Об авторе

О проекте

Документы ЦК

Публикации

Выступления

Книги

письма

Ссылки

Архив

 

Россия и США после президентских выборов 2012

Перевод с английского
Выступление
на круглом столе в Стэнфордском университете, Сан-Франциско, по теме «Россия и США после
президентских выборов 2012 г.», 21 ноября 2011 г.

Уважаемый г-н Председатель,
Уважаемые дамы и господа!
Мне доставляет большое удовольствие выступить в столь профессиональной и выдающейся аудитории. Свое сообщение по теме «Россия и США после президентских выборов 2012 г." хотел бы начать, сделав несколько предварительных замечаний, касающихся современной международной обстановки.
Употребляя слова министра иностранных дел России С. Лаврова, отметим, что „мир вступает сегодня в зону международной турбулентности“. Обширный и стратегически важный регион Ближнего Востока и Северной Африки переживает период глубоких изменений, и применение силы, разумеется, не способствует решению накопившихся там проблем. Экономический и финансовый кризис углубляется. Рабочие и студенты, представители так называемого „среднего класса“ и интеллигенции, безработные повсюду в Европе и в Америке борются за повышение зарплаты, улучшение условий жизни и образования. Как заявил недавно Генеральный директор Международной организации труда Хуан Сомавиа, в настоящее время количество безработных в мире превышает 200 млн. человек и их число возрастает. Знаменательно, что из них 80 млн. человек приходится на молодых людей, и таким образом число безработных среди молодых людей в 2–3 раза превышает число безработных среди людей старшего возраста. Совершенно очевидно, что это плохое предзнаменование для капиталистической системы. Ясно и то, что отказ капиталистических элит считаться с растущими требованиями широких масс населения приведет только к дальнейшей дестабилизации обстановки, если не превратит ее в общий хаос. И разумеется, что любое вмешательство извне во внутренние дела государств может только усугубить ситуацию.
Продолжающаяся гонка вооружений, особенно ядерных, — еще одна из серьезных угроз для стабильности международных отношений. По данным Британско-американского информационного Совета по вопросам безопасности (БАИСБ) в предстоящие десять лет США и Россия будут оставаться главными соперниками в гонке вооружений. США, в частности, израсходуют за этот период 700 млрд. долл. на ядерные вооружения, включая 100 млрд. долл. на совершенствование и модернизацию средств доставки ядерного оружия (ракеты, самолеты, подводные лодки) и 92 млрд. долл. на совершенствование и модернизацию уже существующих ядерных боеголовок и предприятий по их производству. Что касается России, то она израсходует к 2020 году на модернизацию своей стратегической триады не менее 70 млрд. долл. (в десять раз меньше, чем США), но несмотря на такой разрыв, остается фактом, что США И Россия будут и впредь являться лидерами по количеству накопленных ядерных вооружений, во много раз превосходя по этому показателю другие ядерные государства, взятые вместе. Нельзя также игнорировать ядерные потенциалы Китая, а также Индии, Пакистана, Израиля и некоторых других стран.
К тому же в последние десятилетия возникли новые угрозы безопасности, такие как распространение оружия массового уничтожения, международный терроризм, незаконный оборот наркотиков и оружия, а также растущее неравенство между богатыми и бедными, нищета, болезни, десятки миллионов безработных, беженцев и перемещенных лиц. Нет необходимости говорить о том, что эти проблемы носят глобальный характер и могут быть решены только совместными усилиями государств и народов. И конечно же, многое будет зависеть от сотрудничества великих держав, включая США и Россию.
В этом контексте хотел бы подчеркнуть, что независимо от результатов предстоящих выборов в России, главным ориентиром и одновременно — важном инструментом в подходе России к международным делам была и остается концепция многополярного мира. Совершенно очевидно, что разнообразие путей политического, экономического и культурного развития всех государств является теперь установившимся историческим фактом. И это в полной мере отвечает неотъемлемому праву народов устраивать свою жизнь в соответствии со своими собственными желаниями.
Мы полагаем, что позитивный процесс формирования многополярного мира будет продолжен, несмотря на устаревшие взгляды и амбиции приверженцев, скажем так, идеологии Pax Americana. Конечно, до некоторого времени США останутся наиболее мощным государством, хотя бы в военном отношении. Но стоит признать, что экономический и финансовый кризис 2008 г. уже явился серьезным геополитическим потрясением для США, как и для Запада в целом. И очевидно, что ситуация не улучшается, несмотря на последние усилия „Большой восьмерки“ и „Группы-20“ по преодолению последствий кризиса. Не приходится говорить и о каком-либо влиянии на развитие кризиса предстоящих выборов в США. Другими словами, сам ход истории постепенно подтачивает образ США, как единственной супердержавы на планете, как и тезис об „руководящей роли“ США в мировых делах, хотя он до сих пор фигурирует в новейших стратегических доктринах и концепциях США и НАТО. Показательно, что даже некоторые американские политические деятели, например, бывший заместитель министра финансов С. Альтман, признают, что " в среднесрочной перспективе США должны будут действовать, опираясь на меньшую глобальную платформу, в то время, как другие, особенно Китай, получат шанс развиваться быстрее („Foreign Affairs“ January/February 2009 p.14).
Знаменательно, что, хотя кризис коснулся и Китая, его экономическая и финансовая мощь укрепилась относительно экономической и финансовой мощи Запада. Влияние Китая на глобальные процессы возросло и имеет тенденцию к дальнейшему возрастанию. Думается, что этот феномен объясняется существующим политическим строем этой страны — а именно социализмом с китайской спецификой. Но это, конечно, предмет отдельной дискуссии.
Между тем, США и Запад пытаются найти выход из кризиса на путях гонки вооружений, милитаризации космического пространства, развязывания новых конфликтов и войн. Достаточно в этом отношении указать на книгу лауреата Пулитцеровской премии Боба Вудворда „Войны Обамы“,- о войнах в Афганистане и, частично, в Пакистане и Ираке. Не забудем и военной интервенции США и НАТО в Ливии. Никто в России не зачарован волшебными сказками об установлении в Ливии демократии как главном мотиве и политической цели этой интервенции. Понятно, что за этим стоят нефть, стратегические интересы и попытки насадить в Ливии марионеточный режим, как это было, скажем, в Афганистане и Ираке. Известно, что в период с 31 марта по 18 октября с.г. авиация НАТО произвела более 9.500 военных полетов над Ливией. Погибло 50 000 ливийцев, число беженцев достигло 800 000. Кому нужна такая „демократия“ ? А теперь угроза военной интервенции нависает еще и в Иране и Сирии.
Нечего и говорить, что военная интервенция США и НАТО в Ливии является вопиющим нарушением Устава ООН и элементарных норм международного права. Согласно Уставу ООН государства — ее члены должны воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы или применения силы и разрешать международные споры мирными средствами. Средства мирного урегулирования, предусмотренные Уставом ООН (переговоры, расследования, посредничество и др.), определенно не были исчерпаны, а резолюция Совета Безопасности была преднамеренно тенденциозно истолкована и нарушена, И фактически международное право было просто-напросто выброшено за борт.
Рассматривая далее ливийскую ситуацию в контексте предстоящих президентских выборов в США, нельзя не обратить внимания на факт преемственности внешней политики демократических и республиканских администраций. Так анализируя в последнем номере „Foreign Affairs“ (за сентябрь—октябрь 2011) долговременную стратегию США, профессор Виргинского университета Мелвин Р. Леффлер пишет, что, начиная с президента Джорджа Вашингтона и вплоть до президента Барака Обамы, стремление США к первенству, желание играть роль мирового лидера, их озабоченность военным превосходством, их готовность действовать односторонне, когда они посчитают это необходимым, их уверенность в том, что без них нельзя обойтись, — „все это оставалось и остается неизменным“. Профессор также отмечает, что, постоянно говоря о своей приверженности демократическим ценностям, все американские президенты, включая Барака Обаму, не испытывали никаких трудностей в том, чтобы уклониться от этой риторики, когда это отвечало „стратегическим и материальным интересам их администраций“. С другой стороны, президент Линдон Джонсон использовал демократическую риторику, даже объясняя войну США во Вьетнаме.
Стремление США к превосходству и господству повсюду в мире, их попытки разрешать жгучие проблемы современного мира с позиций силы, естественно, не способствуют нормализации российско-американских отношений, тем более осуществлению российско- американского партнерства в мировых делах.
В качестве примера приведем в этой связи осуществляемое под руководством США расширение НАТО и неуклонную экспансию этого военного блока на Восток. Так, судя по решениям НАТО, принятым в Лиссабоне, США и НАТО до сих пор абсолютно не исключают принятия в членство НАТО Украины и Грузии, хотя эта акция носила бы вызывающе провокационный характер в особенности после того, как военная интервенция в Ливии ясно показала, что нет никаких оснований считать, что НАТО превращается в своего рода гуманитарную или миротворческую организацию.
Назовем еще один „раздражающий фактор“ в нынешних российско-американских отношениях. Речь идет о намерениях США развернуть глобальную противоракетную систему (ПРО), которая покрывала бы всю территорию США и их союзников в Европе и в других регионах. Этот процесс, как известно, был ускорен после того, как администрация президента Джорджа Буша — младшего вывела страну из Договора по ПРО 1972 г., который справедливо считался краеугольным камнем всех соглашений по стратегическим силам.
Напомним, что, как было официально объявлено в 2009 году, развертывание противоракетной системы США в Европе будет осуществлено четырьмя этапами.
В текущем, 2011 г. продолжится уже начатое развертывание в Средиземном море военных кораблей, на борту которых устанавливаются комплексы „Иджес“ („Aegis“), вооруженные ракетами-перехватчикамиСтандарт-3“ (SM-3), а также произойдет развертывание радаров противоракетной системы в Южной Европе. Как только что стало известно в ходе работы форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в Гонолулу, США не исключают, что их военные корабли будут развернуты не только в Средиземном море, но также и на Черном море, в Северном море, Баренцевом море и на Балтийском море. Позже мобильные батареи с ракетами SM-3 будут размещены в Польше и Румынии.
Планируется, что на четвертом, завершающем этапе — к 2020 году противоракетная система обеспечит перехват ракет дальностью от 1000 до 5500 км. А это означает, что территории всех стран НАТО будут защищены не только от ракет меньшего и среднего радиуса действия, но и от межконтинентальных ракет.
Хорошо известно, что переговоры между Россией и США по вопросу о создании так называемой совместной системы противоракетной обороны в Европе не достигли успеха и многие наблюдатели полагают, что фактически они зашли в тупик. Объясняя создавшуюся ситуацию, министр иностранных дел России С. Лавров сказал следующее в своем заявлении от 31 октября с. г.: " Наши партнеры уходят от ответа на простой и закономерный вопрос: если планы глобальной ПРО США, которая будет называться глобальной ПРО НАТО, не направлены против интересов России, почему нельзя заключить четкие правовые гарантии, подтверждающие, что система не нацелена на Российскую Федерацию, на наши стратегические ядерные силы? — Отсутствие ответа наводит на мысль, что наши партнеры не вполне искренни».
И совсем недавно, 11 ноября, С. Лавров продолжал: «Категорический отказ обсуждать что-либо, что может ограничить американские планы в этой области, укрепляет нас в мысли, что договориться не получится. Мы будем пытаться вести переговоры. Наше непременное условие — юридические гарантии ненаправленности этой системы против нашего потенциала сдерживания и критерии, которые позволят в любой момент проверять эту ненаправленность». В том, что касается «юридических гарантий», таковыми в частности могли бы быть двусторонние соглашения или соглашения в рамках Совета Россия-НАТО, поскольку США превращает свою противоракетную систему в систему НАТО.
В России убеждены, что США и НАТО должны изменить или существенно скорректировать свою нынешнюю позицию по жизненно важному вопросу о противоракетной системе, так как это позиция — контрпродуктивна. Компромисс должен быть так или иначе достигнут. В противном случае мы будем иметь новый раунд гонки вооружений, и некоторые из нынешних достижений, включая российско-американский Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (новый Договор СНВ-3), подписанный президентами Б.Обамой и Д.Медведевым в Праге в апреле 2010 г., будут утрачены. А российско-американской «перезагрузке» наступит конец.
Между тем, помимо Договора СНВ-3 в российско-американских отношениях имеются и другие моменты, между прочим высоко оцениваемые в США. Достаточно упомянуть ратификацию российско-американского соглашения о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии и прогресс в вопросе о вступлении России в ВТО. Определенные перспективы открываются на пути развития российско-американского сотрудничества в связи с инициативой В. Путина относительно создания Евразийского Союза, который призван стать своеобразным мостом между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом и образование которого могло бы содействовать созданию широкой системы коллективной безопасности в Евроатлантике. Хорошо известно также, что США особо заинтересованы в сотрудничестве с Россией в Афганистане и в вопросах, связанных с иранской ядерной программой. Можно отметить и некоторые достижения в работе российско-американской двусторонней президентской комиссии. Россия надеется также на сотрудничество с США в ООН.
В заключении хотел бы подчеркнуть важность недопустимости превращения российско-американских отношений в заложника выборных циклов в обеих странах. Убежден, что российско-американские отношения имеют большое будущее, если они будут развиваться на основе равноправия и будут направлены на обеспечение мира и безопасности на нашей планете.
Спасибо за внимание.

к оглавлению


При использовании материалов ссылка на сайт http://www.barichev.ru обязательна

 

Об авторе | О проекте | Документы ЦК | Публикации | Выступления | Книги | Письма | Ссылки| Архив