будущее", "Пусть ветер сдует то, что было, давайте смотреть вперёд",- сказал он. Такого же мнения придерживалась и советская сторона. В результате встречи в Пекине на высшем уровне были также формально восстановлены отношения между компартиями двух стран. В Совместном коммюнике по этому поводу указывалось, что КПСС и КПК "будут осуществлять контакты и обмены в соответствии с принципами независимости и самостоятельности, полного равноправия, взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела друг друга". Однако разрушение Советского Союза положило конец этому процессу. В настоящее время КПК поддерживает на официальном уровне довольно-таки развитые и стабильные отношения с КПРФ; связи с другими коммунистическими партиями носят спорадический и весьма ограниченный характер.

На Пленуме ЦК КПСС, состоявшемся 24 июля 2004 года, Председатель ЦК КПСС О.С. Шенин заявил, что КПСС уже давно следовало бы дать объективную оценку советско-китайским и советско-албанским конфликтам и взять на себя свою часть ответственности за причины возникновения и трагические последствия этих конфликтов. Была поставлена задача восстановить отношения КПСС с Коммунистическими партиями Китая и Албании.

С учётом этого и основываясь на материалах настоящей информации на рассмотрение Пленума вносится проект постановления, содержащий два следующих пункта:

1. Пленум ЦК КПСС заявляет, что настоящим постановлением КПСС берёт на себя свою часть ответственности за причины возникновения и трагические последствия советско-китайских и советско-албанских конфликтов 60-70-х годов.

2. Пленум ЦК КПСС поручает Секретариату ЦК довести это решение до сведения руководства Коммунистической партии Китая и Коммунистической партии Албании, подчеркнув при этом, что КПСС готова восстановить в полном объеме отношения с Коммунистическим партиями Китая и Албании.

"Гласность", №3, 31 марта 2005 года

к оглавлению


При использовании материалов ссылка на сайт http://www.barichev.ru обязательна

 

Об авторе | О проекте | Документы ЦК | Публикации | Выступления | Книги | Письма | Ссылки| Архив