Об авторе

О проекте

Документы ЦК

Публикации

Выступления

Книги

письма

Ссылки

Архив

 

О некоторых вопросах современного международного положения и внешней политики России

Доклад секретаря ЦК КПСС Барышева А.П. на пленуме ЦК КПСС 21 ноября 2009 года.

Уважаемые товарищи!

Главной особенностью текущего момента в развитии международной обстановки, несомненно, является то, что он проходит в условиях мирового экономического и финансового кризиса, поразившего систему капитализма-империализма, в том числе и Россию. Вновь подтверждается важнейшее положение марксистско-ленинского учения о неизбежности краха этой системы и ее замены новой общественно-экономической формацией — социализмом. Вновь подтверждается центральное положение марксизма о том, что главным направлением в борьбе за свержение капитализма был и остается путь социалистической революции, ведущей к установлению диктатуры пролетариата с опорой на широкие массы трудящихся и эксплуатируемого населения. Вновь подтверждаются проникновенные слова И. В. Сталина о том, что пока сохраняется империализм, сохраняется и неизбежность войн и что, следовательно, «чтобы устранить неизбежность войн, нужно уничтожить империализм».

Представляется, что исходя из ленинской теории империализма и применяя марксистско-ленинский диалектический метод к анализу развития современной международной обстановки, можно выявить следующие ее характерные черты и тенденции развития.

Первое. Мировой экономический и финансовый кризис в наименьшей степени затронул страны социализма, которые с учетом их исторической, национальной и экономической специфики и сегодня олицетворяют собою мировую социалистическую систему. Подтверждается важнейшее положение Программы КПСС о том, что эта система «продолжает существовать и развиваться», несмотря на разрушение Советского Союза и поражение социализма в ряде стран Восточной Европы и Монголии.

В Китайской Народной Республике, где экономика страны в течение многих лет развивалась с темпом роста в 11% в год, в последние годы он снизился в среднем до 9%, но в Пекине уверены в том, что дальнейшее падение роста будет предотвращено, и он, во всяком случае, сохранится на уровне 8%, что обеспечит дальнейшее повышение уровня благосостояния населения и выполнение планов построения к 2020 году «общества среднего достатка».

Напомним, что XVII съезд Коммунистической партии Китая подтвердил, что социализм с китайской спецификой является верной дорогой, которая ведет Китай к успешному построению процветающего, могучего, демократического, цивилизованного и гармоничного современного социалистического государства. К своему 60-летию Китайская Народная Республика, великий китайский народ, руководимый правящей Коммунистической партией Китая, пришли с выдающимися успехами во всех областях социально экономического развития. В соответствии с утвержденными планами развития к 2020 году доля Китая в мировом ВВП составит 23 процента, тогда, как у США этот показатель может составить лишь 18 процентов, у Индии — 8,4, у Японии — 4,6, у России — 3,2, у Германии — 2,9, у Бразилии — 2,4 процента. Заметим, что к настоящему времени Китай вышел на первое место по объему иностранных инвестиций при том, однако, что к 2020 году планируется сократить зависимость Китая от иностранных технологий с 80 до 30 процентов. Из «мастерской мира» Китай превращается в передовую страну научно-технического прогресса. Культ образования, знаний и учености в Китае повсеместен. Китайские вузы уже сейчас выпускают в четыре раза больше инженеров, чем американские. И не случайно, хотя это и звучит сегодня гипотетически, что некоторые политологи уже заговорили о том, что устойчивое развитие Китая может привести и, не в столь отдаленном будущем, к возникновению двуполярной системы при том, что в последние годы усиленно наращивается и военное могущество китайской державы.

Симптоматично, с другой стороны, и появление в средствах массовой информации сообщений о том, что США могут и не пережить текущего кризиса, что может повести к децентрализации страны, а в дальнейшем — к ее распаду.

Разумеется, крайние варианты не должны завораживать. Соединенные Штаты еще долгое время останутся ведущей державой капиталистического мира, центром и организующей силой системы военных блоков империализма во главе с НАТО и именно оттуда идут постоянные импульсы для раздувания старых и возникновения новых международных конфликтов, именно оттуда проистекает основная угроза всеобщему миру.

Что касается Китайской Народной Республики, то классовая борьба в этой стране продолжается. Жизненно необходимый для Китая поворот к открытости внешнему миру и реформам, лежащий, наряду с предшествовавшем ему курсом при Мао Цзедуне, в основе впечатляющих успехов в развитии Китая, вызвал, как и предполагалось, и негативные явления.

Возникший в результате политики открытости китайский капитал пытается укрепить свои позиции и нередко задавать тон, действовать вне рамок законов КНР. Коррупция проникает в верхние эшелоны власти, и есть немало случаев перерождения чиновников, занимающих важные посты в партийном и государственном руководстве. Есть, конечно, и «пятая колонна», которая проявляет себя, кстати, не только в действиях прямой агентуры Запада, но и в действиях всякого рода элементов троцкистско-бухаринского пошиба, маскирующимся идеями марксизма. Есть на пути строительства социализма в Китае и другие трудности, корни которых уходят еще в столетнее господство иностранного колониализма на китайской земле — фактор которого не знала, например, Россия, в исторической отсталости западных районов страны по сравнению с восточными и т. п. и т. д.

При всем этом, достигнутые Китаем успехи в своем социально-экономическом развитии показывают, что руководство КПК крепко держит руль в своих руках, умело справляется с возникающими трудностями на пути строительства социализма. Там, где надо, применяются и решительные меры по борьбе с контрреволюцией, как было во время событий на площади Тяньаньмэнь в июне 1989 г., а также летом этого года, когда были подавлены инспирированные и поддержанные Западом контрреволюционные мятежи в Тибетском и Синьцзянско-Уйгурском автономных районах КНР. Опираясь на трудящиеся массы, КПК, насчитывающая в своих рядах 73,3 млн. коммунистов (по данным 2008 г.), обретает все новые силы, растет ее авторитет и в мировом коммунистическом движении.

В соседней с Китаем Социалистической Республике Вьетнам трудящиеся под руководством Коммунистической партии Вьетнама заняты выполнением обширной программы модернизации экономики, разработанной X съездом КПВ, используя при этом, но не копируя, опыт Китая. Там тоже своя специфика: целое тысячелетие Вьетнам находился под пятой феодального Китая, более пятидесяти лет под игом французских колонизаторов и более десяти лет вел героическую борьбу против американских агрессоров, завершившуюся победой вьетнамского народа и утверждением социализма на всей земле Вьетнама. Мировой кризис ударил и по Вьетнаму, но темпы роста экономики страны сократились лишь на один процент и устойчиво держатся на уровне 6% в текущем году. Нормализованы отношения Вьетнама с Китаем, хотя камнем преткновения остается вопрос об островах в Восточном (а по китайской терминологии — Южно-Китайском) море, на шельфе которых обнаружены большие залежи нефти.

В КНДР, несмотря на мировой кризис, успешно осуществляется строительство социализма корейского образца. За последние годы Трудовая партия Корем, руководимая выдающимся лидером корейского народа Ким Чен Иром, самобытным способом ведения политики сонгун вывела КНДР на позиции могучей военной державы и, как отмечается в документах партии, «открыла на родной земле эпоху великого созидания и большого скачка». На основе идей сонгун проводится активная работа по всемерному укреплению единодушия и сплоченности партийных рядов, по дальнейшему утверждению системы партийного руководства делом революции и строительства социализма. Армия и народ стали сильными своими идеями, убеждениями и духом. Под руководством Трудовой партии Кореи её армия и народ борются во имя строительства могучей процветающей социалистической державы и победы революционного дела основателя КНДР и своего бессмертного вождя Ким Ир Сена.

Последние события показывают, что попытки США и других империалистических держав заставить КНДР отказаться от каких бы то ни было ядерных программ и прежде всего от совершенствования ядерного оружия окончились полным провалом. В настоящий момент складывается ситуация, которая настоятельно диктует США начать прямой диалог с КНДР по нормализации отношений, ибо только на этой основе КНДР согласна, в частности, возобновить шестисторонние переговоры по ядерным вопросам, в очередной раз прерванные из-за продолжающейся политики шантажа, санкций и угроз, проводимой Вашингтоном в отношении КНДР.

Хотел бы также привлечь внимание к укрепляющимся отношениям дружбы и сотрудничества между КНДР и Китаем. Так в КНДР недавно широко отмечалось 60-летие установления дипломатических отношений между этими социалистическими странами и 59-я годовщина участия китайских народных добровольцев в Корейской войне, развязанной империалистами США. В этой связи в Пхеньяне подчеркивалось, что за истекшие 60 лет отношения между КНДР и КНР неуклонно развивались «преодолевая все и всякие перипетии и вызовы времени» и что «эта дружба, имеющая глубокие корни, будет сиять в веках».

На высоком государственном и партийном уровне развиваются отношения КНР, КНДР, Вьетнама, а также Лаосской Народно-Демократической Республики с социалистической Кубой, находящейся на переднем крае борьбы с американским империализмом. Это — наиболее яркий пример солидарности и социалистического интернационализма, без чего невозможно отправить капитализм на свалку истории.

В последние годы мир стал свидетелем крупных перемен в Латинской Америке. Наряду с Кубой, социалистическое общество строится в Венесуэле. Крепнет единство народов в борьбе против попыток империализма США восстановить свои господствующие позиции на этом континенте. Ключевую роль в этой борьбе играет созданная в 2004 году новая организация Боливарианская альтернатива для Америк, в которую входят Венесуэла, Куба, Боливия, Никарагуа и ряд других стран. Символами борющейся Латинской Америки стали Фидель и Рауль Кастро, Уго Чавес, Эво Моралес, Даниэль Ортега. Прогрессивные деятели избраны также на посты президентов в Бразилии, Аргентине, Уругвае, Чили, Эквадоре, Парагвае и Сальвадоре.

Второе. Развитие событий в мире в последние годы убедительно показывает, что ставка империализма США на мировое господство неосуществима и что это начинают понимать многие, в том числе в американском правящем лагере. Но сама экономическая и политическая природа империализма неумолимо ведет к экспансии и агрессии, к захвату новых рынков, сфер приложения капитала, к новому переделу мира. США подталкивает к этому и мировой экономический кризис, который в Вашингтоне хотели бы разрешить, и поскорее, путем установления своего полного контроля над энергетическими ресурсами Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки и Африки.

Подчеркнем при этом, что продолжается и общий кризис капитализма, вызванный тем, что мировая система социализма продолжает развиваться. И не случайно, что наиболее продвинутые политологи на Западе рассматривают Китай после разрушения Советского Союза в качестве цели № 1 американского империализма. При этом наряду с методами массированной идеологической и психологической пропаганды, подрывной деятельностью и подпитыванием сепаратистских сил на Тайване, в Тибете и Синьцзяне ведется подготовка и к большой войне против Китая. Намечаются и сроки этой войны — 20-30-ые годы, если к тому времени не удастся разрушить социализм в КНР теми методами, с помощью которых был разрушен Советский Союз. В этом контексте — в контексте подготовки большой войны против Китая, следует во многом рассматривать и усиление американо-японского военного союза, и попытки США «освоить» плацдарм в Афганистане, и укрепление военного сотрудничества США с Индией (это — новый фактор последнего времени), и возведение американской системы ПРО в Восточной Азии, и создание американских военных баз по всему периметру границ Китая. Да и развитие пресловутых «партнерских» отношений США и НАТО с Россией нередко рассматривается в Вашингтоне с прицелом использовать в будущей войне с Китаем пушечное мясо России. Разумеется, все это видят в Пекине и отсюда неоднократное выраженные Китаем, в том числе на официальном уровне, опасения и протесты в связи с акциями, ведущими к укреплению смычки России с США и НАТО.

Третье. Если у кого-то в России и были иллюзии о том, что с приходом к власти в США демократической администрации Барака Обамы напряженность в мире пойдет на спад, то за истекший год они должны были бы развеяться. Милитаризм был и остается характерной чертой империализма США.

Начать с того, что согласно подписанному в конце октября с.г. Б. Обамой закону о бюджете Пентагона на 2010 год на военные расходы США выделено 680 млрд. долларов — на 26 млрд. больше, чем в 2009 году. Причем 550 миллиардов долларов считаются так называемым «базовым бюджетом», а 130 млрд. долларов предназначены для ведения военных действий в Афганистане и Ираке.

При Б. Обаме продолжает осуществляться стратегия глобализации НАТО, предусматривающая втягивание в этот агрессивный военный блок всех так называемых «демократических стран» от Украины и Грузии до Японии, Австралии, Южной Кореи, Израиля и Бразилии, а в последнее время и Индии. На европейском континенте соответствующая работа проводится со Швецией, Финляндией, Австрией.

Выйдя в 2002 г. из Договора по ПРО 1972 г., администрация США с тех пор совершенно открыто форсирует и создание глобальной системы ПРО, намереваясь обезопасить всю территорию своей страны от ударов возмездия. В 2007 г. американский Сенат объявил создание этой системы государственной политикой, между тем как с 1983 г. на создание ПРО уже израсходовано более 100 млрд. долларов. Подчеркнем, что это стратегическое решение, начало которому было положено еще при администрации Рейгана (1981–1989) так называемой Стратегической оборонной инициативой (СОИ), неуклонно претворялось и претворяется в жизнь всеми последующими администрациями США — как республиканскими: Буша-старшего (1989–1993.) и Буша-младшего (2001–2008), так и демократическими: Б. Клинтона (1993–2001)., а теперь (с 2008 г.) и Б. Обамы. Обеспечить неуязвимость территории США и их союзников с тем, чтобы безнаказанно проводить политику угрозы силой и применения силы, выйти на позиции первого сокрушительного удара — таков замысел этой стратегии, продиктованной ставкой на американское мировое господство или, как предпочитают говорить при Обаме — на мировое лидерство США.

Как известно, первые два района размещения системы глобальной системы ПРО были созданы и уже функционируют в Калифорнии и на Аляске, третий планируется создать в Восточной Европе, для того, чтобы контролировать Россию и Иран, четвертый — в Тихом океане, чтобы контролировать Китай и КНДР, а также прикрывать Австралию, Японию, Филиппины и западное побережье США.

В 2006—2008 гг. США концентрировали свои усилия в основном на наземном, а также на морском эшелонах глобальной системы ПРО: создавались, прежде всего, радарные станции, узлы связи, командные пункты и наземные стартовые площадки противоракет. В сентябре 2006 г. вступил в строй крупнейший в мире американский плавучий радар с фазированной решеткой (SBX), предназначенный для обнаружения запуска баллистических ракет и летящих боеголовок на средней стадии полета. Радар может отличать реальные боеголовки от ложных целей. Информация с него поступает через спутники на базы США в Калифорнию и на Аляску, где установлены комплексы ПРО — ракеты-перехватчики, число которых только на Аляске в 2011 году планируется довести до 40. Плавучий радар отбуксирован в район в 800 км от базы российских подводных лодок на Камчатке.

В ближайшем будущем предполагается развитие третьего эшелона глобальной системы ПРО — космических средств поражения межконтинентальных баллистических ракет. С этой целью Вашингтон уже принял концепцию глобального контроля над околоземным и космическим пространством. И именно поэтому США блокирует достижение каких бы то ни было международных соглашений, направленных на демилитаризацию космоса.

Придя к власти, администрация Б. Обамы повела дело к дальнейшему совершенствованию глобальной системы ПРО, исходя из той же цели достижения безраздельного военного превосходства США над любым возможным противником и имея в виду полностью нейтрализовать как опасность ядерного возмездия со стороны России и Китая, так и опасности для США и их союзников, связанные с появлением ракетно-ядерного оружия у других стран.

Именно в этом контексте в Вашингтоне после обстоятельного изучения вопроса пришли к выводу о целесообразности пересмотра, как недостаточно эффективного, одобренного ранее администрацией Буша плана развертывания на территории Польши десяти ракет-перехватчиков шахтного базирования GBI, могущих перехватывать межконтинентальные баллистические ракеты, и создания на территории Чехии информационной РЛС. Теперь вместо этого в Европейском регионе на первом этапе, к 2011 году, появятся вначале в Восточном Средиземноморье, а потом — в Северном море и повсюду в регионе платформы — корабли системы «Иджес», каждая из которых будет нести около сотни ракет SM-3 (Standard Missile-3), способных перехватывать ракеты ближней и средней дальности на высоких траектрориях. На втором этапе планируется появление в Европе этих ракет (SM-3) и в наземном варианте с размещением их в той же Польше и Чехии, а также в Турции. В последующем эти ракеты будут усовершенствованы, их боевые возможности — усилены, они станут более мощными и будут размещаться в вертикальных пусковых установках кораблей ВМФ США и в наземных шахтах. Наконец в 2020 году наступит черед, когда модернизированные комплексы SM-3 будут оснащаться межконтинентальными ракетами, и тогда европейская часть глобальной системы ПРО будет обеспечивать защиту территории США от межконтинентальных баллистических ракет, летящих из Восточного полушария. Не говоря уже о том, что эти межконтинентальные ракеты будут представлять непосредственную угрозу России.

Таким образом, новая конфигурация ПРО в Европе не менее опасна, чем прежняя. Как говорится, хрен редьки не слаще. К тому же следует иметь в виду, что судя по материалам недавней поездки вице-президента США Джозефа Байдена по странам Восточной Европы, США наращивают темпы строительства американских военных баз в Румынии и Болгарии, что также приближает военную инфраструктуру НАТО к границам России. В последнее время США активно вооружают и Турцию, хотя явных угроз ее безопасности, скажем со стороны Ирана или Греции, не просматривается.

Американский империализм — главный источник международных кризисов и конфликтов в современном мире. Сделав ставку на политику «с позиций силы» и под прикрытием массированной демагогии о «демократических ценностях», США и НАТО ведут дело к тому, чтобы устранить неугодные для них режимы и насадить повсюду в мире, в особенности в стратегических важных регионах, своих марионеток.

«Войной Обамы» все чаще называют проводимые США и НАТО военные операции в Афганистане, которые теперь распространены и на Пакистан, что создает угрозу распространения конфликтов на огромный регион, где в условиях обладания Пакистаном и Индией ядерным оружием и без того накоплено много горючего материала. Из последних сообщений следует, что администрация Обамы всерьез рассматривает возможность направления в Афганистан еще 30–40 тысяч солдат и морских пехотинцев, которые должны присоединится к 65 тыс. американских военнослужащих и примерно к 35 тыс. европейцев, уже находящихся в Афганистане. Война против талибов в Афганистане и Пакистане грозит превратится для Вашингтона во второй Вьетнам со всеми вытекающими из этого последствиями для положения США в мире.

Обуреваемые сумасбродной идеей свержения режима в Иране, который установился там в результате Исламской революции 1978—1979 гг., положившей конец шахской династии Пехлеви, верно служившей Вашингтону, правящие круги США пытаются навязать миру лживую версию, согласно которой в Тегеране только и думают о том, чтобы создать ядерное оружие и угрожать им другим странам, в том числе США. Администрация Обамы в этом отношении мало чем отличается от администрации Буша, которая до конца использовала подобный же лживый тезис для организации агрессии США против Ирака, свержения антиимпериалистического режима в этой стране, а потом и физической ликвидации С. Хусейна. Потерпев поражение в попытке свалить М. Ахмадинежада с поста президента с помощью вмешательства в избирательную кампанию в июне с.г., администрация Обамы фактически ставит теперь ультиматум: либо к январю 2010 г. Иран откажется от всех своих ядерных программ, а они по заявлениям и действиям иранцев носят сугубо мирный характер (Иран выполняет Договор о нераспространении ядерного оружия и Дополнительный протокол к нему, а также сотрудничает с МАГАТЭ), либо Вашингтон нанесет самостоятельно или с помощью Израиля сокрушительный удар по ядерным объектам Ирана. При этом на первую роль явно выдвигают Израиль — единственную страну на Ближнем Востоке, располагающую ядерным оружием, хотя и отказывающуюся это признать перед мировым сообществом.

США и при Обаме ведут линию на поддержку Израиля как своей главной опоры на Ближнем Востоке. Обама практически снял изложенные им ранее требования к Нетаньяху о прекращении строительства Израилем новых поселений на Западном берегу р. Иордан, что окончательно завело в тупик палестино-израильские переговоры в рамках процесса ближневосточного урегулирования. Заметим также, что США выступили против принятой недавно Советом по правам человека ООН резолюции, в которой действия Израиля в секторе Газа, начиная с 2006 года, квалифицированы как военное преступление и геноцид.

Добавим к этому, что США всячески затягивают вывод своих войск из Ирака под тем предлогом, что этому должно предшествовать создание в Багдаде дееспособной власти, в руки которой Вашингтон мог бы передать бразды правления в этой стране. Предстоящие в январе 2010 года парламентские выборы в Ираке, как, впрочем, и недавние фиктивные выборы в Афганистане, приведшие к возобновлению власти там «слабого», по мнению Вашингтона, Карзая, по всей видимости не оправдают надежд США на «умиротворение» Ирака, где продолжает нарастать партизанская война и земля горит под ногами оккупантов.

Как и при Буше, США при Обаме продолжают длящуюся уже полвека экономическую блокаду Кубы, а её мизерные послабления служат предметом анекдотов в Гаване. Нельзя также пройти мимо того факта, что администрация Обамы заключила недавно военное соглашение с Колумбией, соседней с Венесуэлой страной, о создании там семи военных баз и о поставках оружия режиму Урибе, пожалуй, единственному сегодня режиму в Латинской Америке, полностью зависимому от США, режиму, который готовит широкомасштабную агрессию против Венесуэлы. Колумбия сегодня — это главный опорный пункт империализма США в Южной Америке, а между тем с режимом Урибе тесно сотрудничает и медведевско-путинская Россия, поставляя ему оружие и военное снаряжение. В свете этого довольно лицемерным представляется и военное сотрудничество России с Венесуэлой.

Четвертое. Внешняя политика России на всем этом фоне представляет собой довольно-таки жалкое зрелище. Её провальность очевидна, а непоследовательность и противоречивость, шараханья и метания российской дипломатии стали, употребляя современную фразеологию, чуть ли не ее национальным брендом. И Колумбия в этом отношении — лишь один из бесчисленных примеров.

И видимо не случайно, что в Послании президента Федеральному собранию от 12 ноября с.г. коренные и животрепещущие вопросы внешней политики России по существу не рассматриваются, да и вообще фактически не комментируются. В Послании не дается необходимого анализа политики США и других западных держав по вопросам жизненно важным для безопасности России, включая вопросы разоружения, нераспространения ядерного оружия, демилитаризации космоса и пр. Игнорируются и вопросы нынешнего весьма неблагополучного состояния дел в СНГ, ОДКБ и ЕвАзЭС и не дается ответа на вопрос, почему у России в наше сложное время практически не осталось союзников.

Президент говорит о намерении России проводить «умную» внешнюю политику, «подчиненную сугубо прагматичным целям». Однако много ли требуется ума для того, чтобы шаг за шагом сдавать позиции американцам на переговорах по ограничению стратегических наступательных вооружений в условиях, когда США продолжают бесконтрольно возводить глобальную систему ПРО? Олигархическая власть как будто не замечает, что весь смысл политики США на этом направлении состоит в том, чтобы, употребляя ставшим расхожим выражение, — «вырвать у России ядерные зубы» и оставить ее беззащитной в развертывающейся смертельной схватке империалистических хищников за новый передел мира.

Что же касается дифирамбов «прагматичному подходу», то такой подход, продиктованный сиюминутной выгодой, сплошь и рядом подрывает стратегические интересы России, и уж никак не обеспечивает «лидерские позиции» России в мире, о чем печется президент в своем Послании. Такой подход уже привел к фактическому разрушению Союза России и Белоруссии, к вступлению Белоруссии, как и Украины в, по сути, антироссийское «Восточное партнерство», к осложнению отношений России со многими странами, в прошлом дружественными Советскому Союзу.

Явно вопреки интересам России медведевско-путинское руководство бсе более глубоко вовлекает страну в кровавую военную интервенцию США и НАТО в Афганистане. На основе подписанного Россией с США в июле с.г. межправительственного соглашения в Афганистан через территорию России на военно-транспортных самолетах и по железным дорогам идут широкие потоки военной техники, военного имущества и военного персонала, идут бесплатно, благодаря чему Вашингтон будет экономить 133 млн. долларов в год. Наживаются на этом, кстати, и российские компании, обслуживающие эти транзитные перевозки.

Совершенно очевидно, что указанное соглашение является вопиющим нарушением суверенитета России и практически означает прямое подключение России к военной стратегии США в Афганистане, направленной на превращение этой страны в опорный пункт американского влияния на Ближнем и Среднем Востоке и у границ Китая. В этом же контексте следует рассматривать и создание США военных баз и других военных объектов в Киргизии, Узбекистане, Таджикистане.

Крайне недальновидной и ущербной для интересов России является и политика медведевско-путинского руководства в отношении Ирана. Действуя заодно с американцами, Россия голосовала за все резолюции Совета Безопасности ООН о санкциях в отношении этой страны, вина которой состоит разве что в том, что Тегеран твердо взял курс на использование ядерной энергии в мирных целях — для развития своей экономики, Соучастие с США в политике, направленной на дестабилизацию положения в этой стране, ставит под угрозу российский контракт на строительство АЭС в Бушере. И, конечно, можно понять возмущение Тегерана, когда в условиях прямых угроз нападения со стороны США и Израиля Россия отказывается от выполнения своих обязательств по поставкам Ирану зенитных ракетных систем С-300. Известно, что такую же предательскую позицию Россия заняла и в отношении Югославии, что сделало возможными американские бомбовые удары по этой стране в 1999 году.

В хвосте американской стратегии плетется Россия и в вопросах ближневосточного урегулирования. Даже запланированная по этим вопросам международная конференция в Москве рассматривается теперь, по словам президента Медведева, лишь как «продолжение конференции в Аннаполисе», инициированной Бушем, в ноябре 2008 г. в расчете заставить палестинцев принять на переговорах с Тель-Авивом израильские условия урегулирования и согласиться на марионеточный статус будущего палестинского государства, если Израиль вообще признает необходимость его создания.

Не исключением из общего правила является и политика России в отношении КНДР. Здесь Россия также слепо следует американскому курсу, продиктованному стремлением ликвидировать социалистический строй в этой стране и попытаться добиться решения всех проблем по германскому образцу, т. е. путем поглощения КНДР Южной Кореей. Россия голосовала за все резолюции Совета Безопасности ООН о санкциях против КНДР. Не случайно и то, что российские СМИ ведут совершенно оголтелую психологическую войну против КНДР, несмотря на наличие у России Договора о сотрудничестве с этой страной.

Венцом всей этой провальной внешней политики является пресловутая концепция обеспечения безопасности в Евро-Атлантике, с которой руководство России носится уже не один год и о которой президент снова упомянул в недавнем Послании Федеральному Собранию.

Идея вовлечения России в Евро-Атлантическое партнерство новизной не блещет. В сущности, она была положена в основу первых внешнеполитических акций победившей контрреволюции, искавшей покровительства, поддержки и помощи Запада для укрепления своих позиций и обеспечения необратимости происшедшего. Ради этого были принесены в жертву национальные интересы России, дано согласие на интервенцию Запада в традиционные исторические зоны ее влияния, практически разрушены ее армия и флот, ликвидирована Организация Варшавского Договора и т. д. и т. п.

Расчеты на то, что в таком Евро-Атлантическом сообществе Россия может занять место равноправного партнера, ни на чем не основаны. Это просто невозможно при нынешнем соотношении сил и при том, что агрессивное жало НАТО никуда не исчезло. Призывы создать с участием НАТО некую, выражаясь словами президента, «эффективную площадку», «эффективный институт, который был бы способен остановить агрессора», как и его посыл в этой связи о том, что если бы такой институт существовал, то у Грузии, видите ли, «не хватило бы наглости развязать войну против Осетии» — это не просто иллюзии. Это прямо ведет к подрыву авторитета ООН, которую в том же Послании президент призывает «укреплять». По большому же счету, сама эта идея Евро-Атлантического сообщества с участием России и НАТО, это еще и вызов Китаю, и дальнейшее ее продвижение, несомненно, осложнит отношения России и с Пекином.

В общем, куда не кинь, везде клин. Везде отсутствие ответственного подхода к вопросам безопасности России, везде лицемерные недомолвки и кривляние, что делает политику России в мире беспринципной и ущербной для безопасности страны. Не хватает только того, что на переговорах по заключению нового договора на замену Договора СНВ-1, срок действия которого истекает 5 декабря, Россия пойдет на новые уступки США и НАТО, а дело, по всему видно, идет именно к этому. Но об этом подробнее можно прочесть в статье в «Гласности» № 8 за 2009 г.

Спасибо за внимание.

к оглавлению


При использовании материалов ссылка на сайт http://www.barichev.ru обязательна

 

Об авторе | О проекте | Документы ЦК | Публикации | Выступления | Книги | Письма | Ссылки| Архив